- Преподавателю
- Начальные классы
- Ребёнок левша - признак таланта
Ребёнок левша - признак таланта
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева О.Ю. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»
Особый контингент школы - левши
(Дифференцированный подход к обучению)
Подготовила Сергеева Ольга Юрьевна,
преподаватель теоретических дисциплин
Подпорожье
2014 год Сегодня проблема леворукости остаётся одной из самых серьёзных в педагогике и психологии. Нам необходимо признать, что в настоящее время значительную часть детей составляют левши. Одарены ли они особенно или это просто недостаток? Можно с уверенностью сказать, что ребёнок левша - это признак таланта. Это говорит о том, что ребёнок нестандартен, а это преимущество. Работать с такими детьми одно удовольствие, это тот редкий шанс посмотреть на мир другими глазами - глазами художника, поэта, фантазёра, философа. Именно поэтому в школах искусств, музыкальных и художественных школах очень много левшей, т.к. доминирование правого полушария способствует большей одарённости в художественно-эстетической деятельности. Леворукость - не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга, это отражение определённой межполушарной асимметрии мозга. Творческая работа вообще у детей связана с процессом взаимодействия межполушарных интеграций, что позволяет использовать образный характер зрительной информации. Оба полушария принципиально различаются способом их обработки. Левое обрабатывает её аналитически, использует «точное», «нормативное», научно-логическое, вербально-знаковое описание, одновременно отвечая за усвоение накопленного опыта. Правое обрабатывает зрительную информацию синтетически, целостно, использует «неформальное», эмоционально-образное описание, одновременно отвечая за собственное открытие «нового». Подобное разделение достаточно условно, но именно правое полушарие более активизировано у творцов, и при его разрушении страдает творческий потенциал. И, наоборот, за счёт торможения активности левого полушария, например, во время снятия «цензуры» головного мозга при гипнозе, повышаются резервные возможности творческих способностей человека. Наукой доказано, что левое полушарие придаёт эмоциональным реакциям на те или иные события положительную окраску, тогда как правое полушарие ответственно за эмоциональные состояния с негативной окраской и способствует тому, что человек видит прежде всего отрицательные стороны событий. Поэтому на практике мы наблюдаем эмоциональную уязвимость «правополушарных» детей, повышенную невротичность, которые ощущают левши и испытывают при этом психологический пресс, физиологические затруднения от «правосторонних» шаблонов современной жизни. У правшей, прежде всего, предполагается чёткое разделение функций между полушариями. Организация работы мозга правшей опирается на относительно крупные сравнительные единицы, каждая из которых при этом достаточно независима от других, но все зоны взаимосвязаны. В отличие от них перерабатывающая информацию система левшей состоит из сотни мелких единиц, каждая из которых меньше, чем нужно для решения самой простой задачи. «Рассеянная» система объединена обширными, но слабыми связями. Она имеет преимущества в сложных интегративных действиях, но создаёт неудобства при выполнении простых заданий. Психологи подтверждают, что левшам трудно работать в больших группах в условиях строгих регламентов и жёсткого подчинения. Как правило, это инициативные люди, с развитой интуицией. У них лучше получается индивидуальная работа, где нет строгого подчинения. В этом направлении и нужно развивать ребёнка-левшу. Их творческие работы всегда поражают, приводят в восторг. В таких работах чувствуется душа ребёнка, его эмоциональная широта, так как эти дети свободны в выражении чувств. Во время работы с такими детьми в порыве их эмоций часто наблюдается, на первый взгляд, неаккуратность, несобранность и т.д., но в конечном итоге всё это придаёт и процессу работы, и продукту творчества необыкновенную жизнь. Занимаясь исследовательской деятельностью, я придерживаюсь следующей гипотезы: «правополушарные» дети обладают специфической организацией функции головного мозга и в силу этого отличаются одарённостью в некоторых областях творческой деятельности, не требующих чрезвычайно развитой речевой функции, в частности в музыкальном, изобразительном и хореографическом искусстве. Однако, исследования неизбежно затрагивают две серьёзные проблемы: - психологические особенности «правополушарных» детей; - психологию детской одарённости в искусстве. Основные направления исследования: 1. Изучение особенностей и форм креативности этой категории детей. 2. Изучение особенностей и проявлений левшества. 3. Исследование некоторых особенностей личности, физического здоровья детей. 4. Изучение условий жизни (семья, школа и т.п.). 5. Получение типов сочетания левшества и креативности. 6. Разработка схемы и методов получения «портрета» правополушарного ребёнка. 7. Характеристика некоторых методов и форм работы с правополушарными детьми на занятиях художественно-эстетической деятельностью. Используемые методы исследования: 1. Собеседование с родителями. 2. Изучение ребёнка на основе установления доверительных отношений. 3. Наблюдение преподавателя. 4. Экспертиза результатов (продуктов) творческой деятельности ребёнка. 5. Тестирование типа левшества. 6. Психологические методики, направленные на изучение хода и специфики развития ребёнка. Эти исследования необходимы для разработки индивидуального образовательного маршрута, главная особенность которого - тонкий учёт специфики леворукости, создание информационно-чувственного пространства для творческой свободы на занятиях. Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога:
- Последовательное осуществление цикла сопровождения;
- Владение комплексом диагностических методик;
- Любовь к ребёнку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
- Ожидание успеха в решении затруднений ребёнка, готовность оказать содействие и прямую помощь при их решении, отказ от субъективных оценок и выводов;
- Поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
- Признание личностного равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;
- Умение быть товарищем, партнёром;
- Систематическое осуществление преподавателем самоанализа, самоконтроля, рефлексии;
- Признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу»; « не хочу»).
- Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
- Демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность, изобретателен в использовании материалов и идей);
- Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации, способен по-разному, гибко подойти к проблеме или к использованию материалов;
- Способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат;
- Склонен к завершённости и точности на художественно-прикладных занятиях.
- Ребёнок проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
- В мельчайших деталях запоминает увиденное;
- Проводит много времени за рисованием или лепкой;
- Весьма серьёзно относится к своим занятиям и получает от них большое удовольствие;
- Демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- Оригинально использует средства художественной выразительности;
- Экспериментирует с использованием традиционных материалов;
- Особенно строит композицию картин или рисунков, его произведения включают множество деталей;
- Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
- Ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- Определяет средства музыкальной выразительности;
- Легко повторяет короткие ритмические фрагменты;
- Узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;
- С удовольствием подпевает.
Список использованной литературы
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1991. 2. Макарьев И. Если ваш ребёнок - левша. - СПб., 1995. 3. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. - М., 1991. 4. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Под ред. А.Р.Лурия. - М., 1978. 5. Школа на пороге нового века. Образовательная программа - маршрут ученика / Под ред. А.Тряпицыной. - Спб., 1998.
Иллюстрации и Интернет-ресурсы
subscribe.ru uch.znate.ru sarapulmama.ru sobesednik.ru happy-giraffe.ru m.ctv.by