- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык Что мы знаем о словах
Русский язык Что мы знаем о словах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шашина Е.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок русского языка Шашина Е.В.
Класс: 4
УМК «Гармония»
Тема урока: Что мы знаем о словах?
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: анализировать слова с разных точек зрения
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Ход урока
-
Орг момент.
-
Минутка чистописания. Письмо соединения букв С, л Чем опасно это соединение букв ? (Буквы держатся за ручки в нижнем соединении)
-
Актуализация знаний. Вспомните, о чем мы с вами говорим на уроках русского языка, какую тему изучаем? Посмотрите на нашу мин. Чистописания, она вам подскажет. (Мы говорим о словах) Что мы уже знаем о словах ? (Составление синквейна) Хорошо, молодцы!
-
Проверка домашнего задания. Дома я просила вас найти в дополнительной лит-ре новые исторические выражения и узнать их значение. (Ведется опрос 5-6 человек). О чем нужно помнить, при их написании? (Нужно анализировать происхождение таких слов, смотреть на их значение) Давайте потренируемся в их правильном написании : Двое детей работают на оценку у доски. Перочинный ножик, зарубить на носу, полосатая хлопушка, хороший шахматист, шапочный разбор, золотые волосы, золотая цепочка. (По ходу записи каждого словосочетания, учитель обращает внимание детей на составляющие синквейна : перочинный- устаревшее слово, зарубить на носу , шапочный разбор- историч. выражения, полосатая хлопушка, шахматист - смотри на значение этих слов, … ) Проверку проводим путем орфографического чтения по слогам и объяснением работающих у доски детей.
-
Выведение темы урока. Что вы можете сказать о двух последних словосочетаниях - золотые волосы / золотая цепочка ? (Слово золотой- используется в прямом и переносном значении.) Какова же тема нашего урока? (Прямое и переносное значение слов) Какую цель на уроке мы поставим ? Научиться различать где прямое, а где переносное значение слова)
-
Работа по раскрытию темы урока. А как вы можете объяснить , когда слово имеет прямое, а когда переносное значение? (Золотая цепочка - сделана из золота, золотые волосы - блестящие, светло-русого цвета ) Зачем употребляют слова в переносном значении, так бы и писали - светло-русые волосы ? (чтобы сделать речь более красочнее, ярче, выразительнее) Давайте откроем учебник и прочитаем тему урока и правило на стр 107. Проверим ход наших мыслей, так ли мы все раскрыл и все поняли. То, о чем мы сказали, отметьте +, а о чем не говорили --. (Дети сверяются с образцом, убеждаются в правильности хода их мыслей)
-
Закрепление темы урока. Мы с вами раскрыли тему урока. Как вы думаете, какое задание я вам предложу теперь ? (Теперь надо потренироваться, закрепить полученные знания) Я предлагаю поработать с текстом и даю вам задание на выбор : 1 задание - найти в тексте и выписать слова или словосочетания с переносным значением, 2 задание - посложнее- найти слова или словосочетания в переносном значении и составить свое предложение, где это словосочетание будет использовано в прямом значении. Записать это предложение себе в тетрадь. Вы можете выбрать для себя подходящее задание и приступать к работе. Кто выбрал задание 1- похлопайте в ладоши, кто 2 - похлопайте. Давайте быстренько проговорим алгоритм работы с текстом, чтобы вам проще было работать по нему самостоятельно:
-
Прочитать весь текст
-
Найти слова с переносным значением
-
Выписать в тетрадь или подумать над прямым значением этого слова
-
Составить свое предложение
-
Записать его в тетрадь
(Дети работают самостоятельно, с текстом упр 589, После окончания работы идет фронтальная проверка обеих групп)
-
Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель вы ставили вначале нашего урока, удалось ли вам ее достичь? Давайте вернемся к нашему синквейну, что нового вы можете в него добавить? (нужно добавить еще две составляющие - прямое и переносное значение слов)
-
Рефлексия .Вспомните свою работу на протяжении всего урока, все ли у вас получилось, со всем ли вы справились, все ли смогли?
Если у вас все получалось, все было понятно, вы чувствовали себя комфортно - тогда покажите мне раскрытую ладошку;
Если получалось не все, с заданиями вы не справлялись, чувствовали дискомфорт на уроке, тогда покажите мне свой кулачек.