- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)
Конспект урока по предмету «Русский язык» тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучина Н.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 города Коврова
Конспект урока по предмету «Русский язык»
тема «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных»
( 3 класс)
Разработал учитель II квалификационной категории
Кучина Наталья Алексеевна
2010 год
Учитель II квалификационной категории
Кучина Наталья Алексеевна
Конспект урока по предмету «Русский язык»
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» (3класс, март)
Учитель начальных классов основной общеобразовательной школы №2 города Коврова Кучина Наталья Алексеевна.
Цель:
-
Учить правильно писать родовые окончания имён прилагательных,
развивать умение определять род имён прилагательных
-
Создать условия для развития: речи, мышления, памяти, наблюдательности, орфографической зоркости.
-
Формировать учебно-познавательные, коммуникативные и креативные компетенции.
-
Воспитывать любознательность, аккуратность.
Оборудование:
-
компьютерная презентация
-
карточки для учащихся
Литература:
-
«Правописание в начальных классах» М.Р.Львов, Москва «Просвещение», 1990
-
«Весёлая грамматика» В Волина, издательство «Знание» Москва, 1995
-
«Практический курс по русскому языку для начальной школы» издательство «АСТ» Москва, 1998
-
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс » Г.А.Бакулина, Москва, 2001
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Встали все красиво, тихонечко все сели. Закройте глазки и мысленно скажите себе «Я внимателен, я хорошо думаю, я догадлив, я уверен в себе».
-Я желаю вам успехов и удач!
- Что интересного о прилагательном вы узнали на прошлом уроке? ( имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)
- Как узнать род имени прилагательного? ( по роду имени существительного, с которым имя прилагательное связано)
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы выполняли упр. № 118на стр. 73.
- Что вы должны были сделать? ( отгадать загадки, найти имена прилагательные, определить род и выделить окончания)
- Проверьте правильность выполнения по образцу
- Оцените себя.
- А некоторые ребята подобрали другие загадки.
-Давайте послушаем и попробуем отгадать ( спросить 2-3 человека).
- Какая часть речи помогает описать предмет? (имя прилагательное)
- Что такое имя прилагательное? ( это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
- Как изменяются имена прилагательные? ( в единственном числе по родам)
- Как определить род имени прилагательного? ( по имени существительному с которым имя прилагательное связано)
3.Подготовка к основному этапу.
-Какая тема нашего урока? ( «Изменение имён прилагательных по родам»)
- Как вы думаете, что нам предстоит вспомнить на уроке по изучаемой теме? ( как определить род имени прилагательного)
- Работать мы с вами будем по такому плану. Читает 1 ученица.
Минутка чистописания.
-Но сначала, как обычно, минутка чистописания.
-Выполним упражнения для глаз и рук.
-Внимательно посмотрите на данную запись:
Д! ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее.
-Запишите эти сочетания букв каллиграфически правильно.
- Оцените себя.
- Догадайтесь, почему я написала эти сочетания букв? ( они связаны с изучаемой орфограммой)
- Как они связаны с изучаемой орфограммой? ( это родовые окончания имён прилагательных)
- Давайте вспомним, прилагательные какого рода имеют окончания -ая-,
-яя- и отвечают на вопрос какая?( женского рода)
- Прилагательные какого рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой-, -ый-, -ий- (мужского рода)
- Прилагательные какого рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания -ое-, -ее-?( среднего рода)
- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.
- По каким признакам можно определить род имени прилагательного? ( по существительному и родовому окончанию)
- А теперь, чтобы проверить, как вы научились определять род имени прилагательного выполним задание на карточке №1.
Дифференцированное задание.
- Задания у всех разные.
1 группе: у прилагательных определить род и выделите окончание
В марте стояла тёплая погода. Ночью тонкий лёд затягивал лужи. С крыши свисала ледяная бахрома. Днём яркое солнышко топило снег. Сосульки плакали.
2 группе: найти имена прилагательные , определить род и выделите окончание.
В марте стояла тёплая погода. Ночью тонкий лёд затягивал лужи. С крыши свисала ледяная бахрома. Днём яркое солнышко топило снег. Сосульки плакали.
3 группе: используя слова для справок составьте текст ; у имён прилагательных определите род и выделите окончание.
В марте стояла ____________ погода. Ночью __________ лёд затягивал лужи. С крыши свисала __________ бахрома. Днём ____________ солнышко топило снег. Сосульки плакали.
Слова для справок: тёплая, яркое, ледяная, тонкий
- Проверка. Какой получился текст?
- Назовите имена прилагательные мужского рода ( тонкий)
- Какое окончание у этого прилагательного? ( -ий-)
- Назовите имена прилагательные женского рода? ( ледяная, тёплая)
- Какое окончание у этих прилагательных? ( -ая-)
- Назовите имя прилагательное среднего рода ( яркое)
- Какое окончание у этого прилагательного? ( -ое-)
-Оцените себя.
Итак, как определить род имени прилагательного? ( рассказывает 1 ученик)
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
- Нас ждёт новое задание.
)
-Прочитайте словосочетания. Запишите их. Когда будете записывать, вспомните про родовые окончания имён прилагательных. Можно воспользоваться таблицей в учебнике на стр. 71 из упр. №116.
- Давайте проверим.
- Какое окончание вы написали в слове солнечный? (-ый-)
- Почему? ( т.к. это прилагательное м.р.)
- Какое окончание вы написали в слове сладкая?( -ая-)
- Почему? ( т.к. прилагательное ж.р.)
- Какое окончание написали в слове голубое? ( -ое-)
- Почему? ( т.к. прилагательное ср.р.)
-Оцените себя.
-Что вы делали, для того, чтобы правильно написать родовое окончание у имени прилагательного?
-Давайте составим алгоритм ( работа в парах)
На партах у вас лежит алгоритм, но шаги в нём перепутаны. Наведите порядок.
- Самостоятельная работа в парах. Проверка.
- Что нужно сделать первым? вторым? …
Проверка: Кто составил такой же алгоритм?
5. Закрепление знаний и способов действий.
- Сейчас, используя наш алгоритм, объясним написание родовых окончаний имён прилагательных.
Физ. минутка.
- Давайте откроем учебники на стр. 75 и найдём упр. 122.
- Что нужно сделать? (Вставить пропущенные окончания имён прилагательных)
- Устно по цепочке ( Образец: Радостн…весть, весть ж.р, значит и радостная ж.р., а у прилагательных ж.р. пишем окончание -ая-)
(зимняя дорога, дремучий лес, северный ветер, весёлая песня, утренняя роса, трескучий мороз, горячее молоко, верхняя одежда, вечерняя заря, интересная книга, лёгкий туман, домашнее задание, ближнее озеро)
- Во время работы со словосочетаниями спросить как понимают значение слов:- дремучий ( глухой, частый, густой)
- трескучий ( сильный)
- лёгкий ( слабый, небольшой)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного? ( рассказывает ученик)
- Проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого выполним задание.
Вы сейчас выступите в роли учителя. Вам необходимо проверить работу одного ученика.( найти и исправить ошибки)
Дифференцированное задание на карточке.
1 группе:
Какое прекрасное весенний утро! Утренний роса блестит на траве. Лёгкая ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёное травка. Утром воздух свежий и чистое.
2 и 3 группе:
Какое прекрасное весенний утро! Утренний роса блестит на траве. Лёгкая ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёное травка. Утром воздух свежий и чистое.
Проверка. На какое правило допустил ошибки ученик? ( на правописание родовых окончаний имён прилагательных)
- Назовите прилагательные, в которых ученик неверно написал окончания и докажите почему? ( по одному отвечают)
- Кто нашёл все ошибки?
- Кто был не очень внимательным?
-Оцените себя.
- Как правильно писать родовые окончания имён прилагательных?
( отвечает 1 ученик)
- Выполним последнее задание.
Я вам буду диктовать словосочетания, а вы должны их записать. Когда будете записывать имена прилагательные, не забывайте про алгоритм, чтобы правильно написать родовое окончание.
У некоторых ребят на партах лежат карточки - опоры. Воспользуйтесь ими.
Женский род
какая?
-ая-, -яя-
Мужской род
какой?
-ий-, -ый-, -ой-
Средний род
какое?
- ое-, -ее-
Хороший врач, весёлая песня, высокое дерево, синее море, летняя ночь, крепкий дуб.
-Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте друг друга.
- Вернули тетради друг другу. Оцените себя.
Кто записал родовые окончания у прилагательных правильно?
( светофорики)
- Кто допустил ошибку?
-Оцените себя.
- Наш урок подходит к завершению.
6. Информация о домашнем задании.
-Давайте посмотрим домашнее задание. Откройте учебники на стр. 74 упр.№121.
- Что вам необходимо сделать? ( Списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.
- О чём надо помнить, чтобы правильно записать родовые окончания имён прилагательных? ( про алгоритм)
- Я вам выдаю алгоритм, воспользуйтесь им при выполнении домашней работы.
- А Полине, Вике Селивановой, Марине, Саше Шундикову используя словосочетания из упражнения ещё составить 3-4 предложения.
7.Подведение итогов.
- Вернёмся к плану
На все ли вопросы с вами ответили?
( светофорики)
- Всё запланированное выполнили.
8.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
- Кто поставил себе +; ? ( светофорики)
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? ( мордочки)
- Работали хорошо…, были активны на уроке …..
- Спасибо всем за урок.