Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования УУД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Печатные материалы для методического сборника МБОУ лицей № 100

Материалы вошли в сборник «Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений» / под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. -Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.- 296 с.

Тезисы к педагогическим чтениям

Карповой Ирины Васильевны

учителя начальных классов

первая квалификационная категория

Использование игровой технологии на уроках русского языка для

формирования универсальных учебных действий.

В соответствии с современными тенденциями развития общества возникает необходимость в изменении подходов к образованию, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, а задачей системы образования будет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта, а качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; являются основой организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от её предметного содержания; обеспечивают усвоение учебного содержания и формируют психологические способности учащегося.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Многие психологи в том числе и психолог Р.С. Немов считают, что игра очень эффективна для развития младшего школьника. Чтобы ребёнок хорошо обучался необходимо решить 2 важные задачи:

  1. как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома (развитие личностных и коммуникативных действий);

  2. научить их учиться, быть внимательными и усидчивыми (развитие регулятивных действий, т.е. саморегуляции).

Для поддержания постоянного интереса у учащихся к учебному процессу используются игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В строгом смысле слова так называемые игро­вые технологии техно­логиями обучения не являются, хотя их и относят к педагогическим технологиям.

Игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

  • в качестве урока-занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар­ница», «Орленок», КТД и др.).

Игровые технологии направлены на развитие не только коммуникативных действий и являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Но и направленные на формирование познавательных универсальных действий - будничные шаги по разным предметам, в том числе и при изучении русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал на уроке используется в качестве средства игры (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую);

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Существуют различные классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры:

1) обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде - 1) с предметами и без предметов,

2) настольные, комнатные и уличные,

3) компьютерные и телевизионные,

4) технические, со средствами передвижения.

Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «найди пару», на знание этимологии слов «откуда слово к нам пришло», отработка правописания слов с безударными гласными «найди слог с нужной гласной». Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят изученную тему.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.

3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

На уроке русского языка могут быть проведены типы уроков-игр:

1. Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых - прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

2. К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

3. Интеллектуальные игры.

Очень часто инициатива преподавателя в проведении игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии Семяшкина Н.И.,

1997 г.,№2.

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента - этапа урока.

1. Ориентировочный этап (целеполагание).

Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры (планирование).

Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры (реализация цели).

Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры (анализа результатов, в которых личность полностью реализу­ет себя как субъект).

Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее доброволь­ностью, возможностями выбора и элементами соревновательно­сти, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа­лизации.

Урок русского языка не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является включение в урок игровых технологий.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным, что и требует стандарт.

Игровые технологии активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования игровых технологий, в том числе и дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

6

© 2010-2022