- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пыльчева О.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования (ФГОС)
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
по предметной области
«Обществознание и естествознание»
учебного предмета
«Окружающий мир»
Рабочая программа составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по Окружающему миру: «Окружающий мир» А.А. Плешаков. М. «Просвещение», 2014г. Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)
Сроки реализации программы - 1 год
Составитель Пыльчева О.А.,
учитель начальных классов
с. Таловка, 2015
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс
Пояснительная записка
Статус документа Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы по окружающему миру и Программы по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Срок реализации программы 1 год.Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса рассчитана на 66 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В Рабочей программе нет изменений. Программа полностью соответствует программе «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешакова.
Курс «Окружающий мир» ставит цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
-
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы и методы обучения В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке и т. д. Большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Технологии обучения: Системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные педагогические технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология, технология проектирования и т.д.
Контроль знаний и умений учащихся Текущий, тематический контроль в форме тестирования.
Используемый учебно-методический комплект: 1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс. В 2 ч., А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2011 г. 2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. В 2 ч., А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2012 г. 3. Тесты. «Окружающий мир» 1 класс. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Москва «Просвещение»2014г 4. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». 1 класс 5. Рабочие программы. А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1-4 кл.-Москва: «Просвещение» 2014г Используемый УМК позволяет на уроках использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
Тематическое планирование курса «Окружающий мир» 1 класс
Авторская программа
Рабочая программа
Название раздела
Кол-во часов
Название раздела
Кол-во часов
Задавай вопросы
1
Задавай вопросы
1
Раздел «Что и кто?»
20
Раздел «Что и кто?»
20
Раздел «Как, откуда и куда?»
12
Раздел «Как, откуда и куда?»
12
Раздел «Где и когда?»
11
Раздел «Где и когда?»
11
Раздел «Почему и зачем?»
22
Раздел «Почему и зачем?»
22
ИТОГО
66
ИТОГО
66
Планируемые результаты изучения курса: Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений: - осознание себя членом обществ и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях; - осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных преставлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; - установка на безопасный, здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание. В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: - умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; - формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Метапредметные результаты: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; - способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; - осознание норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и пр.); - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий: - овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; - формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); - формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - установления причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Предметные результаты: - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу учебного года учащиеся должны знать: - солнце, его форма; - луна и звезды; - камни и их разнообразие; - дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья; - части растений; - животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; - признаки живой и неживой природы; - основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете; - виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде; - разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде; - правила безопасного обращения с электроприборами; - свойства снега и льда; - признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов; - правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами; - как охранять окружающую среду от загрязнения; - времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки; - различные виды профессий; - связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; - правила поведения на природе; - разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека; - правила личной гигиены; - значение сна в жизни человека; - назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов; - о роли космоса в жизни человека; - о роли экологии в жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны уметь: - различать объекты живой и неживой природы; - различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы); - вести наблюдения в природе под руководством учителя; - объяснять какое значение имеет природа для жизни людей; - различать водоемы; части реки; - выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе; - различать время и времена года; изученные растения и животные; - применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки и различать виды профессий; - объяснять причину возникновения дождя и ветра; - различать изученные группы растений и животных; - различать цвета радуги, звук и свет; - различать изученные виды транспорта.
Учебно-тематический план
Учебно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Класс 1
Учитель О.А. Пыльчева
Количество часов:
Всего 66 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе Примерной программы по предмету «Окружающий мир» и Программы по «Окружающему миру для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Плешакова
Учебник «Окружающий мир» 1 класс, А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2011 г.
№ п/п
№
урока
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Оборудование
Контроль
Кол-во часов
Сроки изучения
1
1.1
Задавайте вопросы! (знакомство с учебником и учебными пособиями)
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
- пользоваться условными обозначениями учебника;
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- оценивать результаты своей работы на уроке.
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
2
Раздел «Что и кто?»
20 ч.
2
2.1
Что такое Родина?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
3
2.2
Что мы знаем о народах России?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
- работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
- работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
УМК
Электронное приложение к учебнику
Работа в паре
текущий
1
4
2.3
Что мы знаем о Москве?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
- узнавать достопримечательности столицы;
- работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
5
2.4
Проект «Моя малая Родина»
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
6
2.5
Что у нас над головой?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
- моделировать форму Солнца;
- работать в паре: моделировать форму созвездий;
- работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
7
2.6
Что у нас под ногами?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
- практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
- различать гранит, кремень, известняк;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
8
2.7
Что общего у разных растений?
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
9
2.8
Что растёт на подоконнике?
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
- различать изученные растения;
- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку;
- приводить примеры комнатных растений;
- рассказывать об особенностях любимого растения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
10
2.9
Что растёт на клумбе?
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
- практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
- работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
- рассказывать о любимом цветке;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
Текущий
1
11
2.10
Что это за листья?
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
- узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
- сравнивать и группировать листья по различным признакам;
- практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
- описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
12
2.11
Что такое хвоинки?
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- различать лиственные и хвойные деревья;
- практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
- сравнивать ель и сосну;
- описывать дерево по плану;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
13
2.12
Кто такие насекомые?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
- сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
14
2.13
Кто такие рыбы?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
- описывать рыбу по плану;
- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
15
2.14
Кто такие птицы?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение пера птицы;
- работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
- описывать птицу по плану;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
16
2.15
Кто такие звери?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
- практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
- работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
17
2.16
Что окружает нас дома?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать назначение бытовых предметов;
- находить на рисунке предметы определённых групп;
- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
- приводить примеры предметов разных групп;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
18
2.17
Что умеет компьютер?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять составные части компьютера;
характеризовать назначение частей компьютера;
- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
- работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
- моделировать устройство компьютера;
- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
19
2.18
Что вокруг нас может быть опасным?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
характеризовать опасность бытовых предметов;
- работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
- моделировать устройство светофора;
- оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
20
2.19
На что похожа наша планета?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
- моделировать форму Земли;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
21
2.20
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся
УМК
тематический
1
3
Раздел «Как, откуда и куда?»
12 ч.
22
3.1
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
- оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
- составлять экспозицию выставки;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
23
3.2
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
- практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
24
3.3
Откуда в наш дом приходит электричество?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
25
3.4
Как путешествует письмо?
учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
- различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
26
3.5
Куда текут реки?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
- сравнивать реку и море;
- различать пресную и морскую воду;
- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
27
3.6
Откуда берутся снег и лёд? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
28
3.7
Как живут растения? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
29
3.8
Как живут животные? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
30
3.9
Как зимой помочь птицам? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
31
3.10
Откуда берётся и куда девается мусор? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
32
3.11
Откуда в снежках грязь?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
- обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
- сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
33
3.12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»
УМК
тематический
1
4
Раздел «Где и когда?»
11 ч.
34
4.1
Когда учиться интересно?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;
- работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
- рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
35
4.2
Проект «Мой класс и моя школа».
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
- коллективно составлять рассказ о школе и классе;
- презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
36
4.3
Когда придёт суббота?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
- работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
- называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
37
4.4
Когда наступит лето?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
- называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
- работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
- наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
38
4.5
Где живут белые медведи?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
39
4.6
Где живут слоны?
- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
- практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
- приводить примеры животных жарких районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
40
4.7
Где зимуют птицы?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
- работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
- объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
- приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
41
4.8
Когда появилась одежда?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;
- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;
- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
42
4.9
Когда изобрели велосипед?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать старинные и современные велосипеды;
- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;
- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
- запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
43
4.10
Когда мы станем взрослыми?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
- определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
44
4.11
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся
УМК
тематический
1
5
Раздел «Почему и зачем»
22 ч.
45
5.1
Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;
- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;
- работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
46
5.2
Почему Луна бывает разной?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
- моделировать из пластилина форму Луны;
- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;
- работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
47
5.3
Почему идёт дождь и дует ветер?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать за дождями и ветром;
- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
48
5.4
Почему звенит звонок?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
- практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;
- обсуждать, почему и как следует беречь уши;
- высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
49
5.5
Почему радуга разноцветная?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
50
5.6
Почему мы любим собак и кошек?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
- практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
51
5.7
Проект «Мои домашние питомцы».
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
- составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;
- презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
- оформлять фотовыставку;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
52
5.8
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;
- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
53
5.9
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;
- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;
- оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;
- формулировать правила поведения в природе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
54
5.10
Зачем мы спим ночью?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;
- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;
- оценивать правильность своей подготовки ко сну;
- рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
55
5.11
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
56
5.12
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;
- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;
- практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;
- запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;
- формулировать основные правила гигиены;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
57
5.13
Зачем нам телефон и телевизор?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать средства связи и средства массовой информации;
- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;
- объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;
- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);
- обсуждать назначение Интернета;
- моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
58
5.14
Зачем нужны автомобили?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;
- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;
- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
59
5.15
Зачем нужны поезда?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
- работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;
- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
60
5.16
Зачем строят корабли?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
61
5.17
Зачем строят самолёты?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;
- рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;
- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
62
5.18
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;
- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
63
5.19
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;
- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
64
5.20
Зачем люди осваивают космос?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку;
- моделировать экипировку космонавта;
- участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
65
5.21
Почему мы часто слышим слово «экология»?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить в тексте учебника ответы на вопросы;
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
УМК
Электронное приложение к учебнику
текущий
1
66
5.22
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».презентация проекта «Мои домашние питомцы»
- Выполнять тестовые задания учебника;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся
КИМы
тематический
1
Итого:
66 ч.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса по окружающему миру 1 класс
Наименование объектов и средств материально- техническое обеспечение
Примечание
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. М: «Просвещение» 2014г
Учебники:
1. Плешаков А.А. «Окружающий мир». 1 класс. 1 часть. М: «Просвещение»2011г
2. Плешаков А.А. «Окружающий мир». 1 класс. 2 часть. М: «Просвещение»2011г
Рабочие тетради:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. М: «Просвещение» 2012г
Тесты:
А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Тесты «Окружающий мир» 1 класс. М: «Просвещение» 2014
В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир», рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержания курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально- техническое
В учебниках на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. Вначале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
составлено в соответствии с требованиями ФГОС
Печатные пособия
Иллюстрации к окружающему миру:
На птицеферме
На космические трассы
Хлопковые поля
На тракторном заводе
Врач пришёл
На хлебозаводе
Жатва
Посадка кустов. Будущий сад
Крылатые помощники
Поле капусты
В саду
Дождь по заказу
Карта полушарий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Ноутбук
Фотокамера цифровая
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру:
Большая детская Энциклопедия
Занимательная наука . Основы естествознания
Занимательная наука. Вещества и их свойства
Планета Земля
Моё тело. Как оно устроено
Как устроены вещи
Занимательная биология
Занимательная наука. Путешествие
Фантазёры. Путешествие в космос
Живая планета
Я живу в России
Электронное приложение дополняет и обогащает материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воды, воздуха
Лупа
Компас
Микроскоп
Набор муляжей овощей и фруктов
Коллекция полезных ископаемых
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Живые объекты (комнатные растения)