Разработка урока по окружающему миру на тему Формы земной поверхности (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема: Формы земной поверхности

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цели для учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Задача учителя: создать на уроке образовательную среду,организовать коллективно-поисковую деятельность обучающихся.

Планируемые предметные результаты: знать названия форм земной поверхности и иметь о них представление, уметь различать и называть на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; знать сходство и различие холма и горы; уметь дать характеристику поверхности своего края по наблюдениям, замечать и ценить красоту природы.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке, называть учебные задачи для достижения поставленной цели, проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учиться работать в паре, группе,формировать собственное мнение и позицию.

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Средства обучения: модели, знаково-символические средства.

Ресурсы:

● компьютер, экран, проектор;

● учебник ( Окружающий мир: учебник / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение / учебник, 2012);

● тетрадь ( Окружающий мир: рабочая тетрадь /А. А. Плешаков.-М.: Просвещение / учебник, 2012);

● презентация к уроку;

● карточки-помощницы для работы в группах;

● листы с кроссвордами для работы в парах;

● карточки для самооценивания.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель и ученики (произносят хором).

Мы рады сегодняшнему дню!

Мы рады встрече друг с другом!

Мы рады познавать себя и окружающий мир!

И это здорово!

Учитель. Ребята, вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперёд.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель. Ребята, ответьте на вопрос, по чемулюди ходят?

Ученик. По земле.

Учитель. Ступая на землю ногой, мы не проваливаемся. Значит, мы ходим по земной…..?

Ученик. Поверхности.

Учитель. Правильно. Вспомните свой путь от дома до школы. По какой земной поверхности вам приходится идти? Везде ли она ровная?

Ученик. Поверхность не везде ровная. На нашем пути встречаются спуски и подъёмы.

Учитель. Да,ребята, земная поверхность не везде ровная. Много на ней неровных участков. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать ровные и неровные участки земной поверхности?

Ученик. Ровные и неровные участки можно назвать формами земной поверхности.

( Если ученики затрудняются ответить на вопрос учителя,то учитель называет его сам.)

Учитель. Правильно. Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?

Ученик. Формы земной поверхности.

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

Учитель. Ребята, формы земной поверхности имеют разные названия. Некоторые из них вам знакомы. Хотите проверить себя, какие формы поверхности земли вы знаете?

Ученик. Да.

Учитель. Я читаю загадки, вы отгадываете их и соотносите названия форм земной поверхности с изображениями на фотографиях слайда. Одновременно будем заполнять « схему открытий»,начерченную на доске. Ребята, как вы думаете, с какой целью мы будем её заполнять?

Ученик. Мы увидим, какие открытия нам известны, и в чём возникло затруднение. Определим причину затруднения.

(Учитель читает загадки (приложение 1.), обучающие отгадывают их, соотносят с фотографиями (слайд 2.), заполняют схему (приложение 2.)).

Учитель. Ребята, все «окошечки» в схеме мы заполнили? Почему?

Ученик. Не все. Мы не знаем название формы земной поверхности на фотографии 1., не знаем, какие бывают равнины.

Учитель. Почему?

Ученик. Не читали об этом, не слышали.

Учитель. А можете вы назвать отличительные признаки форм земной поверхности?

Ученик. Нет. Не можем. У нас не достаточно знаний.

Учитель. Ребята, какие же учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

Ученик. Мы будем «открывать» новые знания. Познакомимся с новыми формами земной поверхности, научимся различать формы земной поверхности.

Учитель. Хорошо. А теперьпрочитайте задачи, которые предлагает нам выполнить Муравьишка Вопросик, и выделите те из них, которые вы не назвали.

Ученик. Мы научимся сравнивать по схеме холм и гору, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Физминутка( приложение 3.)

  1. Открытие нового знания

Учитель. Ребята, что поможет нам открыть новые знания?

Ученик. Учебник.

Учитель. Новый материал вы будете изучать самостоятельно в группах. Каждой группе я дам карточку-помощницу с вопросами к тексту. Первая группа будет работать с текстом на с. 78-познакомится с формами земной поверхности, научится различать их; вторая группа будет работать с текстом на с. 79- научится сравнивать по схеме холм и гору. По окончании работы один ученик из каждой группы возьмёт на себя роль учителя и познакомит нас с тем, что вы узнали.

- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

Ученик. Не кричать, слушать других, уметь договариваться.

Учитель. А сейчас, ребята, объединитесь в группы и спланируйте свои действия в соответствии с поставленными задачами. Назовите порядок действий работы с текстом.

(После обсуждения ученики каждой группы называют порядок действий работы с текстом).

Учитель. Ребята, соотнесите свой план работы с проектом учебных действий, помещённом на экране(слайд 3). Сравните, сделайте вывод.

Ученик. Пункты плана одинаковые.Мы правильно спланировали учебные действия.

Учитель. Молодцы.( Раздаёт карточки-помощницы (приложения 4,5)).

-Приступаем к изучению нового материала.

( Обучающиеся самостоятельно в группах изучают новый материал, учитель руководит ими.)

Учитель. Ребята первой группы познакомят нас с тем, что узнали. Ребята второй группы внимательно слушают и запоминают. Смотрим на экран.

( Ученик рассказывает.)

Учитель. Заполним «схему открытий». Название какой формы земной поверхности нужно вписать?

Ученик. Горные хребты.

Учитель. Что вы узнали о равнинах.Какие бывают равнины?

Ученик. Равнины бывают плоские и холмистые. Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения-холмы.

Учитель. Как бы вы оценили работу своей группы?

Ученик. Мы работали дружно, активно.Задачу выполнили.

Учитель. Молодцы. Теперь ребята второй группы расскажут нам о том, что узнали. Ребята первой группы смотрят на схему, слушают внимательно и запоминают.

( Ученик рассказывает.)

Учитель. Рассмотрите внимательно рисунки холма и горы на схеме. Запомните, в горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.

Учитель. Ребята, как вы оцените работу своей группы?

Ученик. Мы ответили на все вопросы. Задачу выполнили.

Учитель. Молодцы.

- Какой сделаем вывод о проделанной работе?

Ученик. Мы познакомились с формами земной поверхности, их отличительными признаками. Научились сравнивать по схеме холм и гору.

Учитель. Хорошо. А можете ли вы дать характеристику поверхности нашей малой родины-села Можаров-Майдан? Кто готов ответить?

Ученик. Земная поверхность, на которой расположено наше село, равнинная. На ней очень много возвышенностей-холмов, есть и овраги. Мы живём на холмистой равнине.

Учитель. Молодец.

- Ребята, как вы думаете, какие будут следующие действия?

Ученик. Мы будем закреплять полученные знания.

Учитель. Правильно.

  1. Первичное закрепление

Учитель. Чтобы проверить прочность усвоения вами знаний, поиграем в игру. Посмотрите на экран.( слайд 4.) Соотнесите определения форм земной поверхности с названиями. Проконтролируйте себя.

(Ученики выполняют задание).

Учитель. Поднимите руки те ученики, кто считает, что прочно усвоил этот материал.

- А кому нужно поработать с текстом? Как организуете работу?

Ученик. Нужно прочитать внимательно текст несколько раз, чтобы потом его пересказать или ответить на вопросы к нему.

Учитель. Хорошо. Внимание! Следующая игра. Смотрим на экран.( слайд 5.) Найдите на схеме ошибки и исправьте их.

-Ребята, какие ошибки вы увидели?

Ученик. Неправильно расположили названия частей холма и горы.

Учитель. Расположите их правильно. Проконтролируйте себя.

( Ученики выполняют задание).

Учитель. Встаньте те ученики, кто считает, что с заданием справился.

( Справились все.)

Учитель. Молодцы, ребята, хорошо потрудились.

-Ребята, какого вида работы у нас не было? Предположите следующие действия.

Ученик. Мы будем выполнять самостоятельную работу.

Учитель. Совершенно верно.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель. Сейчас вы продолжите работать индивидуально. Откройте

рабочие тетради на странице 49. Задание 1 выполняют все, а задания 2 и 3 предлагаю на выбор. Прочитай те задания 2 и 3. Оцените свои возможности и выберите задание.

1. С помощью учебника допиши определения.

  1. Равнины- это__________________

  2. Горы- это_____________________

2. Подпиши части холма ( дан рисунок).

3. Нарисуй гору и подпиши её части.

-Выполняем задания. Будьте сосредоточены.

( В процессе работы обучающиеся, у которых возникли трудности, получают необходимые разъяснения и помощь со стороны учителя.)

- Проверьте свои ответы с экрана.(слайд 6.)

Учитель. Молодцы, ребята, хорошо справились с работой.

- Итак, вспомним план наших действий на уроке.

Ученик. Мы узнали тему урока, изучили её, закрепили, выполнили самостоятельную работу.

Учитель. Как вы думаете, какого вида работу мы выполним сейчас?

Ученик. Повторим то, что узнали на уроке.

Физминутка( приложение 6.)

  1. Включение в систему знаний и повторение

Учитель. Да, ребята, вы повторите и закрепите изученный материал и проверите свои знания. Для этого решите кроссворд «Формы земной поверхности».( слайд 7.) Работать будете в парах.

( Учитель раздаёт листы с кроссвордом и заданием к нему.)(приложение 7.)

Учитель. Успехов в работе!

( Ученики решают кроссворд.)

Учитель. Проверьте с экрана. Оцените себя.

Учитель. Молодцы, ребята. Я вижу, что вы усвоили названия форм земной поверхности и имеете о них представление.

-А сейчас посмотрите фотографии, на которых изображены горы.( слайды 8-12.) Ваши впечатления. Что вас порадовало? Что удивило?

Ученик. Горы очень высокие, красивые, заманчивые.

Учитель. Да, ребята, горы величественны и прекрасны. Как прекрасны и бескрайние равнины, леса и поля, реки и озёра, моря и океаны. Всё это- окружающая нас природа. Так будем же замечать и ценить её красоту.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Что нам осталось сделать?

Ученик. Подвести итоги урока, записать домашнее задание.

  1. Рефлексия учебнойдеятельности

Учитель. Ребята, что новое вы открыли сегодня для себя? Какие ставили учебные задачи? Удалось ли их решить?

( Ответы детей.)

Учитель. Ребята, подумайте и скажите, что является самым главным в «открытии» новых знаний.

Ученик. Чтобы полученные знания мы умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

- У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.( слайд 13.)

Домашнее задание: рассказать маме о формах земной поверхности.

По желанию: выполнить в рабочей тетради задание 4 на странице 50 или найти сообщение о самой высочайшей земной вершине.

Учитель. Все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы! Спасибо за работу.( слайд 14.)





© 2010-2022