- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики в 1 классе
Урок математики в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зуева А.А. |
Дата | 20.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бадарская средняя общеобразовательная школа»
Конспект к уроку математики в 1 классе
по теме
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Автор: Зуева Александра Александровна,
учитель начальных классов
УМК «Перспектива»
2014
Предмет: математика.
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1.
УМК: «Перспектива»
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
-
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
-
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
-
компьютер, мультимедийный проектор;
-
мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
-
учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. «Математика», 1 класс, часть 2;
Титульная страница (1слайд)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(3 мин)
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас ждёт сегодня открытие нового знания,
Понадобятся ваши терпение и старание.
Слайд 2.
Переход на следующий слайд.
Нажимаем на Мишутку, прослушиваем звуковой файл.
- Ребята, сегодня у нас в гостях - Квадрик. Но он пришёл не один. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (ребята читают «про себя», один ученик вслух).
- Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку)
- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (работа в паре)
Учитель выслушивает ответы ребят.
- Ребята, давайте покажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.
Контроль результатов: устные ответы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)
Учитель:
- Ребята, вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке?
Ученики:
- Решали примеры и задачи..
Учитель:
Щелчком по овалу убираем слова.- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.
Слайд 3.
Щелчком по прямоугольнику открываем записку.
Учитель:
- Прочитайте просьбу Квадрика.
Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.
- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?
Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку.
- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?
Слайд 4.
- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.
Щелчком по Мишутке включается звуковой файл.
- Сколько стоит баночка мёда?(7р. и 8 р.)
- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)
- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)
- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?
Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение мелом.
10-7=3 10-8=2
- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)
- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)
- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.
Варианты ответов ребят:
- Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3.
Записывает на доске: 2+1 =3
- Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3
Записывает на доске.
- Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2
Записывает на доске.
Записи на доске:
10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2
Учитель:
- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.
Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке.
- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.
Ученик отвечает.
- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.
(Первое слагаемое - 2, второе слагаемое- 1,значение суммы равно 3)
Ребята читают все выражения.
- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.
Контроль результатов: устные ответы,
Познавательные:
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3. Постановка учебной проблемы (2 мин)
- Вы смогли выполнить задание? (нет)
- В чём затруднение? (не знаем, как называются числа при вычитании)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
(названия чисел при вычитании)
- Чему мы должны научиться?
(научиться правильно называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание)
Переходим по управляющей кнопке на 5 слайд).
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин)
Слайд 5.
Щёлкаем по зайчику, он прячется в траву.
Учитель:
- Ребята, что мы видим на картинке?
Ученики:
- Три зайчика гуляют на полянке.
Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).
- Что произошло дальше? (один зайчик спрятался)
- Сколько зайчиков осталось? (два)
- Какое выражение можно составить к этой картинке?(3-1=2)
Щёлкаем по солнышку, появляется выражение.- Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение).
- Почему мы выбрали знак минус? (один зайчик спрятался, стало меньше)
- Прочитайте это выражение, используя слова «уменьшили на» (три уменьшили на 1, получили 2).
- Давайте запишем это выражение в тетрадь.
Учитель комментирует и пишет на обычной доске.
- Какое число мы уменьшали? (три)
- Пишем 3. Как вы думаете, как называется это число? (версии ребят)
- Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу).
- Ставим знак минус.
- Какое число мы вычитали? (1) Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят)
- Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В.
- Ставим знак равно и результат - 2.
- При вычитании результат называется РАЗНОСТЬ. Обозначим его буквой Р.
- Выражение 3-1 - это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ.
Запись на доске:
Р
3 - 1 = 2
У В Р
- Давайте ещё раз повторим названия чисел при вычитании (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста).
При щелчке по облачку появляются названия компонентов.
Доска закрывается.
Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на стр. 32-33.
- Теперь мы с вами решим задачу № 1
- Два ученика по очереди решают задачи у доски
Решение задания № 3 (учитель пишет три числа на доске, а ученики составляют с ними два примера)
И еще раз повторим компоненты вычитания (стр 33)
- Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью.
На доску вывешивается схема.
Физкультминутка
Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка.
Познавательные:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
5. Первичное закрепление (6 мин)
Работа в группах.
- Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 4 и 5 в учебнике, используя полученные знания.
Класс делится на две группы и каждой группе даётся лист А4 и маркер.
1 группа находит разность.
2 группа уменьшает
- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.
Примерное объяснение.
Уменьшаемое - это первое число, которое мы уменьшаем. Вычитаемое - это число, которое мы вычитаем и находим значение разности
Контроль результатов: устные ответы.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(6 мин)
- Ребята, найдите задание на карточках у себя на парте.
- Возьмите карточку с номером своего варианта.
- Прочитайте внимательно задание.
- Есть ли вопросы?
- Выполните его в тетрадях самостоятельно.
Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они закрыты).
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).
- Исправьте ошибки, если это необходимо.
- - В чём были трудности при выполнении этого задания?
Контроль результатов: самопроверка, устные ответы.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии.
Регулятивные:
планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)
- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».
Учитель включает презентацию.
Слайд 6.
- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.
- Какую букву вы видите на крыше улья? (У)
- Что мы обозначали сегодня буквой У?(уменьшаемое)
- Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено уменьшаемое.
- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа)
Итог.
- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?
(знание названий чисел при вычитании, знание состава чисел)
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при вычитании)
- Что повторили? (названия чисел при сложении, решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание)
- Чему научились на уроке? (правильно называть числа при вычитании, читать выражения на вычитание разными способами)
Познавательные:
осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.
8. Рефлексия деятельности (3 мин)
Слайд 9.
Щелчком по Мишутке включается звуковой файл.
- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.
Учитель включает звук, щёлкая по Мишутке.
- В конвертиках есть изображения пчёлок. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.
Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью магнита.
Учитель:
- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.
Личностные:
формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации.
Регулятивные:
самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.