• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2 города Коврова

























Конспект урока по предмету «Русский язык»

тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

( 3 класс)

























Разработал учитель II квалификационной категории

Кучина Наталья Алексеевна

2010 год

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)









Учитель II квалификационной категории

Кучина Наталья Алексеевна



Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» (3класс, март)

Учитель начальных классов основной общеобразовательной школы №2 города Коврова Кучина Наталья Алексеевна.

Цель:

  • Учить правильно писать родовые окончания имён прилагательных,

развивать умение определять род имён прилагательных

  • Создать условия для развития: речи, мышления, памяти, наблюдательности, орфографической зоркости.

  • Формировать учебно-познавательные, коммуникативные и креативные компетенции.

  • Воспитывать любознательность, аккуратность.

Оборудование:

  • компьютерная презентация

  • карточки для учащихся

Литература:

  • «Правописание в начальных классах» М.Р.Львов, Москва «Просвещение», 1990

  • «Весёлая грамматика» В Волина, издательство «Знание» Москва, 1995

  • «Практический курс по русскому языку для начальной школы» издательство «АСТ» Москва, 1998

  • «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс » Г.А.Бакулина, Москва, 2001











Ход урока.

1.Организационный момент.

-Встали все красиво, тихонечко все сели. Закройте глазки и мысленно скажите себе «Я внимателен, я хорошо думаю, я догадлив, я уверен в себе».

-Я желаю вам успехов и удач!

- Что интересного о прилагательном вы узнали на прошлом уроке? ( имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам) Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Как узнать род имени прилагательного? ( по роду имени существительного, с которым имя прилагательное связано)

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли упр. № 118на стр. 73.

- Что вы должны были сделать? ( отгадать загадки, найти имена прилагательные, определить род и выделить окончания)

- Проверьте правильность выполнения по образцу

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Оцените себя.

- А некоторые ребята подобрали другие загадки.

-Давайте послушаем и попробуем отгадать ( спросить 2-3 человека).

- Какая часть речи помогает описать предмет? (имя прилагательное)

- Что такое имя прилагательное? ( это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

- Как изменяются имена прилагательные? ( в единственном числе по родам)

- Как определить род имени прилагательного? ( по имени существительному с которым имя прилагательное связано)

3.Подготовка к основному этапу.

-Какая тема нашего урока? ( «Изменение имён прилагательных по родам»)

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Как вы думаете, что нам предстоит вспомнить на уроке по изучаемой теме? ( как определить род имени прилагательного)

- Работать мы с вами будем по такому плану. Читает 1 ученица.

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

Минутка чистописания.

-Но сначала, как обычно, минутка чистописания.

-Выполним упражнения для глаз и рук.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

Д! ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее.

-Запишите эти сочетания букв каллиграфически правильно.

- Оцените себя.

- Догадайтесь, почему я написала эти сочетания букв? ( они связаны с изучаемой орфограммой)

- Как они связаны с изучаемой орфограммой? ( это родовые окончания имён прилагательных)

- Давайте вспомним, прилагательные какого рода имеют окончания -ая-,

-яя- и отвечают на вопрос какая?( женского рода)

- Прилагательные какого рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой-, -ый-, -ий- (мужского рода)

- Прилагательные какого рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания -ое-, -ее-?( среднего рода)

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.

- По каким признакам можно определить род имени прилагательного? ( по существительному и родовому окончанию)

- А теперь, чтобы проверить, как вы научились определять род имени прилагательного выполним задание на карточке №1.

Дифференцированное задание.

- Задания у всех разные.

1 группе: у прилагательных определить род и выделите окончание

В марте стояла тёплая погода. Ночью тонкий лёд затягивал лужи. С крыши свисала ледяная бахрома. Днём яркое солнышко топило снег. Сосульки плакали.

2 группе: найти имена прилагательные , определить род и выделите окончание.

В марте стояла тёплая погода. Ночью тонкий лёд затягивал лужи. С крыши свисала ледяная бахрома. Днём яркое солнышко топило снег. Сосульки плакали.

3 группе: используя слова для справок составьте текст ; у имён прилагательных определите род и выделите окончание.

В марте стояла ____________ погода. Ночью __________ лёд затягивал лужи. С крыши свисала __________ бахрома. Днём ____________ солнышко топило снег. Сосульки плакали.

Слова для справок: тёплая, яркое, ледяная, тонкий

- Проверка. Какой получился текст?

- Назовите имена прилагательные мужского рода ( тонкий)

- Какое окончание у этого прилагательного? ( -ий-)

- Назовите имена прилагательные женского рода? ( ледяная, тёплая)

- Какое окончание у этих прилагательных? ( -ая-)

- Назовите имя прилагательное среднего рода ( яркое)

- Какое окончание у этого прилагательного? ( -ое-)

-Оцените себя.

Итак, как определить род имени прилагательного? ( рассказывает 1 ученик)

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

- Нас ждёт новое задание.

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

)

-Прочитайте словосочетания. Запишите их. Когда будете записывать, вспомните про родовые окончания имён прилагательных. Можно воспользоваться таблицей в учебнике на стр. 71 из упр. №116.

- Давайте проверим.

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Какое окончание вы написали в слове солнечный? (-ый-)

- Почему? ( т.к. это прилагательное м.р.)

- Какое окончание вы написали в слове сладкая?( -ая-)

- Почему? ( т.к. прилагательное ж.р.)

- Какое окончание написали в слове голубое? ( -ое-)

- Почему? ( т.к. прилагательное ср.р.)

-Оцените себя.

-Что вы делали, для того, чтобы правильно написать родовое окончание у имени прилагательного?

-Давайте составим алгоритм ( работа в парах)

На партах у вас лежит алгоритм, но шаги в нём перепутаны. Наведите порядок.

- Самостоятельная работа в парах. Проверка.

- Что нужно сделать первым? вторым? …

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

Проверка: Кто составил такой же алгоритм?

5. Закрепление знаний и способов действий.

- Сейчас, используя наш алгоритм, объясним написание родовых окончаний имён прилагательных.

Физ. минутка.

- Давайте откроем учебники на стр. 75 и найдём упр. 122.

- Что нужно сделать? (Вставить пропущенные окончания имён прилагательных)

- Устно по цепочке ( Образец: Радостн…весть, весть ж.р, значит и радостная ж.р., а у прилагательных ж.р. пишем окончание -ая-)

(зимняя дорога, дремучий лес, северный ветер, весёлая песня, утренняя роса, трескучий мороз, горячее молоко, верхняя одежда, вечерняя заря, интересная книга, лёгкий туман, домашнее задание, ближнее озеро)

- Во время работы со словосочетаниями спросить как понимают значение слов:- дремучий ( глухой, частый, густой)

- трескучий ( сильный)

- лёгкий ( слабый, небольшой)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного? ( рассказывает ученик)

- Проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого выполним задание.

Вы сейчас выступите в роли учителя. Вам необходимо проверить работу одного ученика.( найти и исправить ошибки)

Дифференцированное задание на карточке.

1 группе:

Какое прекрасное весенний утро! Утренний роса блестит на траве. Лёгкая ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёное травка. Утром воздух свежий и чистое.

2 и 3 группе:

Какое прекрасное весенний утро! Утренний роса блестит на траве. Лёгкая ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёное травка. Утром воздух свежий и чистое.

Проверка. На какое правило допустил ошибки ученик? ( на правописание родовых окончаний имён прилагательных)

- Назовите прилагательные, в которых ученик неверно написал окончания и докажите почему? ( по одному отвечают)

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Кто нашёл все ошибки?

- Кто был не очень внимательным?

-Оцените себя.

- Как правильно писать родовые окончания имён прилагательных?

( отвечает 1 ученик)

- Выполним последнее задание.

Я вам буду диктовать словосочетания, а вы должны их записать. Когда будете записывать имена прилагательные, не забывайте про алгоритм, чтобы правильно написать родовое окончание.

У некоторых ребят на партах лежат карточки - опоры. Воспользуйтесь ими.

Женский род

какая?

-ая-, -яя-

Мужской род

какой?

-ий-, -ый-, -ой-

Средний род

какое?

- ое-, -ее-

Хороший врач, весёлая песня, высокое дерево, синее море, летняя ночь, крепкий дуб.

-Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте друг друга.

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

- Вернули тетради друг другу. Оцените себя.

Кто записал родовые окончания у прилагательных правильно?

( светофорики)

- Кто допустил ошибку?

-Оцените себя.

- Наш урок подходит к завершению.

6. Информация о домашнем задании.

-Давайте посмотрим домашнее задание. Откройте учебники на стр. 74 упр.№121.

- Что вам необходимо сделать? ( Списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

- О чём надо помнить, чтобы правильно записать родовые окончания имён прилагательных? ( про алгоритм)

- Я вам выдаю алгоритм, воспользуйтесь им при выполнении домашней работы.

- А Полине, Вике Селивановой, Марине, Саше Шундикову используя словосочетания из упражнения ещё составить 3-4 предложения.

7.Подведение итогов.

- Вернёмся к плану

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)

На все ли вопросы с вами ответили?

( светофорики)

- Всё запланированное выполнили.

8.Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

- Кто поставил себе +; ? ( светофорики)

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? ( мордочки)

- Работали хорошо…, были активны на уроке …..

- Спасибо всем за урок.

Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)



© 2010-2022