Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.


учитель начальных классов

Егоренок Г.Н.

МБОУ гимназия №1 г. Североморск


«Речь - удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им". Георг Гегель
Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности человека, да и к успешной жизни в целом. Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого. Например, в моём классе есть учащиеся, которые не испытывают потребности в общении со взрослыми и даже сверстниками, многие затрудняются использовать вербальные и невербальные средства общения. Эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству и умение слушать собеседника сформировано, по моим наблюдениям, менее чем у половины учащихся. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте второго поколения указан основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наибольшее значение для достижения целей образования. Все коммуникативные действия условно разделены на 3 группы:

  • коммуникация как взаимодействие
  • коммуникация как сотрудничество
  • коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности . Как известно, детям, поступающим в школу, доступна лишь одна точка зрения - та, которая совпадает с их собственной. Задача учителя состоит в том, чтобы наладить взаимодействие учащихся, преодолеть эгоцентрическую позицию в межличностных отношениях. Коммуникация как сотрудничество (кооперация). Это согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Коммуникация как условие интериоризации. Это группа коммуникативно-речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Общение - это одно из основных условий развития речи и мышления ребёнка практически на всех этапах развития.

Виды коммуникативных универсальных учебных действий

Необходимые умения, которые необходимо сформировать

1.Коммуникация как взаимодействие.

Действия, направленные на учёт позиций собеседника.

- слышать и слушать друг друга;

- полно и точно выражать свои мысли;

- адекватно использовать аргументы в дискуссии;

- спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- строить грамматически и синтаксически правильную речь.

2.Коммуникация как сотрудничество.

Действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

- договариваться и находить общее решение;

- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3.Коммуникация как условие интериоризации.

Действия, служащие средством передачи информации другим людям.

- понимать возможность существования различных точек зрения;

- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию;

- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;

- получать необходимые сведения от одноклассника;

Чтобы сформировать данные коммуникативные действия, необходимо сформировать составляющие его умения, такие как: полно и точно выражать свои мысли; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и находить общее решение; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию; сохранять доброжелательное отношение друг к другу даже в ситуации конфликта. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речи, стремления к общению. А коммуникативные умения формируются и совершенствуются именно в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Насколько многогранен процесс общения, настолько многогранна может быть внеурочная деятельность по формированию коммуникативных умений. Учащиеся моего класса были включены в:

  • игровую, спортивно-оздоровительную и познавательную деятельность;
  • досугово - развлекательную деятельность (досуговое общение) и проблемно-ценностное общение;
  • художественно-эстетическое творчество;
Для развития коммуникативных умений учащихся большое значение имеет не только богатство содержания отдельных мероприятий, но и выразительность организационных форм. Они должны быть гибкими, помогающими детям вступать в диалог, использовать монологическую речь, вызывать положительные эмоции. Систему внеурочной деятельности в моём классе составляют следующие организационные формы: конкурсы чтецов, познавательные беседы и беседы-размышления, наблюдение и анализ жизненных ситуаций из реальной жизни детей, тематические праздники в классе и Домах Культуры, экскурсии, культпоходы в театр, спортивные соревнования, игровые перемены. Игра - один из самых любимых видов деятельности детей, особенно первоклассников. Игра помогает создать в классном коллективе атмосферу доверия и доброжелательности, открытого общения детей друг с другом и с учителем. Наши любимые игры на переменах: «Путаница», «Гори, гори, ясно», «Ручеёк». Но наш «ручеек» - волшебный и мы в нём - волшебники. Когда дети проходят через «ручеек» и выбирают себе нового партнёра, то говорят ему приятные слова, комплименты. Один из самых приятных дней в жизни ребёнка - день рождения. В этот день наш классный именинник не только получает подарок, но и имеет возможность дать интервью в классе. У детей есть 10 минут, чтобы как можно больше узнать об имениннике. Каждый может задать какой-нибудь вопрос, например: О чём мечтаешь? Какое у тебя сегодня настроение? Игра «Интервью» помогает детям вступать в диалог, узнать о товарище что-то интересное, находить общий язык. От того, как легко ученики находит общий язык с одноклассниками, испытывают ли психологический комфорт, во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В конце учебной недели мы играем в игру «Волшебная палочка». Ученик, получивший от учителя волшебную палочку, имеет право рассказать ребятам, что хорошего случилось с ним на этой неделе. Затем он передаёт палочку тому, кому желает. Возможны и другие вопросы для рассказа: - Было ли на неделе то, что ты делал действительно с удовольствием? В игре дети учатся говорить и слушать других. На тематических праздниках «Посвящение в гимназисты», «Наша армия родная» (посвящённый Дню защитника Отечества), «Мартовская капель» (поздравление мам и бабушек) я даю возможность каждому учащемуся выступить индивидуально, дуэтом, трио или группой, что особенно важно для застенчивых детей. Главное условие: на импровизированной сцене должен побывать каждый. На праздниках, в более свободной обстановке, ребята читают стихи, разыгрывают сценки, соревнуются, поют. В присутствии родителей многие из детей ведут себя увереннее, чувствуя поддержку и одобрительный взгляд родных глаз. Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является семья. Но чем старше становятся дети, тем важнее для них является принадлежность и к другим группам: к спортивной команде, к классу. Многим детям трудно сконцентрироваться на учёбе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Совместная деятельность, поездки сплачивают детей, позволяют ощутить единство с коллективом. Культпоходы в Дом культуры, поездки в город Мурманск в Театр кукол и океанариум обогащают новыми впечатлениями, расширяют поле для общения. Задавая вопросы на экскурсиях (в гимназическую и центральную детскую библиотеку, городской дом прикладного творчества и ремёсел) мои ученики учатся строить грамматически и синтаксически правильную речь, точно выражать свои мысли. Участие в гимназических, городских конкурсах, во всероссийских олимпиадах, несомненно, ведёт к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. А сообщения о победах в конкурсах вызывают положительные эмоции, гордость за своих товарищей, дают возможность обсудить с детьми результаты, подчеркнуть ценность выводов, сделанных ими. Беседы - размышления о поступках учеников, беседы-анализы жизненных ситуаций из реальной жизни позволяют детям увидеть и осознать новое о других и о себе, понаблюдать за собой, сравнить себя с другими. Благодаря коллективному обсуждению ситуаций дети учатся спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё. В процессе разнообразной деятельности я привела детей к выводу, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, очень важно. А если соблюдать нормы вежливости и правила общения, то можно избежать многих конфликтов и сохранить прекрасное настроение. Первые правила, которые были приняты в классе - это «Правила вежливости», «Правила дружной работы», «Правила честной игры». Для знакомства со способами общения на уроке, для открытия правил работы в паре и группе я использовала занятия надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон. В программе 1 класса этого курса выделены 3 часа на развитие коммуникативных учебных действий, а именно, на создание проектов основных правил поведения на уроке и простейших правил работы в паре и группе. Однако приведенные выше формы занятий и рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен обладать достаточной коммуникативной культурой. Для формирования коммуникативных учебных действий важно, чтобы работа велась систематически, а формы деятельности детей были активными. Как отмечал Ш.А. Амонашвили, на таких занятиях для младших школьников создаётся возможность поупражняться в нравственно-этических поступках, определить свою моральную позицию и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений.
© 2010-2022