Формирование Универсальных учебных действий на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование Универсальных учебных действий на уроках русского языка.Формирование Универсальных учебных действий на уроках русского языка.




Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
























Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К. Д. Ушинский Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Эти возможности обеспечиваются тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В основу моей деятельности положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий: - создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению; - обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат; - развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития; - предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач. Сказанное выше определило проблему над которой я работаю уже 3 год. Цель её - выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Тема, над которой я работаю - «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Так как русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю, что должна получить в конце урока, то есть за основание беру конечный результат, а уже отсюда определяю какие формы, методы будут применяться на уроке. Определяю с помощью, каких средств будем воздействовать на деятельность учащихся для достижения результата. Определяю, какой вид учебной деятельности будет присутствовать на уроке. Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.

(дети произносят хором)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать. У. - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли Формированию УУД каких видов способствует данный вопрос? В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся формируются регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес - важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока? Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:

  • Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
  • Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся; приём «актуальности»).
Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД: познавательных: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивных: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать. Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски». Вызвал внезапно учитель к доске - Вот и стою у доски я в тоске. Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера, Всё как назло позабыл до утра! Только учитель диктует «окно», Мелом пишу на доске я «акно». Д.- Надо писать через О! Мел я в смущенье крошу на куски… Ох, опозорился я у доски. У.- Почему мальчик считает, что он опозорился? Д. - Слово «Окно» пишется через О, а не через а
У.- Что не умеет делать мальчик? Какой вывод можно сделать? Д.- Безударные гласные нужно проверять. У.- Почему слово «Окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. Д.- Поставить слово во множественное число: окно - окна. У.- В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? Д.- В корне слова. У.-В какой позиции она стоит? Д.-В слабой позиции, потому что безударная. Далее я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи. Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивных: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. У.- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Д.- Тема нашего урока - «Правописание безударных гласных в корне слова». У. - Какие цели поставите перед собой? Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне. На своих уроках я реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
  • Игра «Скажи быстро!».

У.- Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова. Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река. У.- Как проверяли? Д.- Подбирали к словам в единственном числе - проверочные во множ. числе, а к словам во множ. числе - слова в ед. числе. Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок. У.- Как проверяли? Д.- Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора.

  • Игра «Будь внимательным».

У.- Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово. Ночевка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать, На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю - хочу узнать - узнал - научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

На доске записаны слова.

Слезать, перелезать, слез.

Слежу, следить, наследие.

Летит, слетать, долететь. • Работа в парах

У.- Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.

• Проверка.

Д.- В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово - полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

У.- Почему эти слова являются проверочными?

Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.

- Оцените работу своей пары.

У.- Расскажите, как вы выполняли работу?

Одновременно составляется алгоритм действий проверки безударной гласной на доске.

  • Работа в группах (2 группы)

У.- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо чаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

-лед-

-ход- • Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

У.- Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

У.- Почему вы выбрали эти слова?

Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.

Оцените работу вашей группы на данном этапе.

Работа в парах.

  • Игра по теме «Безударные гласные»

Правила игры:
  • Эта шкатулочка необычная. Если справишься со всеми заданиями, тебя ждёт сюрприз.

  • Выбери любой камушек, нажми на него. Появится задание. Нажми на букву, которую надо вставить в данное слово.

  • Когда задание выполнено, можно нажимать на волшебный алмаз. Продолжай игру, пока все драгоценные камушки не соберутся в шкатулку.

У. - Для начала вспомним правило правописания безударной гласной:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение. На своих уроках уделяю внимание работе с текстом, которая играет важнейшую роль в формировании УУД. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия. Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных сложных задач современной школы. Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровьесберегающему образу жизни. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику.

Активно использую на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современный учитель - это не только указка, мел и доска. Современный учитель - это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.


© 2010-2022