Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СИПКРО











Зачётная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОБ ВБ

«Эффективные способы формирования орфографической грамотности младших школьников»

Педагогический проект

на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»










Автор проекта:

Чиркова Вера Александровна,

учитель МОУ Суходольской СОШ №1

муниципального района Сергиевский

Самарской области









Самара, 2011

  1. Введение (актуальность темы):


Звуко-буквенный анализ в начальных классах имеет большое значение

для формирования у учащихся орфографического навыка: совершенствует фонематический слух учащихся, учит четко разграничивать понятия звук и буква; предупреждает ошибки на замену и пропуск букв; лежит в основе многих орфографических правил (правописание парных согласных и безударных гласных в корне, разделительного ъ знака и т. д.). А также для совершенствования речи младших школьников: лежит в основе усвоения норм литературного произношения; разграничивает лексическое значение слов, отличающихся звуком или буквой (лук - луг, мел - мель, эскалатор - экскаватор); является важным условием выразительности чтения и устной речи.
Постановка проблемы:

Диагностика (в виде срезовых работ, объяснительных диктантов, комментированного письма и т.п.), проводимая на начальном этапе обучения (1 полугодие), показала, что дети 1-б допускают ошибки при разграничении понятий звук и буква, допускают ошибки в правописании парных согласных, безударных гласных, разделительного написания ь и ъ знаков .Характер допускаемых ошибок обусловлен неразвитостью фонематического слуха у детей.

II.Основная часть.

1.Цель:

Формирование фонематического слуха детей 1-б класса через звуко-буквенный анализ слова.

2.Задачи: • научить выделять звук в слове и определять его месторасположение; • научить отличать звук по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости; • научить детей без искажений записывать слова, которые сходны по акустическому и артикуляционному признаку, слова с разной звуковой и слоговой структурой.

3.Вид проекта:

• информационный по виду деятельности;

• монопроект по предметно-содержательной области;

• внутренний по характеру контактов;

• групповой по количеству участников;

• долгосрочный по продолжительности.

4. Участники: • учащиеся 1 -б класса • учитель начальных классов - Чиркова Вера Александровна

5. Основные направления работы:

• звуковой анализ слов;

• слогообразующая роль гласных звуков, деление слов на слоги;

• выделение ударного слога;

• различение согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;

5.Методы: словесные, наблюдение, практические методы.

6. Терминологические понятия:

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Бу́ква - отдельный символ какого-либо алфавита, графема.

Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи

Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.

Фонетический разбор слова - учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. Предполагает элементы графического анализа.

Схема фонетического разбора слова.

1 Орфографическая запись слова.

2 Деление слова на слоги и место ударения.

3 Возможность переноса.

4 Фонетическая транскрипция слова.

5 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный - звонкий - глухой (парный - непарный), твёрдый - мягкий (парный - непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный - безударный.

6 Количество звуков и букв.

7 Случаи несоответствия звука букве.

7. Механизм реализации проекта:

• игровые упражнения на вычленение звука, деление слов на слоги, определение ударного слога;

• орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука следует искать в той же части слова.

• орфографические зарядки занимают всего 5-6 минут урока. Они должны быть построены так, чтобы работа проводилась поэтапно:

а) подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

б) тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На втором этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм;

• составление звуковой схемы слов и подбор слов к готовым схемам;

• памятка с характеристикой звуков, где отражена роль гласных, в том числе особая роль е, ё, ю, я и ь и ъ знаков, согласных - парные, непарные, всегда твёрдые -[ж],[ш],[ц] и всегда мягкие- [й], [ч],[щ]

• списывание с подчёркиванием (с помощью красного, синего и зелёного карандашей подчёркиваем «звуки»;

• диктанты с «обоснованием» («Почему? Прежде, чем напишу!»)

9. Этапы выполнения работы:

Мероприятие


Сроки

Ответственные

Результат

1.

Вычленение звука в слове

Сентябрь

и в течение года

⃰ Чиркова В.А., учащиеся1-б класса

Умеют вычленять звук в слове

2.

Определение места звука на ленте букв

Сентябрь и в течение года

Умеют определять место звук на ленте букв

3.

Деление слов на слоги

Сентябрь и в течение года

Умеют делить слова на слоги

4.

Графическая запись слов.

Октябрь и в течение года

Умеют графически записывать слова.

5.

Выделение ударного слога.

Октябрь и в течение года

Справляются с выделением ударного слога

6.

Сильная и слабая позиция гласных звуков.

Октябрь и в течение года

Способны определять сильную и слабую позицию гласных звуков в слове.

7.

Подбор слов с мягкими согласными, когда мягкость на письме обозначается одним из способов: мягким знаком или гласными буквами я, е, ё, ю, и;

Декабрь и в течение года

8.

Фонетическая транскрипция слова.

Декабрь и в течение года

.

Производят транскрипцию слов

9.

Характеристика согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.

В течение года

Дают характеристику звукам по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.

10.

Случаи несоответствия звука букве.

В течение года

Объясняют несоответствие звука букве.

Рефлексия после реализации проекта и перспективный план

май

⃰ на протяжении всего времени

Проект реализован

10. Ресурсное обеспечение проекта:

• набор игр для вычленения звуков;

• схемы слов

• интерактивная доска, мультимедиапроектор;

• диск с программами (презентации к урокам)


IV. Результаты реализации проекта

1.Диагностика в конце учебного года:

Из 24 учащихся первого класса все справились с контрольной работой и произвели полный звуко-буквенный анализ предложенных учителем слов (I вариант-слово тетрадь, II вариант - слово медведь). Во втором варианте 1 ученик допустил ошибку: в первом слоге мед- звук [м'] обозначил как твёрдый звук.


• умеют выделять звук в слове и определять его месторасположение; • отличают звук по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости; • записывают без искажений слова, которые сходны по акустическому и артикуляционному признаку, слова с разной звуковой и слоговой структурой.

2. Конечный результат:

У детей сформирован фонетический слух. Они умеют производить полный звуко-буквенный анализ слова.

3. Оценка деятельности работы по проекту и перспектива проекта:

Мы считаем, что реализация этого проекта служит залогом развития орфографической грамотности и необходима его дальнейшая реализация на всех ступенях обучения в школе.

4. Информационные ресурсы:

• Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. -с. 48;

• Бондаренко А.А.Орфография для малышей. Начальная школа .2002, № 5, с.28;

• Бочкарёва Т.Д.Предупреждение ошибок. Начальная школа .2001 № 3, с.17;

• БукатовВ.М., Ершова А.П. Я иду на урок (хрестоматия игровых приёмов), Москва»Первое сентября»,2002г., с.60;

• Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с.70-83.;

• Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию. Начальная школа .1991 № 8, с.16;

• Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа .2001 №11,с.41;

• Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассника. Начальная школа. - 2000. - №6, с.24;

• Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990.

• интернет-ресурсы.



Приложение:

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

1.памятка

Буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Гласные звуки в слове всегда обозначаются красным цветом.

А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.

Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]

Всегда мягкие согласные: [Ч]. [Щ], [Й],

Всегда звонкие согласные: [М], [Н], [Л], [Р], [Й].

Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

Парные согласные: [Б]-[П] [В]-[Ф] [З]-[С] [Ж]-[Ш] [Г]-[К] [Д]-[Т]

Имеют 2 звука: Я Ё Ю Е (если:Стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука)

ВАРИАНТ ОТВЕТА У ДОСКИ:

ЯРКИЙ

1.В слове яркий ударение падает на гласную Я

2.Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ

3.В слове ЯРКИЙ две гласные буквы Я и И, поэтому два слога.

4.Буква Я имеет два звука (Й, А), потому что стоит впереди слова.(Й)-всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом; Звук (А)-гласный, обозначаем красным цветом.

5.Буква ЭР- звук (Р).Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.

6.Буква КА-звук (Кь),обозначаем зелёным цветом, потому что гласный И указывает на мягкость впереди стоящего звука.

7.Буква И- звук (И). Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.

8.Буква Й-звук (Й). Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

2.Игры.

1. Выдели слово.

Предлагаю детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Произношу три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашиваю у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Предлагаю детям несколько заданий на сообразительность :
- Подберите слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомнитте название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний - [а].
- Предлагаю ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на [а]; что начитается на [с], в середине слова звук [т]и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»

4. Шутки - минутки.

Читаю детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»

Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

5. Звуки по кругу.

(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

6. Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Работа в тетради по письму:

Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»

Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»

© 2010-2022