Статья: Изучение условий использования групповой работы на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение условий использования групповой работы на уроках в начальной школе
Система образования выдвигает ряд первоочередных задач: поиск эффективных средств развития личности учащихся, демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса. Их решение во всех звеньях современного образования, несомненно, требует новых подходов. Изменение содержания, продолжительности и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальных классах придает особую актуальность определения дидактических и методических условий, позволяющих целенаправленно формировать у младших школьников общеучебные умения и навыки. И прежде всего организованность, умение жить и работать в коллективе, выполнять задания в творческих группах, сотрудничать друг с другом, взаимно обогащая интеллектуальную и практическую деятельность положительными эмоциями. Одним из путей, способствующих положительному решению этой сложной проблемы является организация групповой работы младших школьников. Целями групповой деятельности является: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных и исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления. Определяющей чертой этого вида сотрудничества является активная деятельность учащихся как субъектов педагогического процесса. На уроке дети учатся вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, совершенствуют умение формировать цели собственной деятельности судить по их результатам. Во время общения ученики учатся быть демократичными, критически мыслить, принимать продуманные решения. Изменение функций начального звена в системе образования, снижение возраста первоклассников, первичность формирования учебной деятельности обусловливает значимость этой проблемы. Вместе с тем, анализ психологической, дидактической и методической литературы по начальному обучению показывает, что основное внимание исследователей сосредоточено на проблемах содержания, принципов, методов обучения. Поиск активных форм организации групповой работы младших школьников остается пока вне поля зрения дидактов. В дидактике и психологии отдельные аспекты организации групповой учебной работы отражены в трудах М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского, Е.Д.Маргулиса, Г.А.Цукерман и др. В методическом плане эти вопросы рассматривались М.Д.Виноградовой, В.К.Дьяченко, В.В.Котовым, И.Н.Турре и др. Проблеме организации групповых форм учебной деятельности уделяют внимание многие зарубежные исследователи, занимающиеся вопросами содержания, организации совместной работы, определением структуры и состава учебных групп, взаимодействием участников совместной учебной работы (Д.Брунер, М.Шерид, Я.Вартецкий, Е.Рауш, Е.Фурман, З.Фабиан Ц.Искарова и др.


1.Понятие и содержание групповой работы
Как известно, учебно-воспитательный процесс должен строиться в соответствии с потребностями личности и индивидуальными возможностями детей, ростом их самостоятельности и творческой активности. А это требует организации обучения в соответствии со способностями, обучаемости, талантом ребенка. Необходима переориентация на то, чтобы создать возможности каждому стать самим собой. В образовательном учреждении основы этих важных изменений закладываются непосредственно на уроке. Так каким должен быть урок в таких условиях? Анализ современной педагогической литературы свидетельствует, что изменения невозможны без применения на уроках интерактивных технологий, основанных на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободном обмене мнениями и т.д. Система обучения современной школы перестает быть ориентированной толькона уровни «знания» и «понимания». Учащиеся должны приобрести уже совсемдругие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь находить нужную информацию, толковать ее и применять в конкретных условиях, формировать и отстаивать собственные мысли. Гуманизация системы отношений «учитель-ученик"» обеспечение потребностей детей в общении и совместной работе обусловливает объединение индивидуальных, групповых и фронтальных видов работ; потому что именно через групповые формы выполнения задач у детей формируется положительная мотивация к совместной учебной работе. Особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. Группа становится микросредой (обществом в миниатюре), которое воспроизводит весь окружающий мир. Главная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. Как в каждой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть проработаны заранее и использоваться в дальнейшей работе. Правила могут вырабатываться здесь и сейчас, то есть только для работы над конкретной задачей. Правила можно дополнять, изменять. Но составлять и вырабатывать их надо вместе с учениками. «Положение о групповой работе» утверждается коллективно и затем вся работа подчиняется этим правилам. Пример таких правил: -Начинайте высказываться сначала по желанию, а затем по очереди. -Соблюдайте правила активного слушания, главное - не перебивайте друг друга. -Обсуждайте идеи, а не личность, выразившую эту идею. -Воздерживайтесь от оценок и оскорблений участников группы. -Старайтесь прийти к общему мнению, хотя в некоторых случаях в группе может быть особое мнение и оно имеет право на существование. На начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах особенно эффективна технология работы в парах. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоения, закрепления, проверки знаний. В условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить,высказываться. Работа а парах дает ученикам возможность подумать,обменяться идеями с партнером и затем озвучить это перед классом. Эта форма работы способствует развитию навыков общения, умения высказываться,убеждать, вести диалог, дискуссию. Такое сотрудничество не дает возможности уклониться от выполнения задания. Для организации работы в парах следует использовать такой алгоритм: 1.Предложить ученикам задания (вопросы для небольшой дискуссии или анализа ситуации). 2.Объединить учеников в пары, определить, кто из них будет говорить первым, попрпосить обсудить свои идеи друг с другом Лучше сразу определить время на высказывание каждого в паре и совместное обсуждение. Это помогает достичь согласия относительно ответа или решения. 3.По прошествии времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости это может быть началом дискуссии или иной познавательной деятельности. Сотрудничество в парах готовит детей для дальнейшей работы в группах. Групповая работа - это уникальная организация урока. Она обеспечивает взаимодействие между учениками и делает косвенным управление учителя. Он выступает организатором начала и конца работы: формулирует задачу, общую инструкцию по ее выполнению, вместе с учениками участвует в оценке результатов. Этап совместной оценки помогает формированию самооценки и самоконтроля школьников. Очень важно, что оценивается работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки детей обсуждаются только в группе. Работа учеников превращается из индивидуальной деятельности каждого ученика в сотрудничество. Ученики вынуждены научиться договариваться быстро, не учитывая личные интересы. Постепенно ученик начинает чувствовать класс частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских отношений. Эта форма работы имеет большое значение для формирования самостоятельности школьника. Работая в команде, ученик имеет возможность проявлять инициативу(выбрать задание, посоветовать, как организовать работу); учиться планироватьсвои действия, убеждать, нести ответственность за себя и команду. Большое значение имеет процесс распределения детей класса на группы. Очень часто учитель объединяет детей в группы с учетом их личных возможностей.Известно, что слабому ученику нужны не столько сильные, сколько терпеливые и доброжелательные партнеры. Школьнику с высокой активностью нужен партнер способный следить за ходом рассуждений. Объединение детей «по желанию» не всегда дает продуктивный результат. Потому что личные отношения становятся главными в распределении поручений и организации работы. Лучше сразу определить время на высказывание каждого в паре и совместное обсуждение. Это помогает достичь согласия относительно ответа или решения. Выделяют основные направления при организации групповой формы обучения: 1. Задачу нужно сформулировать ясно и четко. В начале работы следует дать учащимся инструкции по выполнению работы. Например, можно посоветовать ученикам рассматривать предмет с разных точек зрения. Или записать на доске ключевые слова для обсуждения темы и прочее. 2. Необходимо определить, кто будет командиром, посредником, секретарем, докладчиком. Распределение учителем ролей в группе имеет особое значение на первых этапах формирования групп. Позже это могут делать сами ученики. 3. Поведение учителя во время групповой работы. Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, предлагать учащимся различные варианты решения, быть наставником, источником информации. Каждый педагог, используя работу в группах должен помнить: Не целесообразно обращать внимание только на одну группу, забыв о других. Исправлять ошибки (кроме случаев, когда учащиеся сами обращаются за помощью). Не целесообразно исправлять или критиковать первые высказывания, даже если допущена грубая ошибка. Эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Педагогу не следует ходить по классу или стоять у одной парты. Ученики очень часто стесняются высказывать мнение в присутствии учителя. Но ближе к концу работы, когда участники уже ведут разговор, педагог может принять участие в обсуждении: слушать, направлять, отвечать на вопросы. По технологии применений парную и групповую работу можно разделить на следующие виды: Сбор информации по определенной теме. Интенсивная проверка объема и глубины знаний. Развитие умений аргументировать собственную позицию. Парная и групповая работа имеют значительные преимущества. В отличие от лекции, где преобладает монологическая речь педагога, и от самостоятельной работы учащихся на занятиях с использованием групповой и парной работы происходит отработка конкретных умений и навыков в режиме диалога.Небольшие группы позволяют учителю видеть каждого в процессе практической деятельности, способствуют возникновению устойчивых связей между всеми присутствующими, стимулируя процессы глубокого осмысления деятельности, облегчают результативность процесса. Парная и групповая деятельность - это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая реализовать естественное стремление к общению, взаимопомощи и развитию творчества. В.Сухомлинский отмечал, что «... без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения». Именно творчество стимулирует развитие мышления, интересов, исследовательскую деятельность. В современной дидактике и психологии групповая работа рассматривается как многофункциональное явление, наряду с обучающей она выполняет побудительную, воспитательную, контрольно-коррекционную и развивающую функции. Как показал анализ психологических и педагогическихних исследований (Х.Й.Лийметс, В.Я.Ляудис, В.И.Богданова, В.К.Цонева, Л.И.Омельченко,В.П.Панюшкин и др.), обучение, построенное в соответствии с принципами продуктивной деятельности,позволяет учащимся осваивать содержательную, операционно-техническую и социально-коммуникативную стороны деятельности. Важно, чтобы в совместной деятельности школьники включались в решение задач с самого начала усвоения нового содержания через организацию сотрудничества с учителем и с другими учениками. В этой ситуации процесс совместного выполнения работы создает возможность осознания ими смысла сотрудничества, благодаря чему обеспечивается более продуктивное и мотивированное владение операционно-технической стороной деятельности. Важнейшее значение в условиях групповой работы приобретает проблема общения ее участников. К этой проблеме обращались в своих исследованияхниях многие психологи (А.А.Бодалев, В.Л.Кричевский, К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, А.И.Донцова, А.В.Петровский и др.).Влияние групповой деятельности на формирование коллективных взаимоотношений старшеклассников, мотивацияцию и производительность их познавательной деятельностиотражено в ряде педагогических и психологических работ (А.Н.Маркова, А.В.Киричук, В.В.Рубцов,Г.Г.Кравцов, Р.Я.Гузман, Е.Д.Маргулис и др.). Анализ психолого-дидактической литературы показывает, что групповая работа имеет большие учебные и воспитательные возможности, способствует преодолению противоречий между индивидуальной и фронтальной работой. Вместе с тем, при всей многофункциональности, она не может быть универсальным методом. На ее эффективность существенно влияют способы руководства, приемы организации, степень сочетаемости с другими формами обучения.

2.Особенности организации групповых форм учебной работы


В основу технологии группового сотрудничества положены идеи Ж-.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Я.А.Коменского. Как считают В.В. Виноградова, О.К. Дусавицкий, В.В. Репкин, групповое обучение происходит в группах, где созданы условия доброжелательности, отзывчивости, овладения учащимися формами взаимопомощи. Как показывает школьная практика, во время групповой работы активизируется деятельность всех без исключения ее исполнителей. Психологи объясняют это тем, что «одна из важнейших характеристик человека в группе состоит в том, что он обращается к своей группе как к источнику ориентации в окружающей действительности». Как вид учебной деятельности школьников, групповая деятельность многофункциональна. В групповой учебной деятельности учащиеся показывают высокие результаты усвоения знаний, формирования умений. Объясняется это тем, что «в этой работе слабые учащиеся выполняют по объему любых упражнений на 20-30% больше, чем в фронтальной работе. Групповая форма работы способствует также организации более ритмичной деятельности каждого ученика». Важную роль групповая деятельность играет в достижении воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности формируется коллективизм, нравственные, гуманные качества личности. Важную роль в формировании этих качеств играют особенности организации групповой работы; распределение функций и обязанностей между участниками деятельности, обмен мнениями, взаимная требовательность и помощь, взаимоконтроль и взаимооценка. Групповая учебная деятельность выполняет и организационную функцию. Заключается она в том, что ученики учатся распределять обязанности,, учатся общению друг с другом, решают конфликты, возникающие в совместной деятельности. В групповой работе ребенок берет на себя функции учителя и выполняет взрослые виды деятельности. Таким образом, групповая форма учебной деятельности по сравнению с другими организационными формами имеет ряд значительных преимуществ: 1) за тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше; 2) высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений; 3) формируется умение сотрудничать; 4) формируются мотивы учения, развиваются гуманные отношения между детьми; 5) развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). Как свидетельствует исследование О. Г. Ярошенко, групповую учебную деятельность школьников можно применять на всех этапах процесса обучения. Однако на этапах первичного восприятия нового материала надлежащий уровень этой деятельности достигается только при условии, что все ученики класса характеризуются высоким и средним уровнем учебных возможностей, хорошо владеют навыками самостоятельной работы и проявляют большую работоспособность. Для младших школьников наибольшие возможности групповой учебной деятельности открываются на этапах закрепления, углубления, систематизации знаний. Технология групповой учебной деятельности школьников базируется на следующих положениях: - Необходимо учить школьников приемам делового сотрудничества; - Обеспечивать специальный отбор детей в группы; - Актуализировать активность каждого ученика; - Сочетать все формы учебной деятельности школьников на уроке. Установлено, что оптимальный размер группы как функциональной системы не определяется ее психологическими свойствами, а обусловлен конкретным содержанием предметной деятельности и факторами, имеющими социальную природу. Организуя групповую учебную деятельность на занятии, нужно обеспечить активность каждого ученика. Этого можно достичь, распределив предложенные группе задания на части по количеству участников группы, когда каждый должен выполнить свою часть работы и объяснить способ ее выполнения другим, а также наладив систему учета деятельности каждого ученика в группе. Для этого после выполнения предложенного группе задания дети на специальных карточках отражают оценку работы всей группы, а также дают оценку работе каждого ученика в группе. Для отражения деятельности работы учащимся можно предложить следующие вопросы: 1. Функционирование в группе: - Ли решила группа то, что должна была решить? - Какие, по твоему мнению, были в группе трудности? - Были решены трудности? 2. Роли участников: - Имел ли ты определенную роль в группе? Какую? - Как ты считаешь, ты ее выполнил? - Тебе было трудно? Почему? - Был ли ты полезным в группе? В чем конкретно: а) в предложении плана работы; б) в поиске информации; в) в предложении решения трудностей. 3. Работа индивидуальная (работа коллективная): - Работал ты самостоятельно в то время, когда вся группа работала вместе? 4. Оценка: - Как ты определишь, что выучил? Как уже указывалось, групповая учебная деятельность полезна на всех этапах урока, особенно при проверке домашнего задания, закреплении знаний, применении их на практике, где помощь взрослого уже не нужна и даже вредит, потому что мешает становлению рефлексии, и одновременно полностью самостоятельно ребенок действовать не может. Исследования ученых по данной проблеме выявили, что групповая учебная деятельность способствует повышению успеваемости учащихся, решает многие воспитательнех и развивающие задач. В частности, это успешное, быстрое погружение ребенка в учебную деятельность, формирование самооценки и саморегуляции, умение приспосабливаться к темпу работы группы, формирование у школьников положительного отношения к учению, подготовка учащихся к общению. По мнению Ж. Ферри, работа в малой группе открывает широкое «поле» свободной деятельности, т.е. активности, ориентированной на интересы ученика в пределах учебной программы. Обмен мнениями по содержанию урока представляет собой тренировку логического мышления у ребенка и не имеет аналогов в других ситуациях. Огранизация групповой работы состоит из следующих этапов: 1. Следует убедиться, что учащиеся владеют знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. Если работа окажется слишком сложной для большинства учеников - они не станут прилагать усилия. 2. Объединение учащихся в группы. Целесообразно начать с групп, состоящих из трех учеников. Пять человек - это оптимальная верхняя граница для проведения обсуждения в рамках малой группы. 3. Учитель предлагает детям пересесть по группам. Нужно убедиться в том, что ученики сидят по кругу - «бок о бок, друг напротив друга». Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. 4. Напоминание ученикам о ролях, которые они должны распределить между собой и выполнять во время групповой работы. Спикер, (руководитель группы): - Зачитывает задание группе; - Организует порядок исполнения; - Предлагает участникам группы высказаться по очереди - стимулирует группу к работе; - Подводит итоги работы; - Определяет докладчика. Секретарь: - Ведет записи результатов работы группы; - Записи ведет коротко и разборчиво; - Как член группы, должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику. Посредник: - Следит за временем; - Стимулирует группу к работе. Докладчик: - Четко выражает мнение группы; - Докладывает о результатах работы группы. 5.Учитель дает каждой группе конкретную задачу и инструкцию (правила) по организации групповой работы. Важно чтобы инструкции были максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Важными моментами групповой работы является разработка содержания и представления группами результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп. 1. «Диалог». Суть его заключается в совместном поиске группами согласованного решения. Это находит свое отражение в конечном тексте перечня признаков, схеме и т. Диалог исключает противостояния, критику позиции той или иной группы. Все внимание сосредоточено на сильных моментах в позиции других. Класс объединяется в 5-6 рабочих групп и группу экспертов из сильных учеников. Рабочие группы получают 5-10 минут для выполнения задания. Группа составляет свой вариант выполнения задания, следит за работой групп и контролирует время. По завершении работы представители от каждой рабочей группы на доске или на листах бумаги делают итоговую запись. Затем, по очереди, предоставляется слово одному докладчику от каждой группы. Эксперты фиксируют общие взгляды, а в завершение предлагают обобщенный ответ на задание. Группы обсуждают и дополняют его. В тетради записывается конечный вариант. 2. «Синтез мыслей». Очень похож по цели и начальной фазе на предыдущий вариант групповой работы. Но после объединения в группы и выполнения задания ученики не делают записей на доске, а передают свой вариант другим группам, которые дополняют его своими мыслями, подчеркивают то, с чем не согласны. Проработанные таким образом листы передаются экспертам, которые опять же сопоставляют написанное с собственным вариантом, делают общий отчет, который обсуждает весь класс. 3. «Совместный проект». Имеет такую же цель и объединения в группы, как диалог. Но задачи, которые получают группы, разного содержания и освещают проблему с разных сторон. По завершении работы каждая группа отчитывается и записывает на доске определенные положения. В результате из ответов представителей групп составляется совместный проект, рецензируеый и дополняемый группой экспертов. 4. «Поиск информации». Разновидностью, примером работы в малых группах является командный поиск информации (обычно той, которая дополняет ранее прочитанную учителем лекцию или материал предыдущего урока, домашнее задание), а затем ответы на вопросы. Используется для того, чтобы оживить сухой, иногда неинтересен материал. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в разных источниках информации. К ним могут относится: раздаточный материал; документы; учебники; справочные издания; доступная информация на компьютере; артефакты (памятники материальной культуры); приборы. Ученики объединяются в группы. Каждая группа получает вопросы по теме урока. Определяется время на поиск и анализ информации. В конце урока заслушиваются сообщения от каждой группы, которые затем повторяются и, возможно, расширяются всем классом. 5. «Круг идей» Целью «Круги идей» является решение острых спорных вопросов, создание списка идей и привлечения всех учащихся к обсуждению поставленного вопроса. Таким образом, групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью при опосредованном руководстве учителем и в сотрудничестве с учениками. Учитель в групповой учебной деятельности руководит работой каждого ученика опосредованно, через задачи, которые он предлагает группе. Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, так как педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю. Известно, что учащимся бывает психологически сложно обращаться за разъяснением к учителю и гораздо проще - к ровесникам. Психолого-педагогические исследования показывают, что групповая учебная деятельность способствует активизации и результативности обучения школьников, воспитанию гуманных отношений между ними, самостоятельности, умению доводить и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению товарищей, культуре ведения диалога, ответственности за результаты своего труда.



© 2010-2022