- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока литературного чтения по теме Л Н Толстой Акула
Методическая разработка урока литературного чтения по теме Л Н Толстой Акула
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пахомова Т.И. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов"
Методическая разработка урока литературного чтения
в 3 классе
(УМК «Школа России»)
Л. Н. Толстой «Акула»
Работа над составлением плана пересказа произведения
Учитель начальных классов:
Пахомова Татьяна Ивановна
г. Губкин 2012 г
Цель урока: 1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула » 2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам 3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки: а) расширить знания и представления об окружающем мире; б) вести активное речевое развитие школьников; в) изучать русский язык и его эстетические функции; 4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей. 5. Учить работать со справочной литературой 6. Развивать воображение, речь, мышление, память 7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Предметные задачи урока: - создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели; -создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного; -создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении; - способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и антонимов в речи; -способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов; - учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока: Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.
Оборудование: 1. Словарь чувств. 2. Серия портретов русских писателей и поэтов. 3. Авторская выставка книг (произведений Л.Н.Толстого) 4. Карточки - цветовые сигналы. 5. Задания на карточках для работы в группах, карта достижений учащихся. 6. Словари: « Сононимы и антонимы» О. Д. Ушакова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова. 7. Презентация к уроку. 8. Компьютер 9. Мультипроектор 10. Карточки достижений учащихся
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе. Посмотрим на план наших действий на уроке.
Этапы урока
- Организационный момент.
- Речевая разминка.
- Проверка домашнего задания.
- Формирование темы и цели урока
- Знакомство с жизнью и творчеством писателя
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- Закрепление нового материала.
- Работа в парах, группах.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Работа со словарём чувств.
- Подведение итогов урока
-
Речевая разминка
-
Проверка домашнего задания.
-
Формирование темы и цели урока
5. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома? Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя. Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. Рано осиротел. Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (представлено на слайде №8 презентации.)
-
Изучение нового материала. Актуализация знаний.
7. Зрительная физкультминутка для глаз (представлена на слайде №10 презентации.)
-
Закрепление нового материала.
Составление плана. Выборочное чтение. Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста. Учитель. Где и когда происходили описываемые события? ( У берегов Африки). Какая была погода? Какую команду услышали матросы? Как мальчики оказались в открытом море? Как они соревновались друг с другом? Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? Когда отца охватил страх? Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать? Почему все замерли от страха? Как вёл себя артиллерист после выстрела? Почему он так повёл себя? Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал? Учитель. Какова завязка сюжета? ( Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.) Учитель. Как дальше развивались события? ( Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.) Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным? (Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу). Учитель. Какова развязка сюжета? (Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков на лодке привезли на корабль) Дети составляют план пересказа. 1. Остановка корабля. 2. Купание мальчиков. 3. Появление акулы. 4. Артиллерист стреляет из пушки. 5. Спасение мальчиков. Крики радости. (представлен на слайде №11 презентации.) Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на партах, помогут нам услышать шум моря, может быть, кто-то услышит, крики чаек, плеск волн. Закройте глаза, послушайте звуки моря, представьте, что вы находитесь непосредственно на месте событий.
9. Работа в группах сменного состава. Первое задание 1 группа. Найдите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый) опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий) 2 группа. Найдите синонимы к слову веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный) проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)
3 группа. Найдите синонимы к слову страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь), радость (веселье, ликование, жизнерадостность). 4 группа. Найдите синонимы к слову мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый) добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный) 5 группа. Найдите синонимы к слову решительный душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности) (представлены на слайде №12 презентации.) Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов. Учитель. А теперь оцените свою работу в карте достижений. Второе задание 1 группа. Составьте словесный портрет артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне, какими чертами характера обладает, расскажите, как он любуется мальчиками, испытывает шок при виде акулы, принимает решение и стреляет из пушки. 2 группа. Подготовьте рассказ о случившемся от имени мальчика. Расскажите, как мальчики купаются, испытывают страх при виде акулы, радость, когда акула погибает. 3 группа. Ответьте на вопрос. Почему рассказ назван «Акула», а не «Артиллерист», ведь главный герой артиллерист? 4 группа. Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец? Артиллерист принимает быстрое решение, он решительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель? 5 группа. Как автор относится к мальчикам в рассказе? Что хотел показать нам автор этим рассказом? ( Показать переживание отца, его любовь к сыну) Проверка работы групп. Самооценка своей работы в карте достижений.
10. Домашнее задание 1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант от лица артиллериста.
(представлено на слайде №13 презентации.)
11. Рефлексия. Учитель. Чему мы учились на уроке? Что нового узнали? О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула» Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.
12. Работа со словарём чувств. Выберите слова, которые показывают наши чувства при чтении рассказа «Акула»
Словарь чувств
Радости
Удивления
Нежности
Стыда
Обиды
Торжества
Волнения
Беспокойства
Тревоги
Ужаса
Страха
Любви
Какое настроение было у вас на уроке? От чего зависят наши чувства?
13. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Зелёный - урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой! Жёлтый - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (представлен на слайде №14 презентации.)
Список литературы
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.: Просвещение, 2008г.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, - М.: ВАКО, 2009г.
- Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.
- Журнал «Начальная школа»№4, 2006г.
- Журнал «Начальная школа» №12, 2004г.
- Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000г.
- Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1 - М., Дрофа, 2007 г.
- Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», - М.:ООО «ИТИ Технология», 2003 г.