Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языкуКонспект урока по русскому языкуКонспект урока по русскому языкуКонспект открытого урока по русскому языку

в 3 классе (1-4) ДСОШ

Учитель: Комарова Елена Алексеевна

Учебник Т.Г. Рамзаевой.

Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение по теме.

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное о правописании слов с парными согласными в корне.

Задачи:

1) Закрепление знаний о способах проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

2) Развитие умения обнаруживать орфограмму на слух и зрительно.

3) Овладение последовательностью действий при написании слов с орфограммой.

4) Контроль практических умений и навыков с использованием ПМК «Школьный наставник».

5) Формирование умения работать самостоятельно.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II Повторение теоретического материала и формулировка темы и учебной задачи урока.

- Ребята, что такое орфограмма? (это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных)

- Орфограммы можно легко найти и отличить друг от друга, если знаешь их признаки.

Сегодня на уроке специальные значки для признаков орфограмм помогут вам:

* одни признаки помогут увидеть (показываю человечка с глазами)

* другие - услышать, * третьи - осознать, понять разумом.

На доске:

Согласные буквы 11

Согласные звуки 21

Пары по звонкости-глухости 36

-Прочитайте записи в левом столбике и числа в правом столбике.

- Соедините стрелочками, какие числа к какой записи относятся.

Работа с большой таблицей. (Закрыть несколько парных согласных звуков)

-Ребята, у нас в таблице спрятались звуки, помогите назвать недостающие согласные звуки.

- Назовите звуки, которые являются непарными по звонкости-глухости?

- Какие из них непарные звонкие? Какие непарные глухие?

- При обозначении каких звуков мы можем столкнуться с орфограммой, то есть с выбором буквы: парных по звонкости-глухости или непарных? (при обозначении парных по звонкости-глухости согласных звуков мы можем столкнуться с орфограммой)

- В каком месте в слове встречается эта орфограмма? (эта орфограмма встречается в корне слова)

-Как называется орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

-Ребята, вы догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

- Сегодня мы будем вспоминать всё, что знаем про эту орфограмму, будем учиться находить слова с этой орфограммой, отличать их от проверочных слов. Если научитесь их отличать, успешно справитесь с компьютерным тестом.

IV Игра «Не подведи свою группу» (групповое задание)

-Ребята, что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк)

Правила игры: на карточках записаны тексты.

Задание: Прочитайте текст вслух и определите, почему подчёркнутые слова в конце строк рифмуются, хотя выделенные согласные буквы разные.

Побеждает группа, которая первой даст точный ответ.(Разными буквами обозначаются одинаковые согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости)

1. Не тот хорош,

Кто лицом пригож,

А тот хорош,

Кто для дела гож.

2. Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки.

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто лук.

3. Сладкие крошки

На короткой ножке.

Кто проходит близко,

Кланяется низко.

-Определите, в каком из этих текстов на доске больше всего слов с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» и сколько их? (в последнем, 6 слов).

- Вы успешно нашли слова с орфограммой. Теперь будем учиться различать слова с орфограммой и проверочные к ним.

V Работа в тетрадях : страница 19, задание 21 (восстановление пар слов: проверочные и проверяемые слова) .

-Прочитайте задание 21, страница 19.

-Найдите в таблице 5 заполненную строчку, прочитайте этих два слова.(блуза-блузка)

-Найдите и прочитайте проверочное слово.(блуза)

-Найдите и прочитайте слово, которое проверяем.(блузка)

-Чем отличается проверочное слово от слова, которое проверяем?

(В проверочном слове нет выбора букв, а в слове, которое проверяем есть выбор буквы, значит есть орфограмма.

Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой - парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)

- Запишите, где необходимо, проверяемые и проверочные слова. Работайте самостоятельно.

-Проверим задание 21. (один ученик зачитывает вслух, если ошибается, идёт разбор, как в начале задания)

VI. Работа в тетрадях: страница 19, задание 22 (подбор слов с орфограммой к проверочным).

-Прочитайте задание 22, страница 19.

-Прочитайте первых два слова и выделите в них корень.

-Чем отличаются эти два корня? (В слове сапоги корень сапог-, в слове сапожок корень сапож-)

-Проверочными или проверяемыми являются эти слова?(Проверочными)

-Докажите.(Нет выбора букв, после согласного стоит гласный звук)

-Какое слово можно проверить при помощи слова сапоги?(сапог)Докажите.

-Какое слово можно проверить при помощи слова сапожок? (сапожки)Докажите.

-Как называются слова сапог и сапожки? (слова с орфограммой)

-Запишите остальные слова самостоятельно.

-Проверим задание.

VII. Упражнение в различении проверочных слов и слов с орфограммой.

- Прочитайте на доске ряды слов и послушайте, что я о них думаю. Согласитесь со мной или не согласитесь.

На доске:

*Скрипка - скрипочка, скрипки, скрипичный.

- Я думаю, что все слова после чёрточки - проверочные к слову скрипка. (не согласны, слово скрипки не является проверочным, в нём есть орфограмма ) -- Выделите корень, подчеркните орфограмму.

*Находка - находчивый, находки, находить.

- Я думаю, что среди слов после черточки нет проверочных слов к слову находка.(не согласны, проверочное слово находить) Выделите корень наход-.

*Соседский - соседний, соседка, соседи.

- Я думаю, что среди слов после чёрточки есть два проверочных слова к слову соседский.(согласны, здесь проверочных два слова: соседний и соседи)

VIII . Выполнение теоретического теста с использованием ПМК «Школьный наставник»

Настройка теста: КОРРЕКЦИЯ

Учебные разделы: Правописание согласных в корне.

Учебные элементы: Проверочные слова к слову с оглушённым согласным.

-Ребята, сейчас с помощью компьютера проверим, как вы научились различать слова с орфограммой и проверочные слова. Но орфограмма в учебных элементах названа неточно. Как правильно она называется?

Режим тестирования: Фиксированный самоконтроль.

- Есть ли среди слов (бережок, прибрежный, береговой) проверочное слово к слову (берег)? (да, нет)

------(чуткость, чуткие) ------(чуткий)

------(тетрадка, тетрадный)---(тетрадь)

------(морковка, морковочка, морковный)---(морковь)

------( близёхонько, близкий, близок)---(близко)

------(перевозить, перевозчик)---(перевозочка)

------(пробковый, пробки)---(пробка)

------(букашки, букашечки)---(букашка)

------(книжки, книга)----(книжка)

1. Выполнение теста.

2. Проверка.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

-У кого 1-2 ошибки?

Физкультминутка. Лёгкие прыжки.

Мягкие шажки.

Вот и вся зарядка.

Мягкая посадка.

-Назовите из физкультминутки слова, в которых есть орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне», назовите проверочные слова.

Лёгкие - лёгок

Прыжки - прыжок

Мягкие - мягок

Шажки - шажок

Зарядка - зарядочка

Посадка - посадить

-Почему эти слова нужно проверять? (В словах слышал(а) парный согласный по звонкости-глухости в середине слова перед парным согласным.)

IX . Фонетико-графическое упражнение.

- А теперь задание на смекалку (Если хватает времени):

-Составьте слово, в котором первый звук - глухая пара звука [з] , второй - глухая пара звука - [ д], третий - гласный [о] под ударением, четвёртый - звук [л]. Что это за слово? (стол) Есть ли орфограмма «Парные…» в этом слове? (нет)

X . Упражнение в употреблении слова с орфограммой в тексте и обнаружении слов с орфограммой.

- Откройте, пожалуйста, страницу 21 задание 24. Будем работать с текстом. Прочитайте задание. С чего начнёте работу? (прочитаем текст) Читаем глазами.

-Кто отгадал название древней русской игры? (Городки) Как догадались, что в тексте идёт речь о городках?

Затем один ученик читает текст вслух.

-Подчеркните в тексте 5 слов с орфограммой.

-Прочитайте слова, которые подчеркнули.

XI. Обобщение. Итог урока.

- Над какой орфограммой мы сегодня работали? (Парные звонкие и глухие согласные в корне)

- Как отличить слово с этой орфограммой и проверочное к нему? (В слове с орфограммой есть выбор буквы, в проверочном слове нет выбора букв. Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой - парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)

- Сдайте, пожалуйста, рабочие тетради, я проверю и поставлю оценки.

Дом. задание (по выбору учащихся): страница 85, упражнение 227 или задание 25 из тетради (с.22).


© 2010-2022