Конспект занятия к мастер классу по теме Решение проблемных ситуаций

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников»
№ 1 - Здравствуйте, уважаемые коллеги! № 2 Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников». Основная идея этой темы: создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках математики, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного. № 3 Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества. Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках. Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников. - Уважаемые коллеги, вы мне поможете. № 4 - Итак, урок математики. 1 класс. Тема: «Задачи». - В нашей работе сегодня принимают участие 3 команды. Давайте, разделимся на команды. - Элементы игровых технологий наиболее эффективны в начальных классах, что связано с особенностями психического развития младшего школьника. № 5












№ 6 Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики я использую известные методы обучения: - репродуктивный. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. - эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. - проблемный. Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. - объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение метода - организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. - Уважаемые коллеги, выберите метод, который наиболее сочетается с темой сегодняшнего мастер-класса. А остальные исключите. - Вы совершенно правильно выбрали проблемный метод обучения.
№ 6+ - Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения. Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблема.


№ 7 - Итак, сегодня мы рассмотрим такой вопрос: создание проблемной ситуации в ходе знакомства с задачей и её составными частями. В конце работы мы должны определить, что же такое "Задача". - Использование наглядности - также одна из важнейших форм работы на уроке в начальных классах.

№ 7+ - Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных текстов задача?
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В парке им. Ю.Гагарина было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в парк им. А.Пушкина. Сколько белок осталось в парке Ю.Гагарина?
3. Всего на территории Ленинского района находится 12 спорткомплексов. Из них 2 около озера Смолино. Сколько спорткомплексов в районе?
- Сделать выбор и обосновать своё решение - такой приём стимулирует ребёнка к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью.
- Пожалуйста, коллеги из 1группы, какой текст исключили вы? Почему? - Коллеги 2 группы, а вы, какой текст исключили? Почему? - Уважаемые участники 3 группы, прочитайте задачу. (участники 1 и 2 группы говорят, почему исключили 1 и 2 тексты, 3 группа читает задачу).

№ 8+ №8++ №8++ № 8+++ - Давайте все вместе докажем, что это задача. - Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ). - Назовите условие? (я на доску прикрепляю карточку УСЛОВИЕ) - Назовите вопрос? (ВОПРОС) - Назовите решение (РЕШЕНИЕ) и ответ (ОТВЕТ). № 9 - Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? - Пожалуйста, участники 1 и 2 группы составьте задачу из 1 текста, а 3 группа задачу из 2 текста. (1 и 2 группы составляют 1, но с разными вопросами, 3 группа - 2 и называют части задачи) (Сколько спорткомплексов в Ленинском районе не находятся вблизи озера Смолино?)
№ 10++++ - Какой же вывод мы можем сделать? (Составные части задачи - это условие, вопрос, решение и ответ). № 11






№ 12












№ 13 - А теперь посмотрим, сможете ли вы показать применить полученные знания в выполнении творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом.
Работа в группе. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Коллеги, у вас на столах лежат карточки. Вам нужно составить задачу, соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили, используя данные с этой карточки.
В Ленинском районе г. Челябинска: 7 заводов 17 средних школ 2 лицея 2 гимназии 4 пляжа 6 Дворцов культуры 1 кинотеатр

(Каждая группа придумывает свою задачу и задает её участникам других групп). Можно музыку включить на магнитофоне (он у нас есть, запиши что-нибудь)

(Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая, где условие, вопрос, решение и ответ)
№ 14


№ 15 -Спасибо. Наша работа подходит к завершению. Вначале перед нами стояла проблема: что можно назвать задачей? Давайте подведём итог, ведь подведение итога - один из важных моментов урока на любой ступени обучения. - Что же мы можем назвать задачей?
- Уважаемые коллеги! Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённой работы. (Комментарии участников)

№16 - И в завершение работы я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова. - Спасибо за сотрудничество!







© 2010-2022