Проектная работа с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составила:

учитель начальных классов

МКОУ Новопавалихинской ООШ

Литвинова Ю.Н.

2014-2015

Сроки реализации проекта:

2014-2016 учебный год - проектировочный



Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…

Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.»
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы"Одаренные дети".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие" вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Цель.
Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Объект исследования.

Психолого - педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования.

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Гипотеза.

Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создать нормативно и учебно - материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработать Программу работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- создать условия для психолого - педагогической подготовки учителей и родителей.

Задачи.

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.

  • Разработать Программу развития одарённых детей.

  • Разработать методическое сопровождение.

  • Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.

  • Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.

Методы.

  • Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).

  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

  • Статистический ( обработка полученных данных).

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

  • участие в школьных и районных олимпиадах;

  • проектная деятельность учащихся;

  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

  • создание детских портфолио.

Ожидаемые результаты.

  • Реализация творческого потенциала детей:

    • занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Этапы работы над проблемой
Вся работа условно включает три этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе - изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.
Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
-дети с высоким уровнем творческих способностей

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.


Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Учителя, проводят секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и естествознанию, в апреле - школьные.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность стрем таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:
творческие мастерские;
-предметные недели;
-олимпиады (разных уровней)
-факультативы
-кружки
-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные
-работа по индивидуальным планам.


Этап заключительного отбора
Выпуская детей из 4 класса, составлять характеристику на каждого ученика, проводить индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей.
Работу с одарёнными детьми рассматривают как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты:
· Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
· Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
· Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
· Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);
· Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
· Создание индивидуальных образовательных программ;
· Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
· Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

  • Повышение квалификации педагогов.

  • Создание материально-технической базы.

  • Пролонгация опыта.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.



© 2010-2022