- Преподавателю
- Начальные классы
- Праздник народов севера «Вороний день» (возраст 5-7 лет)
Праздник народов севера «Вороний день» (возраст 5-7 лет)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чекулаева Т.А. |
Дата | 19.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хасанова Надежда Аркадьевна
муниципальное автономное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) п.Лыхма»
воспитатель
Праздник народов севера «Вороний день»
(возраст 5-7 лет)
Образовательная область «Художественное творчество» (музейная педагогика).
Праздник народов севера «Вороний день»
(старший дошкольный возраст 5-7 лет)
Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с традициями, обычаями, фольклором народов севера (Югры);
Развивающие:
обогащение словарного запаса детей;
развитие художественно-творческих способностей детей.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края;
Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, подготовка детьми декораций (ворона - центральная декорация, подвесные птицы, изображение деревьев( береза, для повязывания ленточек, ели разных размеров), выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Оборудование: экран для проецирования слайдов, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.
Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на слайдах.
Ведущий.
Мы гостей встречаем,
Праздник начинаем!
Празднуем весны приход,
День вороний у ворот!
Отгадайте, когда это бывает?
Загадка
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной )
Доскажите словечко
Прошла зима и каждый рад.
Спешит весна и месяц… (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется…( апрель) Апрель - это не просто весенний месяц - это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере.
Дети читают стихи
Сорока
Скачет сорока по ельничку.
Бьет хвостом по метельничку.
Холодно сороке без шубки скакать.
Плачет сорока. Да негде взять.
Синицы
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно.
Снегири
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные.
.Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется.
Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно.
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки!
Мой приятель воробей
За что я люблю воробья?
Когда приходят холода -
За то, что он такой, как я:
Ведущий. Холодно птицам зимой, голодно и чтобы весной они вновь и вновь радовали нас своими песнями, мы должны им помогать переживать суровые зимы.
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий. А как вы думаете, о чем поют воробьи в конце зимы?
О чем поют воробушки
В последний день весны.
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы!
Живы мы!
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.
Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда - «Зимующие птицы»,
2 команда - «Перелетные птицы».
Правила игры:
Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны - топают.
Ведущий. На дворе апрель - середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:
Ветер, ветер, ветерок!
Знаешь сотни ты дорог.
Ты подуй дружок сильней,
Отнеси нас в лес скорей.
Ведущий. А в лесу весна идет полным ходом!
Игра «Такое как»
Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.
Снег тает, как… мороженое.
Лед на реках трещит, как… сухарик
Капель звенит, как … колокольчик.
Облако пушистое, как… вата.
Дятел стучит, как… (молоток).
(звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).
Весна. Звенит капель , дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.
Дети исполняют песню о весне
Ведущий. Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера - ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.
Сказка о вороне.
Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День .
Весенние приметы
Ведущий. Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна .А вы знаете приметы народов севера?
Продолжите предложение:
1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.
2. Ворона села на нижние ветви дерева -… быть скорой весне.
3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.
4. Ворона сидит на низком дереве - … ждать быстрой весны.
Вороний день
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра.
Готовят стол из угощений разных..
И рады дети - множество забав.
Приносит им весенний первый праздник.
На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. (Воспитатели кланяются березе и повязываю цветные ленточки. А что делали дети? Дети, как и всегда, играли. И мы вас приглашаем поиграть.
Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.
Игра «Воронье гнездо»
Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.
Ведущий. А вот эта игра проверяет силу и ловкость.
Игра «Хват-перехват»
Правила игры: (4-5 пар - 8-10 мальчики.) Дети в парах становятся друг другу спиной и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли. По команде пытаются оторвать напарника от земли.
Ведущий. Вслед за вороной на север прилетают другие птицы и начинают свои танцы - так птицы создают семью. Каждая птица танцует по-своему. Мы вам предлагаем потанцевать как птицы.
«Птичьи танцы»
Вы все хотя бы раз видели «Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Как и положенно, в балете, этот танец исполняется балеринами на носочках. Попробуйте повторить этот танец!
Станцуем его:
на носочках,
на пяточках,
на внутренней стороне стопы,
на внешней стороне стопы,
Дети двигаясь по кругу, выполняют команды ведущего.
Ведущий. На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите, на что они похожи? Какая по форме баранка - круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком - т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками - весенним солнышком, символом новой жизни.