- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитательной системы «Счастливы вместе»
Программа воспитательной системы «Счастливы вместе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Палченкова В.В. |
Дата | 01.01.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97 п.Бреды Челябинской области
Программа
воспитательной работы
в начальных классах
«Счастливы ВМЕСТЕ»
Автор программы
учитель начальных
классов Палченкова В.В.
2013 г.
Палченкова Виктория Вениаминовна
образование - высшее
окончила Магнитогорское педагогическое училище №1, 1992г.
Государственный педагогический университет,
2005 г.
педагогический стаж- 20 лет
первая квалификационная категория
учитель начальных классов.
Многому я научилась у своих наставников,
ещё более - у своих товарищей,
но более всего - у своих учеников.
"Мое педагогическое кредо"
Несколько лет назад, с нами, учителями школы, проводился психологический тренинг. Нужно было, одним словом ответить на вопрос: "Кто я?" Не раздумывая, я ответила: "Я - учительница". Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: "Я - мать", или "Я - женщина", или "Я - человек". Но "Я - учительница!" И в тот момент я поняла, что учитель - это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего - перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Я не просто учитель. Я - первая учительница. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. "Работа - лучший способ наслаждаться жизнью", - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя - владеть сердцами своих учеников. Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников!Сколько хочется сделать сейчас
Ради этих внимательных глаз!
Как сказал один древний мудрец,
В детском сердце хранится алмаз.
Я всей жизнью его заслужу,
Я им больше всего дорожу.
Я в нем новое солнце открою
И всем людям его покажу.
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Пояснительная записка Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности. Данная программа воспитательной работы направлена на построение эффективной воспитательной системы в классе. При создании программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня. Наша школа находится в п.Бреды, на юге Челябинской области. Поселок значительно удален от культурных центров. В школе обучаются дети рабочих и служащих. Наша школа богата традициями, сотрудничает со многими учреждениями дополнительного образования: библиотеками, Детской школой искусств, краеведческим музеем, ДСЮШ, пожарной частью и другими организациями. Основной идеей программы воспитания стала идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность. Обоснованием актуальности основной идеи программы «Счастливы Вместе» считаю: - необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации; - необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Программа воспитания учащихся «Счастливы Вместе» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Цель программы: Для классного руководителя: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса. Для учащихся и родителей: создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления). Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни класса и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводится классным руководителем);
- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводится психологом).
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
Направления программы. Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
-
Счастливы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
-
Счастливы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-
Счастливы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
-
Счастливы Вместе в труде и жизни (интеллектуальное, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);
-
Счастливы Вместе в России (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
-
Счастливы Вместе в семье (воспитание уважительного отношения к старшим, к родителям, к себе и ко всему окружающему.);
Подходы к воспитанию В основе программы воспитания учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: - аксиологический Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
- системно-деятельностный Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Принципы построения программы: - принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости); - принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности; - принцип преемственности, последовательности, систематичности.
План поэтапной реализации программы воспитания Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
- 1-й этап -1 класс "Познай себя - это интересно!";
- 2-й этап -2 класс "Сотвори себя - это необходимо!";
- 3-й этап - 2 - 3 класс "Утверди себя - это возможно!";
- 4-й этап - 3 - 4 класс "Прояви себя - это реально!".
"Познай себя - это интересно!" (подготовительный) - включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность: - обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации; - изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания; -совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией. "Сотвори себя - это необходимо!"; "Утверди себя - это возможно!"; (запуск программы) и этапы реализации: - приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы; - совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения; - разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся; - организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса. "Прояви себя - это реально!" (аналитико-коррекционный) этап: - анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.
Этап "Познай себя - это интересно!" Цели этапа:
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
- о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
- требованиях и педагогической позиции учителя; - изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
- обеспечить организационное единство класса.
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
- формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
- учащиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
- формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Прогнозируемый результат: У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
У выпускника начальной школы должны быть сформированы
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- урок физической культуры,
- беседа,
- просмотра учебных фильмов,
- подвижные игры,
- туристические походы,
- спортивные соревнования,
- спортивные секции.
Счастливы Вместе с природой.
Направление деятельности: Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде) Ценности: жизнь; родная земля; планета Земля Задачи: создать условия для формирования:
- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- элементарного опыта природоохранительной деятельности; - бережного отношения к растениям и животным. Прогнозируемый результат: У выпускника начальной школы должно быть сформировано
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Виды деятельности: усвоение элементарных представлений о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, в семье позитивных образцов взаимодействия с природой получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности.
Формы деятельности:
- изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
- беседа,
- просмотр учебных фильмов;
- экскурсия,
- прогулка,
- туристический поход,
- путешествие,
- экологическая акция,
- коллективный природоохранный проект,
- творческий проект
Счастливы Вместе в мире людей
Направление деятельности: Социальное партнерство
(помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Задачи: создать условия для формирования: - первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях; - различения хороших и плохих поступков; - знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах; - элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; - почтительного отношения к родителям; - уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережного, гуманного отношения ко всему живому; - знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Прогнозируемый результат: У выпускника начальной школы должны быть сформированы:- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- у выпускника начальной школы должна быть сформирована
Виды деятельности: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Формы деятельности:
- чтение книг,
- беседа,
- экскурсии,
- заочные путешествия,
- участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
- классный час,
- просмотр учебных фильмов,
- наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
- совместные игры,
-
семейный праздник,
- КТД,
- творческий проект.
Направление деятельности. Интеллектуальное
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость Задачи: создать условия для формирования:- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;
- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарных представлений об основных профессиях;
- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умения соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Прогнозируемый результат: У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- трудолюбие;
- у выпускника начальной школы должно быть сформированы
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, умений и навыков самообслуживания в школе и дома; применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формы деятельности:
-
изучение учебных дисциплин,
- экскурсии,
- сюжетно-ролевые игры,
- игровые ситуации,
- внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
- презентации учебных и творческих достижений,
- стимулирования творческого учебного труда,
- творческий проект,
-
занятие народными промыслами,
-
природоохранительная деятельность.
Счастливы Вместе в России. Направление деятельности. Гражданско-патриотическое
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям. Задачи:создать условия для формирования:
- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; - представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России; - интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; - начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; - интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; - стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - любви к школе, своему селу, народу, России; - уважения к защитникам Родины; - умения отвечать за свои поступки; - отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.Прогнозируемый результат: У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Виды деятельности: - получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. - знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях. Формы деятельности:
- беседа,
- чтение книг,
- проведение классных часов,
- просмотр учебных фильмов,
- изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
- экскурсии,
- просмотр кинофильмов,
- путешествия по историческим и памятным местам,
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
- творческие конкурсы,
- фестивали,
- праздники,
- КТД,
- туристско-краеведческие экспедиции,
- народные игры,
- организации и проведения национально-культурных праздников,
Счастливы Вместе в семье. Направление деятельности. Семья (максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности). Ценности: воспитание уважительного отношения к старшим, к родителям, к себе и ко всему окружающему. Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
- изучение семей учащихся;
- тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;
- праздники семьи, спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 Марта, День пожилого человека и др.), и красным датам школы (Первое сентября, День учителя, Праздник последнего звонка и т. д.);
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,
- экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Направление деятельности:
Диагностическое сопровождение процесса реализации программы
Критерии эффективности воспитательного процесса:
- развитость личности -
-
Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
- Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).
- Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)
- Обладание способностью к рефлексии (Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. - Красноярск, 2007)
- Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
- наличие и сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина),
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности - «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.; Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении; Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения». Показатели эффективности реализации программы:
-
Проявление индивидуальности классного коллектива.
-
Развитие классного и школьного самоуправления.
-
Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
-
Рост познавательного интереса к истории своего посёлка, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музея, выставок и других учреждений культуры.
-
Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
-
Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
-
Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
-
Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
-
Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
-
Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
-
Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
Модель выпускника начальной школы
Ресурсное обеспечение.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,2000.
- «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.;
- И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.
- Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. - Красноярск, 2007
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
24