«Звук [ж], буквы Ж, ж»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок

обучения грамоте

по теме

«Звук [ж], буквы Ж,ж»


Составила:

учитель начальных классов

МКОУ «Нижнегрижинская средняя

общеобразовательная школа»

Мухина Валентина Александровна

Декабрь, 2015 год.


Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж»,

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить с буквой Ж и звуком [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно - логическое, наглядно - образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

  • Формирование УУД:
- личностные результаты:
  • проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты: а) Познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме. б) Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; в) Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • парная;

  • индивидуальная

Оборудование: презентация, образцы печатных букв «Ж» и «ж», схемы слов, карточки, аудизапись (песнь чижа).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. I. Мотивация к деятельности

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наш урок принесёт вам радость общения друг с другом. Каждый урок несёт нам частичку знаний.

- Вот и сегодня вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов.

Мы умные,

мы дружные.

Мы внимательные, мы старательные.

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.


  1. II. Актуализация имеющихся знаний

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

- Сколько всего букв в русском языке? - Посмотрите на ленту букв и скажите: на какие две группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Сколько гласных букв в русском языке? Назовите. - Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите. - Назовите гласные, слияние с которыми твёрдое. - Назовите гласные, слияние с которыми мягкое.

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Назовите согласные звонкие…глухие, парные, непарные

- А что вы знаете интересного о звуке Ш ? Какие согласные твёрдые вы ещё знаете?

- А что вы знаете интересного о звуке Ч ? Какие согласные мягкие вы ещё знаете?


33 буквы

Гласные и согласные

10 (а, о, у, ы, э,

е, ё, ю, и, я)

6 (а, о, у, ы, э, и)

а,о,у,ы,э

е,ё,ю,я,и

называют

Буква Ш - всегда обозначает твердый звук

Буква Ч - всегда обозначает мягкий звук Ч

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать цель деятельности на уроке.

регулятивные: осуществлять самоконтроль; отличать верно данный ответ от неверного;


коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

Послушайте слова и найдите во всех словах одинаковый звук. (ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи)

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какие цели ставим перед собой?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

Буква Ж, ж

познакомиться с новой буквой, учиться давать характеристику звукам; читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;

  1. IV. Совместное открытие знания

Поиск решения проблемы

- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «жаба» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану.

составляют схемы слов.

Вывод:

звук Ж всегда твёрдый!

регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других


  1. V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа по учебнику.

1. Чтение слогов с буквой «Ж, ж» на с.25

С какими гласными дружит буква "ж"? Как будем читать её? Почему?

Прочитайте слоги самостоятельно;

хором. -Какая буква сигнал опасности? Какая буква - опасное место? Сформулируй правила правописания. -Вспомни другие "опасные" сочетания, похожие на эти.

-Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26

-Это нужно запомнить!

2.Чтение слов на с.25

друг, дружок

могу, может

жук, Жучка

телега, тележка

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!

Физминутка

Лежебока рыжий кот (встать за партой);
отлежал себе живот (потянуться);
Встал и выгнул спину в мост (согнуться);
Распушил красивый хвост (прогнуться);
Мягко лапками пошёл (изобразить кота);
Тихо песенку завёл (сесть за парту).

Какие слова со звуком [ж] встретились в физминутке?

3. Чтение рассказа «Чиж».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- А кто такой чиж?

-Какие чувства вы испытываете?

Вопросы по содержанию:

- Кто был у Вари?

- Где жил чиж?

- Что сказала Варя чижу?

- Что ответил чиж?

-Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы?

"Ж" дружит с гласными "а", "у", "о", "и", "е".

И, Е

Жи пиши с гласной и, же - с гласной е.

Ши пиши с гласной и,

ше - с гласной е.

Дети читают.


дети читают



Называют слова, звуки. Где они стоят? (стоят в начале слова, в середине)

Читают «цепочкой», отвечают на вопросы, слушают пение чижа

ответы детей

ответы детей


  1. VI. Самостоятельная работа с проверкой

подчеркнуть в словах все буквы Ж, составить схему слова

(жук, жеребёнок, жаворонок, пожар, лужа, жёлуди

Алина, Андрей: схема слова ЖУК;

Гридина Р., Непочатых Р, Плюхина В -схема слов жеребёнок, жаворонок.

Ворона Ж. подчеркнуть только буквы Ж

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы;

умение работать самостоятельно

  1. VI. Включение в систему знаний и повторений

1. Вставайте каждый раз, когда услышите звук Ж.

(кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щётка, ежик, лиса, жук, ужи).

2.Превращение слов - волшебная цепочка

3. Ответьте на вопросы. Все ответы на букву Ж.

Кличка собаки из сказки "Репка"

Животное с самой длинной шеей.

Птицы, летящие клином.

Что у человека дороже всего?

Детская игра.

Плод дуба.

Детеныш лошади.

Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины?

Как же называется буква, которая обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ж]?

На что похожа эта буква?

Ножницы, лыжи. Жук, ужи

Жук-лук-сук

Жучка

жираф

журавли

жизнь

жмурки

жёлуди

жеребёнок

жаба

буква Ж

жук

познавательные:

общеучебные логические (анализ объекта, синтез, сравнение);

личностные : ценностно-смысловые ориентации, самоопределение.

  1. VII. Рефлексия

Какие открытия сделали о новой букве?

Что появляется на небе, когда светит солнце и заканчивается дождик?

Если вы хорошо потрудились, то раскрасьте солнышко таким цветом, в названии которого есть звук [ж] (желтый, оранжевый)

Если вы считаете, что могли бы работать лучше, то раскрасьте тем цветом, в названии которого не встречается звук [ж]

Раскрашивают солнышко, оценивая свою работу.

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.



© 2010-2022