Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание с разделительным мягким знаком

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание с разделительным мягким знаком.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание с разделительным мягким знаком.Русский язык 2 класс.

Тема: Правописание с разделительным мягким знаком.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цели: 1. Сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака.

2. Сформировать понятие о разделительном мягком знаке.

3. тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Личностные УУД.

1. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

1. Строить логическое рассуждение.

2. Приводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формировать собственное мнение и позицию.

3. Строить высказывание приходить к общему решению.

Задачи урока:

1. Быть грамотными, хорошо знать родной язык.

2. Сформировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Оборудование:

1. Учебник 2 класс В. П. Канакина.

2. Барометры, светофоры, карточки для индивидуальной работы, условные обозначения.

3. Компьютерная презентация.


Русский язык 4 класс.

Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цели:

Образовательные:

1. Уточнить знания о падежном вопросе, падежных окончаниях имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

2. Формировать навыки контроля при работе с текстом.

Развивающие:

1. Развивать умение проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных.

2. Развивать умение распознавать падеж имён прилагательных.

3. Закреплять знания ранее изученных орфограмм.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимательность.

Воспитывающие:

1. Воспитывать у учащихся любовь к родному языку.

2. формировать чувство гордости за красоту родной природы.

Задачи:

1. Закрепить правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

2. научить распознавать падежные вопросы и окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

Оборудование:

1. учебник «Русский язык 4 класс» Т. Г. Рамзаева.

2. Барометры настроения.

3. Светофоры (для оценивания).

4. Компьютерная презентация.

5. Карточки для индивидуальной работы.

6. Условные обозначения (для плана).

7. Алгоритм.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Ребята, готовы вы к уроку? (да).

На вас надеюсь я, друзья.

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки,

Улыбнитесь, я прошу вас, веселей

И работайте сегодня посмелей.

II. Психологический настрой.

Определите своё настроение на барометрах настроения. Покажем. Мне приятно, что у вас у всех хорошее настроение.

Ребята, а какой у нас сейчас будет урок?

А. Шибаева. (Русский язык).

Язык родной, дружи ср мной.

Красив язык мой русский

И в радости и в грусти

Он всякий раз со мной -

Родной язык мой русский,

Как Родина родной.

Какая же главная задача уроков русского языка? ( быть грамотным, хорошо знать родной язык).

(на доске пословица).

Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать.

  • Прочитайте.

  • Что вы прочитали? (пословицу).

  • Как вы понимаете эту пословицу? (больше читать, чтобы быть внимательным).

  • А вы хотите больше знать?

  • Что вам поможет в этом? (наш ум, наши знания, внимание).

Посмотрите чьи тетради попали в папку почёта. Поблагодарим хлопками.

II. Работа в тетрадях.

Откройте тетради.

Вспомним наш девиз:

На уроке не спешу, аккуратно я пишу, и поэтому в тетрадь, получаю только пять. Запишите дату.

С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

III. Минутка чистописания.

  • я, е, ё, ю, ь.

  • Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного).

  • На какие две группы их можно разделить? (гласные и ь).

  • Что общего у гласных (они обозначают 2 звука).

  • В каких случаях? (в начале слова и после гласного слышится й).

  • Почему буква ь знак лишняя? (так как мягкий знак не обозначает звука).

Словарная работа.

IV. Отгадайте загадку.

Лучшие качели гибкие лианы

Это с колыбели знают? (обезьяны).

Кто такие обезьяны? (животные, любят бананы).

Послушайте (компьютер).

Запомни написание этого слова.

А раз нужно запомнить это какое слово? (словарное).

Запишите его и подчеркните опасные места, Обезьяна.

(нажать задание 2)

Ребята, выполним задание вставь пропущенные буквы в слова з..яц, с..бака, к..рова, об..зьяна. Дети называют слова с пропущенными буквами.

V. Орфографическая минутка

Машина, ручка, лужица, щука, глаз, вода, удача, чудесный, коньки, щавель, счастье (подчеркни орфограммы).

Работа с учителем.

-Обратите внимание на три последних слова.

-Что общего у них?

Подумайте какую позицию занимает мягкий ь в слове щавель (обозначает мягкость согласного на конце).

-А в слове коньки?

(стоит между согласными).

-Чем отличается позиция мягкого знака в слове счастье? (в слове счастье мягкий знак стоит не между согласными и не на конце).

-Так почему же у нас возникло затруднение?

(мы не знакомы с такой позицией мягкого знака).

-Запишите эти слова, определите сколько в них звуков и букв.



VI. Построение проекта выхода из затруднения. (тема, цель, план).

Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 31. Определим тему урока? Кто поможет поставить цель урока?

(будем учиться определять, когда в словах пишется разделительный мягкий знак). Это для нас новое? (да).

-Посмотрите на условные знаки и подумайте какой будет план урока?

Составим план работы на уроке.

1. С чего мы начинаем урок русского языка (с минутки чистописания).

2. Со словарных слов.

3. Дальше что мы делали? (вспоминали наши знания).

4. И вот подошли к (новому).

5. Что дальше? (думали).

6. Пробуем свои силы, свои успехи.

7. И что делаем в конце урока?

Итог и самооценка.

Работа с учителем

Компьютер (полю и полью)



Работа сам - но (у доски) (слова написать в тетрадь в 2 столбца)

Раздели слова на две группы в зависимости от позиции мягкого знака.

Письмо, соль, семья, льдина, колье, зверь, ружьё, редька, ручьи, вьюнок, судья.

Ь

Ь - М Ь - Ь

Обратите внимание, когда пишется мягкий знак?

Работа с учителем

(компьютер, игра)

Вставим слоги в слова.

Варе…, пече…, пла…, здоро…, бе…, соле….

Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно.

Физминутка (музыкальная)

Работа самостоятельно

VI. Реализация построенного проекта.

-Для определения, когда пишется разделительный мягкий знак, будем пользоваться алгоритмом. Что такое алгоритм?

(пошаговое выполнение действий)

Алгоритм повесить на доску и прочитать. А теперь по алгоритму рассмотрим слова в группе. (варен…е, крыл…я, вороб…и, нова…я)

Алгоритм.

1. Слышится ли в слове после согласного звук [и,]

2. Какие следующие буквы? Есть ли буквы е, ё, ю, я, и?

3. Пишите после согласного ь, после него пиши одну из указанных букв.

Работа с учителем

Проверка задания

Игра: Проверка слуха.

Чтение учителем слов.

Соня, семья, моль, люди, листья, ночью, письмо, ребята.

Если в слове есть:

1. мягкое слияние.

2. мягкий знак.

3. Разделительный мягкий знак (отодвинуться).

Экспресс - опрос (+ да, - нет).

1. Разделительный мягкий знак пишется только на конце слова (нет).

2. Мягкий знак обозначает твёрдость согласных (нет).

3. Разделительный мягкий знак разделяет гласные от согласного. (да).

4. Мягкий знак обозначает мягкость согласного. (Да).

Самостоятельная работа.

-Найди лишнее слово (чудесный).

Почему? (все существительные, а это прилагательное).

Работа в парах.

Проверим знания о именах прилагательных.

Карточка.

Часть речи - прилагательное.

Обозначает - признак предмета.

Отвечает на вопросы - какой?, какая?, какие?, какое?.

Изменяется - по числам и имеет род.

Склонение - склоняется по падежам.

-Ваша пара готова?

-Кто желает нам рассказать о ваших знаниях, о прилагательных?

-Для чего нужны имена прилагательные?

Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.

-Ребята, как определить род имени прилагательного? (по роду существительного к которому оно относится).

Работа у доски.

Определи род имён прилагательных и выдели окончание. Черничное варенье, высокий мост, сладкое яблоко, большой сугроб, синее небо, сладкий помидор.

Сделай вывод.

Прилагательные ср.р.

В им. пад. окон. - ое - ее.

Прилагательные м. р.

В им. пад. окон. - ое - ее.

Над правописанием окончаний, какого падежа имён прилагательных м.р. и ср.р. мы работали на предыдущих уроках:

(родительный падеж).

Подумайте, какой может быть тема нашего урока сегодня?

(Правописание имён прилагательных м.р. и ср.р. в дат. Падеже). Это новое? (Да)



Работа самостоятельно

(Работа по карточкам)

-Понаблюдайте за изменением прилагательных в Д.п

-Какой вопрос?

-Какие окончания?

Обратимся к учебнику.

Лесное озеро - по лесному озеру.

Сосновый бор - по сосновому бору.

Лучший друг - к лучшему другу.

Речной вокзал - к речному вокзалу.

-Поставьте каждое слово сочетание в нужную падежную форму.

Работа с учителем

Проверка работы по карточкам.

Чтение вывода в учебнике.



Работа самостоятельно

Стр. 13 упр. 302 по образцу.

Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно.

Физминутка (музыкальная)

Работа с учителем

Творческая работа.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные по смыслу прилагательные. Определите падеж, выделите окончание.

Январь. Компьютер.

Пришел суровый январь,

Звери и птицы не рады (сильному) морозу.

Трудно ходить оленю по (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день - это смерть.

Придумайте продолжение рассказа.

(В непогоду ребята подкармливают пернатых друзей).

Зимний лес.

Посмотрите, что вы видите на этой картине?

Лес - зимний, красивый заснеженный (запись на доске).

Составь и запиши одно предложение с одним из этих слов, поставив его в Д.п

По зимнему лесу бежит заяц. (определи часть речи).

Работа самостоятельно.

(По карточкам)

Самопроверка - компьютер.

Из ближнего села.

К крайнему подъезду.

Синему морю…..


Итог: Какая учебная задача была поставлена на урок?

Как вы считаете, решена ли учебная задача?

Все ли этапы урока выполнены?

Дополни фразу

Сегодня на уроке я учился... .

Мне было легко, трудно - почему?

Доволен ли я своей работой на уроке? (да, не очень, не доволен) Почему:

А зачем мне это нужно?

Что нужно сделать, чтобы правильно писать слова на эти правила?

Оценивание:

Поставь себе оценки при помощи светофора. Помните, что красный свет опасность.

Красный: Стоп! Вперёд нельзя, друзья! (мне нужна помощь)

Повторять усядусь я.

Желтый: Здесь внимание, друзья! (ещё ошибаюсь)

Сомневаюсь ещё я.

Зелёный: А теперь вперёд, друзья в знаниях уверен я. Всё понял, могу идти дальше (не ошибался ни разу).

Кого мы поблагодарим сегодня!

Покажите, на барометрах, с каким настроением уходим с урока.

Д/З. Кто хочет простое задание?

Упр. 58 стр. 34.

Кому задание ловушку?

Упр. 57 стр. 34.

(определение своих возможностей).

Д/З. Сочини мини - сочинение на тему «Зимний лес»

Стр. 13 прав.


Пионерская начальная школа - филиал МБОУ «Ильинская СОШ»

Русский язык (2,4 класс)

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»(2 класс)

Тема: «Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»(4 класс)

Учитель: Федорюк О.Г.

(учитель начальных классов)

© 2010-2022