ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Пояснительная записка

Программа гражданско - патриотического воспитания «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; законом РФ «Об образовании» , Концепцией приоритетных направлений воспитательной работы в учебных учреждениях Республики Крым.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, происходит подмена истинных ценностей. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,

людей, живущих рядом, способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на её свободу. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданского нравственно-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Целевой блок

Цель программы:

Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

1. Повышение качества патриотического воспитания в образовательном учреждении как центре патриотического воспитания подрастающего поколения;

2. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы функционирования и развития патриотического воспитания в школе;

3. Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;

4. Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;

5. Воспитание школьников в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

6. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь России;

На ступени начального образования учитель призван:

1) Заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

2) Воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому; к родному городу, людям, живущим в нем;

3) Помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

4) Сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

5) Создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Принципы:

1. Системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;

2. Адресного подхода, который предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

3. Активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

4. Универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

5. Учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, улице, учебному заведению и т. д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Программа представляет собой систему реализации по следующим направлениям:

1. Духовно- нравственное;

2. Военно-патриотическое;

3. Экологическое;

4. Здоровый образ жизни;

5. Художественно-эстетический;

6. Общественно- полезный труд.

7. Работа с семьей.

8. Ученическое самоуправление.

Направление: Военно-патриотическое

Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, ее истории. Способствовать формированию чувства сопричастности и ответственности за будущее России, своего города, своей школы.

Основные формы реализации:

  • Учебная деятельность через предметы.

  • Система тематических классных часов по изучению истории «большой» и «малой» Родины.

  • Сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного архива».

  • Литературно-музыкальные композиции «Эхо войны».

  • Встречи с ветеранами войн, воинами-интернационалистами, военнослужащими.

  • Тематические выставки творческих работ, рисунков.

  • Конкурсы «Знатоки истории».

  • Познавательные игры, способствующие реализации проекта.

Реализация программы должна внести изменения в образ ученика:

· Осознание себя носителем лучших черт русского народа.

· Способность к самореализации в пространстве русской культуры.

· Способность встать на защиту своей Родины.

Направление: художественно- эстетическое

Цель: сформировать у учащихся эстетические навыки. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал, поддержать инициативы учащихся.

Основные формы реализации:

  • Система тематических классных часов.

  • Учебная деятельность через предметы.

  • Беседы.

  • Концерты и народные праздники.

  • Участие в тематических выставках творческих работ, рисунков.

Реализация программы должна внести изменения в образ ученика:

Способность к самореализации в пространстве русской культуры. Формирование созидательной нравственной позиции, основанной на принципах национальной духовной культуры.

Способность осознавать себя носителем русской культуры.

Направление: здоровый образ жизни

Цель: сохранить здоровье учащихся. Создание и апробация здоровьесберегающей технологии.

Основные направления реализации:

  • Система тематических классных часов.

  • Проведение сюжетно - ролевых игр.

  • Работа школьных секций.

  • Проведение спортивных игр, праздников, недель здоровья.

  • Организация профилактики вредных привычек.

Ожидаемый результат:

· Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

· Создание мотивации на здоровый образ жизни.

· Сформировать здоровый образ жизни в семье.

· Содействие воспитанию у учащихся ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Направление общественно-полезный труд.

Цель: формирование основных трудовых навыков учащихся, воспитание осознанной необходимости общественно-полезного труда и уважение к любому виду трудовой деятельности.

Основные направления реализации:

  • Система тематических классных часов.

  • Учебная деятельность через предметы.

  • Уборка класса, территории школы;

  • Посадка деревьев, кустарников;

  • Дежурство в классе, школе.

Ожидаемый результат:

· Помощь всем кто нуждается в этом;

· Забота о близких.

· Формирование трудовых навыков.

Направление: духовно- нравственное

Цель: содействие гармоничному духовному развитию личности учащихся и привитие основополагающих принципов нравственности

Задачи:

· Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма на героических примерах русской истории.

· Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям русской культуры.

· Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.

Ожидаемый результат:

· Знание истории своего края;

· Воспитания терпимости, уважения к окружающим людям.

Направление: экологическое

Цель: сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами; должны понимать основные ценности окружающей среды для человека и общества.

Основные направления реализации:

  • Система тематических классных часов.

  • Учебная деятельность через предметы.

  • Проведение трудовых дел по уборке школьной территории;

  • Посадка деревьев, кустарников;

  • Проведение акций «Помогите птицам зимой».

Ожидаемый результат:

· Бережное отношение к окружающей природе;

· Понимать основные ценности окружающей среды для человека и общества.

Направление «Семья»

Цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

· создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

· позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

· преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

· способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

· создавать условия для духовного общения детей и родителей;

· создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

При этом используются следующие формы:

· тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Традиции нашей семьи»,);

· спортивные состязания с совместным участием детей и родителей;

· праздники - Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября и т.д.;

· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

· походы выходного дня, экскурсии, викторины.

Направление «Самоуправление»

Цель:

Формирование у учащихся навыков демократизма, умения самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Задачи воспитания:

- создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребёнка;

- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;

- демократизация учебно-воспитательного процесса;

- приобретение детьми навыков организаторской деятельности

Оценка эффективности реализации программы

Прогнозируемый результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, историю родного края;

  • формирование позиций гражданина-патриота России;

  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни,

  • готовности к защите Отечества;

  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • выступления и беседы на патриотическую тему;

  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

Библиография

  1. Дик Н.Ф. Воспитательная работа в начальных классах . Изд. 7-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2007 -(Сердце отдаю детям).

  2. Дик Н.Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах . -Ростов н/Д: Феникс, 2008

  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Классные часы по патриотическому, этическому и эстетическому воспитанию / Педагогика. Психология. Управление. -М: ВАКО, 2007

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. //ТЦ «Учитель»//. 2000

  5. Падалка Н.Ф., Ивкова Т.А. Сборник материалов к урокам гражданского образования Методическая копилка учителя начальных классов. -Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2005



© 2010-2022