Рабочая программа мастерской для 1 класса Волшебный мир сказки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»



Проверено:

Руководитель МО ___________________


«_____» __________________2015 г.



Согласовано:

Зам. директора

___________________


«_____» ___________________2015 г.


Утверждаю:

Директор

_________________________


«_____» ___________2015 г.



Рабочая программа

Мастерской «Волшебны мир сказки»

для 1 класса

на 2015-2016 учебный год



разработчик:

Жидова А.А.


категория:

соответствие занимаемой должности.

2015 год

Пояснительная записка


Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Раскрытие творческого потенциала личности, по мнению специалистов психологии развития, необходимо начинать с самого раннего возраста. Социальная значимость данной программы - приобщение ребенка через творческую работу со сказкой к социокультурным традициям, к опыту человеческих отношений, т.к. сказка вместе с эстетическими ценностями красоты, силы и смелости содержит нравственные и моральные ориентации на добро, помощь и справедливость. Цель программы: развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы школьников через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой. В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:

  1. Расширение представлений младших школьников о сказках, их классификации; о быте, традициях разных народов мира;
  2. Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой.
3. Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
  1. Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
5. Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма, нравственные и духовные качества личности через восприятие сказочной проблемной ситуации. В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:
  1. Включение младшего школьника в межличностные отношения, что способствует осознанию себя как личности.
  2. Направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста.
  3. Организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической педагогики: принятие позиции ребенка, его точки зрения.
Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.

Основная научная идея

(стержневая линия)

Название модульной программы

Количество

часов

Семестр

Ввести детей в сказочный мир, познакомить с видами и особенностями сказок разных народов России.

1. «Сказка как система знаний о мире и о себе»

6

I, II

Научить находить средства передачи красоты художественного образа: эпитеты, гипербола, образное сравнение.

2. «Художественный образ сказки»

5

III

Развивать речевой активный словарь детей.

3. «Слово как материальная основа текста»

6

IV

Учить осмыслению нравственного урока сказки.

4. «Сказка ложь, да в ней намек…»

6

V





Модульная программа «Сказка как система знаний о мире и о себе». 6 часов.

Содержательный модуль.


Модульная программа рассчитана на создание таких условий, в которых возможна актуализация имеющихся у детей знаний и мотивация учащихся на дальнейшее изучение программы мастерской.


  1. Комплексная дидактическая цель.

Образовательный аспект:
  • расширить представления о сказках и их особенностях;
  • углубить знания о типах и классификации сказок разных народов России;
  • обогащать опыт ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;

Воспитательный аспект:
  • воспитать творческую и уверенную в себе личность;
  • создать условия для творческой самореализации.

Развивающий аспект:

  • развивать познавательные интересы;

  • развивать вербально-логическое мышление, формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.


  1. Краткое содержание изучаемого материала:
Виды сказок. Классификация, критерии классификации сказок (народные, авторские, бытовые и т.д.). Особенности сказок разных народов России.


3. Ожидаемые результаты: После изучения модульной программы «Сказка как система знаний о мире и о себе» учащиеся должны:

  • знать определение понятия сказка;
  • уметь определять тип сказки, ее проблемное поле;
  • развивать познавательный интерес, интерес к слову, к речи, вербально-логическое мышление, умение работать индивидуально и коллективно;
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам. коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы. 4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Моя любимая сказка.
  • Что за прелесть эти сказки.
  • Мой любимый сказочный герой.

Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Сказка как система знаний о мире и о себе».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

I, II

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о классификации сказок.

1

Знакомство с модульной программой. Определение понятия «Сказка».

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

Как много разных сказок.

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.



Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.

3




Попробуй угадай: кто? Откуда? и куда?

Игра

4






Введение в проектную деятельность.

Выбор темы проекта.




Беседа


Работа в группах


5

План защиты проекта.

Деловая игра.




Итоговая часть



6



Удивительный волшебный мир сказок.



Презентация готовых проек-тов.

Модульная программа «Художественный образ сказки». 5 часов. Программа направлена на формирование умения находить средства передачи красоты художественного образа: эпитеты, гипербола, образное сравнение.
1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • познакомить с сюжетной линией и эмоциональным контекстом сказки;
  • научить находить средства передачи красоты художественного образа;
  • формировать умение создавать свои собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и личного опыта ребенка.
Воспитательный аспект:
  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес, словесное логическое мышление;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;

2. Содержание изучаемого материала: Красота художественного образа сказки. Эпитеты. Гипербола. Сравнение.
  1. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Художественный образ сказки» обучающиеся должны:

  • знать: что такое эпитеты, гипербола, сравнение; структура сказки;
  • уметь: находить в тексте средства передачи художественного образа, главных героев сказки;
  • развивать познавательный интерес, словесное и логическое мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра; коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы. 4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Рисование иллюстрации сказки (построение невербального образа).
  • Доклад на тему «Средства художественной выразительности».


Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Художественный образ сказки».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

III

5

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о средствах художественной выразительности.

1

Знакомство с модульной программой. Определение понятий «Эпитет, гипербола, сравнение».

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

Структура сказки: главные герои, помощники, злодей.

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

3




Построение пересказа сказки по законам сказочного жанра.

Рисование иллюстрации к сказке.

Игра







4


Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом.


Беседа


Работа в группах

Защита проекта.

-оценка качества своей проектной деятельности;

-рефлексия.

5

Презентация готовых проектов.



Модульная программа «Слово как материальная основа текста». 6 часов. Программа направлена на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения.

1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • формировать активную работу со словом, расширять речевой словарь ребенка.
  • формировать умение составлять тексты.
Воспитательный аспект:
  • воспитывать потребность в постоянном совершенствовании своей речи для передачи информации, установления контактов;
  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес, словесное образное мышление;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
  • развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.

2. Содержание изучаемого материала: Упражнения и игры на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения; упражнения и игры на понимание причинно-следственных отношений в тексте («рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде», укрась слово» и т.п.). Сочинение собственной сказки.



  1. . Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Слово как материальная основа» обучающиеся должны:

  • знать: что такое сюжет; эмоциональный контекст сказки;
  • уметь: продолжить, используя вербальное воображение, активный речевой запас, сюжетную линию сказки, сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
  • развивать познавательный интерес, словесное и образное мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, сочинять собственную сказку на разные сюжетные линии. коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Сочинение сказки (построение вербального образа).
  • Рисование сюжетной картины к сказке.
.



Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Слово как материальная основа текста».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

IV

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о роли слова в тексте и в нашей речи.

1

Знакомство с модульной программой. Определение понятий «Слово в тесте».

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2






Сочинение собственной сказки на выбранный сюжет.

Практическая работа по составлению своей сказки.

3






Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.

Беседа. Работа в группах.



4



План защиты проекта. Работа над проектом.

Деловая игра

Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.


Защита проекта:

Оценка качества своей проектной деятельности.




5

























Предзащита проектов.



6


Презентация готовых работ.




Модульная программа «Сказка ложь, да в ней намек». 6 часов. Программа направлена на осмысление нравственного урока сказки и осознание проблемной ситуации, а также развитие чувства патриотизма.
1. Комплексная дидактическая цель. Образовательный аспект:

  • формировать активную работу со словом, расширять речевой словарь ребенка;
  • интегрировать проблемное поле сказки с эмоциональным опытом ребенка.
Воспитательный аспект:
  • научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;

  • создавать условия для творческой самореализации;
  • воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
  • развивать познавательный интерес, словесное логическое мышление;
  • формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
  • развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.

2. Содержание изучаемого материала: Нравственность. Сочувствие. Патриотизм.
3. Ожидаемые результаты:

После изучения модульной программы «Сказка ложь, да в ней намек» обучающиеся должны:

  • знать: позицию автора сказки, ее смысл и цель;
  • уметь: видеть проблему в сказке;
  • развивать: эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
  • формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, делать выводы. коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок: Примерные темы проектных работ:
  • Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
  • Что значит быть патриотом?
  • Я люблю свою Родину.

Календарно-тематическое планирование модульной программы

«Сказка ложь, да в ней намек».

Семестр

Кол-во

часов

Структура

модуля

Интегрирующая

дидактическая цель

заня-тия

Тема

занятия

Форма

заня-

тия

Универсальные

учебные

действия

V

6

Вводная часть

Теоретическая часть.

- дать представления о целях и содержании модульной программы;

- дать представление о результатах изучения данного модуля;

-актуализировать имеющиеся у детей знания.

- дать представление о нравственности, чему учат нас сказки..

1

Знакомство с модульной программой. Значение сказки в жизни людей.

Беседа

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, делать выводы.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.


2

Что значит: «Сказка ложь, да в ней намек»?

Беседа


Работа в группах

Диалогичес-

кая часть

























Итоговая часть

Информационный анализ проекта.

- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;

-осуществлять отбор активных форм обучения;

- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.


Практическая реализация проекта.

- формировать навыки проектной деятельности;

- определить продукты и форму презентации;

-углубить познания учащихся по теме исследования;

- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

3




Проигрывание эпизодов сказки в играх-драматизациях и народных играх со сказочными персонажами.

Игра

4

Введение в проектную деятельность. План защиты проекта.

Беседа

5

Работа над проектом.

Предзащита проекта.


Защита проекта:

- оценка качества своей проектной деятельности.

6

Презентация готовых проектов.




Приемы работы со сказкой в разных модулях:
1 модуль «Сказка как система знаний о мире и о себе»:
-беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации;
- интеграция проблемного поля сказки с эмоциональным опытом ребенка;
-включение разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка;
- проигрывание эпизодов сказки в играх-драматизациях и народных играх со сказочными персонажами («Баба-яга», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.п.)
2 модуль «Художественный образ сказки»:
- средства передачи красоты художественного образа сказки: эпитеты, гипербола, образное сравнение;
- структура сказки: главные герои, помощники, злодей;
- построение пересказа сказки по законам сказочного жанра;
- собственное сочинение сказки (построение вербального образа);
- рисование иллюстрации сказки (построение невербального образа);
3 модуль «Слово как материальная основа текста»:
- упражнения и игры на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения;
- упражнения и игры на понимание причинно-следственных отношений в тексте;

- составление сказки по сюжетной картине;

- сочинение мини-сказки ассоциативного характера.

4 модуль «Сказка ложь, да в ней намек»:

-беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки;

- викторина «Что значит быть патриотом»?

Литература для учителя


1. Литературное чтение: внеклассные занятия / Г.Т. Дьячкова - Волгоград: Учитель, 2007. - 168 с.

2. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 4. - 2002 г. - 125 с.

3. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 5. - 2002 г. - 125 с.

4. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 6. - 2002 г. - 111 с.



© 2010-2022