Рабочая программа мастерской для 2 класса с экологическим направлением Удивительная планета

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»



Проверено:

Руководитель МО ___________________


«_____» __________________2011 г.



Согласовано:

Зам. директора

___________________


«_____» ___________________2011 г.


Утверждаю:

Директор

_________________________


«_____» ___________2011 г.



Рабочая программа

Мастерской «Удивительная планета»

для 2 класса

на 2015-2016 учебный год






Разработчик программы

учитель начальных классов

Жидова А. А.

Педстаж 4 года

Соответствие занимаемой должности.


2015 год

Пояснительная записка


Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе, и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Программа экологического кружка «Живая планета» формирует у детей интерес к окружающему миру, учит в нем жить, а не существовать. Считаю, что экология и нравственность тесно связаны между собой. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть и слышать ее. Цель программы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе, создание условий для интеллектуального, физического и эмоционального отдыха детей. В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:

Обучающие:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.

  • Формировать культуру поведения в природе.

  • Обогащать представления об окружающем мире.


Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
  • Воспитывать потребность в общении с природой.
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:
  1. Учитель для ученика, а не ученик для учителя
  2. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
  3. Нет пределов совершенствования
  4. Учет психофизических особенностей детей
  5. Создание атмосферы успеха.
Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.

Основная научная идея

(стержневая линия)

Название модульной программы

Количество

часов

Семестр

Вводное занятие. Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

1. «Введение в экологию»

6

I, II

Вводное занятие. Дети учатся общаться с братьями меньшими.

2. «Молчаливые соседи»

5

III

Вводное занятие. Дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы", выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

3. «Пернатые друзья»

6

IV

Вводное занятие. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

4. «Досуговые мероприятия»

6

V





Модульная программа «Введение в экологию». 6 часов.

Содержательный модуль.


Модульная программа направлена на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

  1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:
  • усвоить основы экологической культуры;
  • углубить знания о значении человека для природы;
  • обогащать имеющийся опыт ребенка правил поведения в природе.

Воспитательный аспект:
  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.

Развивающий аспект:

  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей
  • развивать и формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.


  1. Краткое содержание изучаемого материала:
Понятие экология. Формирование начал экологической культуры.


3. Ожидаемые результаты: После изучения модульной программы «Введение в экологию» учащиеся должны:

  • знать определение понятия экология;
  • уметь различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • развивать познавательный интерес, умение работать индивидуально и коллективно;
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужных идей по изготовлению изделий на заданную тематику. коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками. 4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Изготовление поделок из природного материала:
  1. Ежик
  2. Лисичка

Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Введение в экологию».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

I, II

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.


1

Знакомство с модульной программой. «Почему мы часто слышим слово экология?»

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужных, идей по изготовлению изделий на заданную тематику .

коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками.

2

Веселое путешествие в природу

Беседа


Работа в группах

Практическая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.



Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.

3




Я и мир вокруг.

Индивидуальна практическая работа по изготовлению поделок из природного материала

4






Введение в проектную деятельность.

Выбор темы проекта.




Беседа


Работа в группах


5

План защиты проекта.

Коллективная работа




Итоговая часть



6



С любовью к природе.



Презентация готовых проек-тов.

Модульная программа «Молчаливые соседи». 5 часов. Программа направлена на формирование умения общаться с братьями меньшими .
1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • познакомить детей с необходимыми знаниями и практическими навыками наблюдения за домашними питомцами;
  • научить использовать многие природные закономерности;
Воспитательный аспект:
  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;

2. Содержание изучаемого материала: Наблюдения за домашними животными.
  1. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Молчаливые соседи» обучающиеся должны:

  • знать: формы ухода за домашними питомцами;
  • уметь: ухаживать за домашними питомцами;
  • развивать познавательный интерес, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации; коммуникативные: развивать сотрудничество сверстниками. 4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Рассказ-описание «Мой любимец».
  • Коллаж «Братья наши меньшие».


Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Молчаливые соседи».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

III

5

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о средствах художественной выразительности.

1

Знакомство с модульной программой. Беседа о домашних животных.

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

Сбор иллюстраций. Работа с энциклопеди-ческой литературой.

Беседа


Работа в группах

Практическая часть часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

3




«Мой любимец»

Индивидуальная практическая работа.







4


Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом.


Беседа


Работа в группах

Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.

5

Презентация готовых проектов.



Модульная программа «Пернатые друзья». 6 часов. Программа направлена на наблюдение за птицами.

1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • формировать активную по наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательный аспект:
  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
  • развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.

2. Содержание изучаемого материала: формирование психологического контакта с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.



  1. . Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Пернатые друзья» обучающиеся должны:

  • знать: понятия «зимующие и перелетные птицы», особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время;
  • уметь: устанавливают причинно-следственные отношения.
  • развивать познавательный интерес, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу; регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации. коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Изготовление кормушек для птиц
.



Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Пернатые друзья».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

IV

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о роли слова в тексте и в нашей речи.

1

Знакомство с модульной программой. «Мы - друзья птиц».

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу.

регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей.

познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2






« Перелетные птицы»

Практическая работа по выполнению корму-шек для птиц.

3






Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.

Беседа. Работа в группах.



4



План защиты проекта. Работа над проектом.

Деловая игра






Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.


Защита проекта:

Оценка качества своей проектной деятельности.




5

























Предзащита проектов.



6


Презентация готовых работ.




Модульная программа «Досуговые мероприятия». 6 часов.

Программа направлена на познание в интересной игровой форме окружающего мира, приобретение опыта поведения в природной среде, формирование экологической культуры детей. .
1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • формировать экологическую культуру детей;
  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Воспитательный аспект:
  • научить ребенка через трудовую деятельность способствовать формированию нравственных представлений;

  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
  • развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.

2. Содержание изучаемого материала: Формирование экологической культуры детей.
3. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Досуговые мероприятия» обучающиеся должны:

  • знать: правила поведения в природной среде;
  • уметь: сформировать свой замысел;
  • развивать: эстетическое чувство прекрасного через восприятие природных образов.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу; регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации для творческой работы. коммуникативные: развивать учебное сотрудничество со сверстниками.
4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Рисунки, газеты, плакаты на тему - «Я эколог».
  • Викторина с экологическими заданиями.



Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Досуговые мероприятия».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

V

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о нравственности, чему учат нас сказки..

1

Знакомство с модульной программой. Значение трудовой деятельности в жизни человека.

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение, обобщать, делать выводы.

коммуникативные: развивать сотрудничество со сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

«Посвящение в экологи».

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

3




«Праздник друзей природы» - изготовление рисунков, газет, плакатов.

Практическая деятельность.

4

Введение в проектную деятельность. План защиты проекта.

Беседа

5

Работа над проектом.

Предзащита проекта.


Защита проекта:

- оценка качества своей проектной деятельности.

6

Презентация готовых проектов.




Литература для учителя

1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.

2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.

3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.

4) В.В. Рынькова Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания.

5) В. В. Смирнова. Н. И. Балуева. Тропинка в природу.





© 2010-2022