Урок по литературному чтению на тему Прыжок Л. Н. Толстой

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению для 4 класса


«Л. Толстой. Прыжок»


Цели: учить анализировать поступки героев; пробудить в детях сопереживание герою рассказа; развивать внимание к тексту; обогащать читательский опыт; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.

Ход урока I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, сказки всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
II. Работа с выставкой рисунков. - Ребята, рассмотрите рисунки. Расскажите, кого вы изобразили и какие черты характера старались отобразить. III. Объявление темы и постановка цели. - Сегодня мы прочитаем рассказ, герой которого совсем не похож на мальчиков из предыдущих текстов. IV. Введение в тему. на доске портрет Л. Толстого (1828-1910 гг.) - Как вы думаете, как раньше совершали морские плавания? Свободные высказывания детей. - Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м, то есть были высотой с трех-пятиэтажный дом. Показ иллюстраций. - На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьяну (показ иллюстрации), веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что обезьянка становилась виновницей неприятных происшествий. Об одном из таких происшествий, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л. Н. Толстой. V. Изучение нового материала. 1. П е р в и ч н о е ч т е н и е р а с с к а з а у ч и т е л е м. После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, когда им было страшно за мальчика. - Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? - Поступок мальчика вызывает у вас сочувствие? Одобрение? Осуждение? Вам было страшно за мальчика? 2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а с т е к с т о м. 1. Ч т е н и е 1-й ч а с т и (до слов «все замерли от страха»). - Как обезьяна развлекала матросов на палубе? - Объясните фразу «еще больше расходилась». Как можно сказать другими словами? - Найдите в тексте слова, которые описывают действия обезьяны. (Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.) - Расскажите о том, что произошло на палубе, от лица мальчика. 2. Ч т е н и е 2-й ч а с т и (до слов «глянул вниз и зашатался»). - Как думаете, мальчик осознавал, что с ним происходит? Объясните свою точку зрения. 3. Ч т е н и е 3-й ч а с т и. - Почему капитан, отец мальчика, закричал, что застрелит его? - Почему, когда все закончилось благополучно, капитан заплакал? 4. Р а б о т а в г р у п п а х. - Я предлагаю вашему вниманию план, составленный одним из учеников. План записан н а д о с к е:

1. Проказы обезьяны.

2. На корабле.

3. Погоня за обезьяной.

4. Решение отца.

5. На перекладине.

6. Прыжок. - Попробуйте пересказать по данному плану. Какую часть надо рассказывать близко к тексту? - Назовите действующих лиц. (Мальчик, капитан, матросы, обезьянка.) - Давайте проследим за поведением мальчика. - Почему мальчик полез на мачту корабля? Что руководило его поступками? н а д о с к е записаны слова: Гордость Стыд Досада Смелость Безрассудство Глупость Неосторожность Страх П р и м е ч а н и е. Важно, чтобы дети неоднозначно и неодносложно определяли свое отношение к поступку мальчика. Ведь в его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства. - Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите свой ответ словами текста. - Назовите слова-глаголы, которые показывают действие мальчика. (Раззадорился, бросил, ступил, опомнился, глянул, зашатался.) - Перечитайте самый тревожный и опасный момент. - Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.) - Что вы можете сказать о капитане? Л. Толстой о его чувствах не говорит ни слова. (Капитан - человек военный, привыкший брать ответственность в самых сложных и страшных ситуациях на себя, умеющий принимать мужественные решения, неоднократно видевший смерть очень близко. Капитан явно пережил сильнейший стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться и отчаяться: он мужественно сумел по-военному моментально принять единственно правильное решение.) - Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он испытал слишком сильное потрясение, он очень испугался за сына.) - Как вы переживали за мальчика? Свободные высказывания детей. 3. О б о б щ е н и е.

С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а.

- Соедини слово и его значение:

Мачта

отдельное помещение на судне

раззадорился

прийти в сознание

оступиться

неудачно ступить, споткнуться

Опомнился

запальчивое, вызывающее поведение

Каюта

вертикальная конструкция на палубе



- Кто главный герой рассказа? (Мальчик. Именно с мальчиком связана и завязка, и кульминация, и развязка рассказа.) - Какова роль матросов? Подтвердить свое мнение ссылками на текст. (Матросы сначала не понимали всей опасности происходящего на их глазах: эпизод с обезьяной их смешил. Потом они осознали весь драматизм положения: ведь мальчик попал в ситуацию смертельной опасности. Конечно, найти выход никто из них не смог. Но в тот момент, когда понадобилась их помощь, они не подвели: двадцать из них бросились в море спасать мальчика.) VI. Итог урока. - Вот какой случай произошел много-много лет назад во время морского путешествия. - Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Такова кульминация рассказа, то есть самый захватывающий и волнующий его момент, именно прыжок спасает мальчику жизнь.) - Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого кругосветного плавания? (Очевидно, ничего более волнующего и запоминающегося, всех потрясшего, не было.) - Рассказ Л. Н. Толстого вас чему-то научил? Писатель заставил вас о чём-то задуматься? (Из пустяка - зверек сорвал у мальчика с головы шляпу - развилось драматическое событие, которое чуть не стоило мальчику жизни.) В ы в о д: Л. Толстой осуждает легкомыслие. - Если бы вы рекомендовали своему другу почитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения вы бы отметили? - У Л. Н. Толстого много интересных рассказов, которые стоило бы вам прочитать: «Лев и собачка», «Филипок», «Акула».


© 2010-2022