Урок чтения. Тема: Сказка П. Ершова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема.Сказка П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Цели: расширить знания об авторе, о сказке;выяснить, почему сказку "Конек-горбунок" по праву можно называть русской народной сказкой; сделать вывод, чему учит эта сказка; развивать мышление; внимание, воображение,формировать коммуникативную, информационную компетентность,стремление к саморазвитию и творчеству; воспитывать доброту, честность, справедливость, прививать интерес к чтению.

Оборудование: портрет писателя; кроссворды, составленные детьми; выставка рисунков к сказке; выставка книг П.П. Ершова.

Форма урока: деловая игра-семинар.

Эпиграф

Сказка П.Ершова "Конек-Горбунок"- явление уникальное.При кажущейся простоте текста, легкости его восприятия- в ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении.

В.Кодухов

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.Мотивация

-Сегодня у нас необычный урок.Нас ждет увлекательное путешествие по страницам книги.

Итак, друзья,начнем урок.

Затей у нас большой запас.

А для кого они?Для вас!

Книги- наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.Живут они рядом с нами.Стоит только захотеть и протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.Подружившись с книгой,необходимо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.

II. Оглашение темы и ожидаемых результатов

-Сегодня урок чтения пройдет в необычной форме.У нас будет семинар по сказке Петра Павловича Ершова "Конек-горбунок"

Проведем мы занятие с целью выяснить для себя:почему сказку "Конек-горбунок называют русской народной,хотя у нее есть автор Петр Павлович Ершов?Чем так покорил читателей этот писатель?Чему научила нас сказка "Конек-горубнок"?

В подготовке к семинару весь класс был обьединен в группы:" публицисты", "переводчики",

"исследователи", "эксперты", "аналитики"

-Прошу поприветствовать друг друга.

-Итак, первое слово- "публицистам".Они нам расскажут о замечательном человеке,учителе по профессии, авторе сказки "Конек-горбунок"

Детство Ершова прошло в городе Березове.Отец Ершова служил капитаном.Он был разносторонне образованным человеком.В Тобольске Ершов не только учился, но и собирал сибирские сказки, пословицы и поговорки.Поэтому после окончания гимназии он уже знал, кем будет.В Петербуржском университете Ершов впервые начал печататься, вначале в рукописном журнале "Подснежник", а затем и в популярном литературном журнале "Библиотека для чтения". В 1832 году Ершов начал работать над первым крупным произведением-сказкой "Конек-горбунок".В 1836 году Петр Ершов становится инспектором Тобольской гимназии, а вскоре и директором.Свои сочинения и собранные фольклорные тексты Ершов регулярно посылает в Петербург, где они печатаются в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения". Но все эти произведения не пользовались такой популярностью, как "Конек-горбунок".

Эта сказка оказалась настолько популярной,что по ее мотивам было написано два балета.Один из них, поставленный Стравинским, и имевший название " Жар-птица", обессмертил героев Ершова, сделав их знакомыми всему миру.

В 1869 году Ершов умер.Сказка же о Коньке-горбунке продолжала жить.Она была переведена на многие языки и породила массу подражаний.За 40 лет сказка издавалась 6 раз.

-Итак, что же помогло Ершову написать такую уникальную сказку?

III.Работа над сказкой Ершова.Фронтальная работа

1.Блиц-опрос(по кроссвордам детей)

-Не на небе-на земле

Жил старик в одном селе….(продолжайте)

-Назовите главного героя сказки.

-Кто автор сказки?

-Что обещал отец купить Ванюше?

-Как называли братьев в дозоре?

-Кто следил за порядком торговли в столице?

-Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил глаза лошадей.

-Старшый умный был детина,

Средний сын и так и сяк,но а младший был…

-Что надел Иван,отправившись в дозор?(малахай)

-Как называются ярко окрашенные картинки?(лубки)

-Какой танец танцевали лошади?ван

-Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы?(перо)

-Кому Иван выпросил прощенье в Солнцевом селенье?

-Назовите имена всех трех братьев.(Данила,Гаврило)

-Где Иван спрятал кобылицу(балагане)

-Чему равен рост Конька-горбунка?(Зверихе)

-В чем сварился царь?

-Кем стал Иван,искупавшись в молоке?

-Кто отдавал распоряжение Ивану?

-Чем закончилась сказка?

2.Расположить события по порядку

*Иван служит на царской конюшне.

*Иван гостит у солнца, у месяца.

*Рыба-кит достает перстень со дна океана.

*Иван женится на Царь-девице.

*Иван привозит царю жар-птицу, Царь-девицу.

*Иван выходит из котла князем.

*Иван находит перо жар-птицы.

3.Разгадывание кроссвордов по группам

1.На небе были звезды и….(месяц).

2.Иван ждал вора в ….(поле)

3.Иван увидел в полночь….(кобылицу).

4.Кобылица была….цвета(белого)

5.Как Иван сел ей на спину?(Задом наперед)

6.Кобылица подчинилась Ивану,когда…..(устала)

7.Иван загнал воришку в….(балаган)



4.Морское задание

-В каждом конверте-набор картинок с изображением рыб и животных моря.Давайте вспомним, какими рыбами и животными заселил Ершов свое сказочное море-океан.(Работа детей в группах: Должно получится:кит,осетр, ерш, лещ, сом, рак, дельфин, сельдь)

-А теперь проверим с помощью отрывка из книги, все ли мы сделали правильно.

Осетры тут поклонились,

В земский суд бежать пустились

И велели в тот же час

От кита писать указ,

Чтоб гонцов скорей послали

И ерша того поймали.

Лещ, услыша сей приказ,

Именной писал указ;

Сом(советником он звался)

Под указом подписался;

Черный рак указ сложил

И печати приложил.

Двух дельфинов тут призвали

И, отдав указ, сказали

Чтоб, от имени царя,

Оббежали все моря

И того ерша-гуляку,

Крикуна и забияку

Где бы ни было нашли,

К государю привели.

……………………………..

Вдруг дельфины услыхали

Где-то в маленьком пруде

Крик неслыханный в воде

В пруд дельфины завернули

И на дно его нырнули,-

Глядь:в пруде, под камышом,

Ерш дерется с карасем.

………………………..

Тут,отдав царю поклон,

Ерш пошел, согнувшись вон.

С царской дворней побранился

За плотвой поволочился

И салакушкам шести

Нос разбил он на пути.

……………………………………….

Сельди с духом собралися,

Сундучок тащить взялися.

-Какие рыбы и животные лишние, а каких не хватает?(Лишние: кашалот, белуга, акула.Не хватает карася, салаки, плотвы).

IV. Выступления рабочих групп

-Дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси.Группе "переводчиков" было дано задание найти толкование некоторых старинных русских слов

И перевести на современный русский язык.

Слово-нашим "переводчикам"

Группа "переводчиков" знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов, встретившихся в сказке.

Балаган-здесь:шалаш,сарай.

Вдругоредь-в другой раз,снова

Весь двор-все приблеженные царя, придворные.

В приказ даю-отдаю под надзор.

Городничий-начальник города в старину.( Юля)

Дрягнул плясовую-пустился в пляс, заплясал.

Естное-сьестное.

Живот-здесь:имущество,добро.

Зориться,зазориться-светать,рассветать и др.

-А теперь настала очередь наших "исследователей".Они расскажут нам, какие фразеологические обороты нашли в сказке и что они обозначают.

Живут-поживают слова, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной,образной.Употребляет в сказке фразеологические обороты и Ершов.

Сонные тетери

Тетеря-просторечное название тетерева.Тетерев во время токования(брачного пения)не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться.Отсюда произошло выражение "глухая тетеря", "сонная тетеря",

"Глухая тетеря-говорится о глухом,ничего не слышащем человеке.

"Сонная тетеря"- о сонном,вялом,малоподвижном.

"Эй вы, сонные тетери!Отпирайте брату двери!"

Как сыр в масле кататься

Сыр и масло издревле были символами благополучия и сытости."Как сыр в масле кататься"- это значит жить в довольствие,достатке и благополучии, ни в чем себе не отказывая.

….Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься…

За тридевять земель

Тридевять-старинное числительное, которое употреблялось в старину при счете по девяткам, т.е трижды девять-27, выражение вошло в русский язык из сказок, где оно обозначало неведомую даль,далекое место.

Как с гуся вода

Сравнение основано на том, что гусиное оперенье, покрытое жиром, не пропускает воды, она с него скатывается.Употребляется в значении-все нипочем, абсолютно не действует, не производит никакого впечатления.

Не ударил в грязь лицом-не опозориться, не потерять достоинство

"То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом"

Мыкать век-жить в нужде,испытывать лишения.

"Да к тому ж старик неможет,

Работать уже не может,

А ведь надо ж мыкать век"

-Использование фразеологизмов-важное выразительное средство языка, придающее сообщению характер живого разговора.Петр Ершов-мастер яркого, искрометного,захватывающего произведения,и фразеологизмы он использует с большим мастерством.И это нам доказали юные исследователи этой группы.

-А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям,и взрослым.

-Группе "экспертов"было дано задание составить список характерных черт, присущих Ивану.Прошу зачитать его вслух!(Добрый,честный,бескорыстный, умный,сообразительный,хитрый,веселый,жизнерадостный,простодушный,верный в дружбе)

-Что помогло писателю создать такой образ?(Чтение былин,сказок,русских потешек.Нам Иван напоминает и Илью Муромца-добротой и справедливость, и Алешу Поповича-хитростью,ловкостью,веселостью.)


-Вот карточки с отрывками из сказки.Прочитайте и назовите характерное качество Ивана.

Ночь настала;месяц всходит;

Поле все Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звезды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал,

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу и увидел кобылицу….

"Эхе-хе!Так вот какой

Наш воришко!...Но, постой<

Я шутить ведь не умею,

Разом сяду те на шею.

Вишь какая саранча!"

И,минуту улача,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И садится на хребет-

Только задом наперед….

Тут он кликнул скакунов

И пошел вдоль по столице,

Сам махая рукавицей,

И под песню дурака

Кони пляшут трепака;

А конек его Горбатко-

Так и ломится вприсядку…

А Иван им стал кричать:

"Стыдно,братья,воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас конек не крал".

-Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из Росии, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам.Рядом с ним был верный друг, удивительное создание-Конек-горбунок.Какова же была награда Ивана, какие испытания преодолел он,чтобы стать царем?

"Аналитики",выскажите свое мнение,чему учит всех эта сказка?

Высказывания учеников

-Эта сказка учит многому.Во-первых, тому,что жадность ни к чему хорошему не приведет.Все, что желал царь-выполнял Иван, а это несправедливо.За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле.Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло.Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем.Я считаю, что все в этой сказке правильно…

-Сказка П.Ершова "Конек-горбунок" учит нас доброте, честности и справедливости.В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле.А необузданные желания губят человека…Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую!Пушкин после прочтения "Конька.." сказал, что этот род сочинительства он может оставить", потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций.Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.

-Спустя 22 года, в 1856 году , Петр Ершов писал :"Конек мой снова поскакал по всему русскому царству.Счастливый ему путь!Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,… и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е до окончания века."

V.Заключительный этап.Рефлексия.Оценивание результатов работы

1.Методика незаконченных предложений

-Сегодня на уроке я…

-Мне было интересно…

-Сказка заставила меня задуматься….

2.Составление сенкана

Сказка

Народная,интересная

Открывает, знакомит,учит

В ней намек,добрый молодцам урок.

История

3.Заключительное слово

-По сказке "Конек-горбунок" снят первый российский рисованный полнометражный мультфильм.Он вышел в 1947 году.Режиссером-постановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано.Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.

-



© 2010-2022