Конспект урока русского языка на тему Связь имен существительных с именами прилагательными (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным. Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным. Тип: комбинированный. Цели: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные Повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета. Научитьсяставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании, подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот. Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка). Межпредметные связи: с литературным чтением (знание русских народных сказок)

Ресурсы урока Для учителя: доска SMART, CD (электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого): «Имя прилагательное». Для учащихся:

Ход урока: Содержание деятельности учителя: Виды деятельности обучающихся

  1. Мотивация к познавательной деятельности. Актуализация знаний.

Чистописание. Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками. - Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь? - Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? - Какой частью речи являются названные вами слова? - Что вы знаете об имени прилагательном? Молодцы! Вы много знаете по этой теме.





Словарная работа: На доске записаны слова: Ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. - От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.











- Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.



- Поднимите руки те, у кого всё получилось?

- Что вам позволило подобрать нужные слова?

- Какие именно знания вам пригодились? Образованные вами слова обозначают предметы? действия предметов? - Как вы подбирали к прилагательным существительные?







- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Назовитетемуурока.

Пишут в тетрадях: ая , ое , ие , ые , яя , ее , ий , ый .

Выдвигают свои предположения, приводят примеры слов с окончаниями ая , яя , ое и др.; отвечают на вопросы ( имя прилагательное - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?





Самостоятельно образуют прилагательные и записывают их в тетрадях: Ветер - ветряная мельница, земляника - земляничный пирог, суббота - субботний вечер, сахар - сахарная пудра, берёза - берёзовый сок. Подчёркивают каранда-шом, обозначают орфограммы. Осуществляют взаимо-проверку, сверяясь с образцом, данным учителем. Поднимают руки. Отвечают на вопросы: - Жизненный опыт, уже имеющиеся знания. - Нет. Признаки предметов. - Рассуждали, какой предмет можно назвать субботним, земляничным и т.д. Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.
  1. Организация познавательной деятельности. Самоопределение к деятельности.
- А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу обобщающие к ним слова ( например, маленький,колючий (ёж). Серый, хищный, глупый… Рыжая, хитрая, ловкая… Косой, слабый, трусливый… Сухое, свежее, душистое… Солнечный, весёлый…





Проверьте то, что у вас получилось, глядя на образец.

- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания?

- Почему по моим словам вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? - Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные?













- Важны ли прилагательные в нашей речи? Докажите.

- Укажите в тетрадях стрелками связь между существительными и прилагательными, напишите над стрелками вопросы.







Записывают в тетрадях: Серый, хищный, глупый волк. Рыжая, хитрая, ловкая лиса. Косой, слабый, трусливый заяц. Сухое, свежее, душистое сено. Солнечный, весёлый день. Осуществляют самопровер-ку с образца. Отвечают: имена существительные и имена прилагательные. Были названы признаки предметов. Какой? Какая? Какое?

Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос. Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.
  1. Реализация деятельности.

- Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». - Что нового вы узнали? - Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? - Прочитайте задания упр.152 (с.88) и упр.153 (с. 89). Разберём их вместе по шагам. - Выполните одно из упражнений (на выбор), понравившееся вам больше.

-Проверим. Кто выполнял упражнение 152? А кто выполнял упражнение 153?









Обобщите: какие знания и действия позволили вам выполнить упражнения? Читают, отвечают на вопросы.







Самостоятельно выполняют одно из упражнений по выбору. Один ученик читает выписанные словосо-четания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+». Обобщают.
  1. Рефлексия учебной деятельности.

На доске текст:

Февральская метель Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель. - Каким вы представляете февраль? - К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу. - Какие прилагательные употребил автор для его описания? - Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений: Теперь я знаю… Я могу… Благодаря мне… - Кто попробует?
Выписывают из текста прилагательные по образцу: Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена… .









Сверяют свою работу с образцом выполнения на доске. Оценивают свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов.



- Что мы повторили на уроке? - Что нового вы узнали об имени прилагательном? Достигли цели урока? Домашнее задание: выполнить упр. 154 (с. 90). Дополнительное творческое задание: Напишите слова, противоположные по смыслу словам близкий, добрый, огромный, медленный, грустный. Напишите слова, близкие по смыслу словам мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой. Подберите к именам прилагательным подходящие существительные. Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике.



Желаю дальнейших успехов.





Отвечают.



© 2010-2022