- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дронова Т.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Пояснительная записка
Программа гражданско - патриотического воспитания «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; законом РФ «Об образовании» , Концепцией приоритетных направлений воспитательной работы в учебных учреждениях Республики Крым.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, происходит подмена истинных ценностей. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,
людей, живущих рядом, способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на её свободу. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданского нравственно-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Целевой блок
Цель программы:
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
1. Повышение качества патриотического воспитания в образовательном учреждении как центре патриотического воспитания подрастающего поколения;
2. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы функционирования и развития патриотического воспитания в школе;
3. Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;
4. Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
5. Воспитание школьников в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
6. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь России;
На ступени начального образования учитель призван:
1) Заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
2) Воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому; к родному городу, людям, живущим в нем;
3) Помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
4) Сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
5) Создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Принципы:
1. Системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
2. Адресного подхода, который предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
3. Активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
4. Универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
5. Учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, улице, учебному заведению и т. д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа представляет собой систему реализации по следующим направлениям:
1. Духовно- нравственное;
2. Военно-патриотическое;
3. Экологическое;
4. Здоровый образ жизни;
5. Художественно-эстетический;
6. Общественно- полезный труд.
7. Работа с семьей.
8. Ученическое самоуправление.
Направление: Военно-патриотическое
Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, ее истории. Способствовать формированию чувства сопричастности и ответственности за будущее России, своего города, своей школы.
Основные формы реализации:
-
Учебная деятельность через предметы.
-
Система тематических классных часов по изучению истории «большой» и «малой» Родины.
-
Сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного архива».
-
Литературно-музыкальные композиции «Эхо войны».
-
Встречи с ветеранами войн, воинами-интернационалистами, военнослужащими.
-
Тематические выставки творческих работ, рисунков.
-
Конкурсы «Знатоки истории».
-
Познавательные игры, способствующие реализации проекта.
Реализация программы должна внести изменения в образ ученика:
· Осознание себя носителем лучших черт русского народа.
· Способность к самореализации в пространстве русской культуры.
· Способность встать на защиту своей Родины.
Направление: художественно- эстетическое
Цель: сформировать у учащихся эстетические навыки. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал, поддержать инициативы учащихся.
Основные формы реализации:
-
Система тематических классных часов.
-
Учебная деятельность через предметы.
-
Беседы.
-
Концерты и народные праздники.
-
Участие в тематических выставках творческих работ, рисунков.
Реализация программы должна внести изменения в образ ученика:
Способность к самореализации в пространстве русской культуры. Формирование созидательной нравственной позиции, основанной на принципах национальной духовной культуры.
Способность осознавать себя носителем русской культуры.
Направление: здоровый образ жизни
Цель: сохранить здоровье учащихся. Создание и апробация здоровьесберегающей технологии.
Основные направления реализации:
-
Система тематических классных часов.
-
Проведение сюжетно - ролевых игр.
-
Работа школьных секций.
-
Проведение спортивных игр, праздников, недель здоровья.
-
Организация профилактики вредных привычек.
Ожидаемый результат:
· Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
· Создание мотивации на здоровый образ жизни.
· Сформировать здоровый образ жизни в семье.
· Содействие воспитанию у учащихся ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Направление общественно-полезный труд.
Цель: формирование основных трудовых навыков учащихся, воспитание осознанной необходимости общественно-полезного труда и уважение к любому виду трудовой деятельности.
Основные направления реализации:
-
Система тематических классных часов.
-
Учебная деятельность через предметы.
-
Уборка класса, территории школы;
-
Посадка деревьев, кустарников;
-
Дежурство в классе, школе.
Ожидаемый результат:
· Помощь всем кто нуждается в этом;
· Забота о близких.
· Формирование трудовых навыков.
Направление: духовно- нравственное
Цель: содействие гармоничному духовному развитию личности учащихся и привитие основополагающих принципов нравственности
Задачи:
· Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма на героических примерах русской истории.
· Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям русской культуры.
· Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.
Ожидаемый результат:
· Знание истории своего края;
· Воспитания терпимости, уважения к окружающим людям.
Направление: экологическое
Цель: сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами; должны понимать основные ценности окружающей среды для человека и общества.
Основные направления реализации:
-
Система тематических классных часов.
-
Учебная деятельность через предметы.
-
Проведение трудовых дел по уборке школьной территории;
-
Посадка деревьев, кустарников;
-
Проведение акций «Помогите птицам зимой».
Ожидаемый результат:
· Бережное отношение к окружающей природе;
· Понимать основные ценности окружающей среды для человека и общества.
Направление «Семья»
Цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
· создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
· позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
· преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
· способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
· создавать условия для духовного общения детей и родителей;
· создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
При этом используются следующие формы:
· тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Традиции нашей семьи»,);
· спортивные состязания с совместным участием детей и родителей;
· праздники - Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября и т.д.;
· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
· походы выходного дня, экскурсии, викторины.
Направление «Самоуправление»
Цель:
Формирование у учащихся навыков демократизма, умения самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
Задачи воспитания:
- создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;
- демократизация учебно-воспитательного процесса;
- приобретение детьми навыков организаторской деятельности
Оценка эффективности реализации программы
Прогнозируемый результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
-
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, историю родного края;
-
формирование позиций гражданина-патриота России;
-
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни,
-
готовности к защите Отечества;
-
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
-
выступления и беседы на патриотическую тему;
-
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
-
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
Библиография
-
Дик Н.Ф. Воспитательная работа в начальных классах . Изд. 7-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2007 -(Сердце отдаю детям).
-
Дик Н.Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах . -Ростов н/Д: Феникс, 2008
-
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Классные часы по патриотическому, этическому и эстетическому воспитанию / Педагогика. Психология. Управление. -М: ВАКО, 2007
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. //ТЦ «Учитель»//. 2000
-
Падалка Н.Ф., Ивкова Т.А. Сборник материалов к урокам гражданского образования Методическая копилка учителя начальных классов. -Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2005