- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»
Программа по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гончарова И.А. |
Дата | 02.01.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
город Шахты Ростовской области
МОУ СОШ № 27
346516 Россия, г.Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс 26-87-41
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
УТВЕРЖДАЮ
учителей начальной
школы
Директор МОУ СОШ №27
«____» ________2011 г.
_______________________
Протокол №______
Н.Ф. Пахомов
Руководитель МО
____________________
«_____» ___________2011г.
Гончарова И.А.
программа
по предшкольной подготовке
«Школа будущего превоклассника»
составлена на основе
общеобразовательной программы дошкольного образования «Предшкольная пора» авторского коллектива: Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Журовой, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Н.Г. Салминой.
При участии Е.А.Дубровской. Под ред. Н.Ф. Виноградовой.
УП-СШ-01-02.04-11
Разработала: Гончарова И.А. - руководитель МО учителей начальных классов, учитель первой квалификационной категории.
г. Шахты 2011 г.
-
ВВЕДЕНИЕ
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В соответствии с проектом постановления Правительства РФ (декабрь 2004
г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 года» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания, по мнению Н. Ф. Виноградовой требует решение нескольких проблем:
- сохранение и укрепление здоровья детей; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен учитывать, что он - дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению. Назначение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Предшкольная пора» и актуальность её использования в современных условиях дошкольного образования определяется особым вниманием государства и общественности к улучшению подготовки детей к обучению в школе, успешной адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. В этих условиях возможно реализовать две цели дошкольного образования: социальную (обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников) и педагогическую (развитие личности будущего школьника, формирование его готовности к систематическому обучению). В марте 2010 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», целью которого является усиление требований к дошкольному образовательному учреждению, решению им задачи обеспечения воспитания, развития, обучения детей дошкольного возраста. Программа «Предшкольная пора» - возможный вариант реализации государственных требований. Программа реализует следующие требования: 1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в условиях краткосрочных групп пребывания; соответствие всего режима дня возможностям детей этого возраста. 2. Обеспечение приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3. Соответствие целям и задачам этапа подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе. 4. Опора на ведущую деятельность этого этапа развития (игровую). 5. Учёт конкретных условий осуществления образовательного процесса. 6. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических новообразований и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром. 7. Развитие индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его эрудиции, ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.). Эти позиции определяют цели программы «Школа будущего первоклассника», разработанной на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора».
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа будущего первоклассника» для детей шестого года жизни (старшего дошкольного возраста) разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Предшкольная пора» (авторского коллектива: Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Журовой, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Н.Г. Салминой. При участии Е.А.Дубровской) в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения. Разработанная программа представляет собой интегрированный курс, предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Курс рассчитан на 4,5 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю (по субботам). Всего 18 занятий. Каждое занятие состоит из двух частей. Продолжительность каждой части 25 минут, 10 минут сюжетно - ролевые игры и физкультминутки. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: - методические рекомендации: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора». Основная цель Программы - во-первых, обеспечить формирование ведущих компонентов подготовки ребёнка к школе, развитие тех качеств, интеллектуальных и художественных способностей, которые облегчают вхождение первоклассника в школьную жизнь и способствуют успешности его учебной деятельности, а во-вторых, создать условия для корректировки психического и личностного развития будущего школьника, устранения трудностей учения. В связи с этим учитывалась необходимость обеспечения условий для достижения единого старта детей в первом классе, возможности для оказания педагогической помощи по коррекции трудностей социального и интеллектуального развития. Авторы проекта стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узко-предметной, которая сводится к формированному изучению программы первого класса начальной школы. Особое внимание было обращено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это принято в существующих программах), не по учебным предметам (как в начальной школе), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно - воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Для этого необходимы определенные условия: 1. Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог. 2. Занятия по программе должны носить информационный характер, развивая при этом аналитико-синтетическую деятельность и логическое мышление. 3. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально - личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной игровой деятельности. Учитывая интересы детей, природную наблюдательность и любознательность дошкольников данная программа будет способствовать повышению мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию эстетического, нравственного отношения к окружающему миру. Необходимыми требованиями являются: 1) доступность обучения; 2) развитие творческих способностей через развивающие игры и упражнения; 3) развитие логического мышления через умение решать логические задачи на смекалку (соответствующие дошкольному возрасту); 4) умение совершать мыслительные операции на основе сравнения, используя приемы классификации и систематизации, а также обобщения и конкретизации; 5) работа должна вестись в тесном контакте с педагогом-психологом, педиатром с целью выяснения, готов ли ребенок дошкольник к систематическому обучению в школе. При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:
-
Словесные, наглядные и практические методы.
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
- Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).
- Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательных областей Отбор содержания воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей подчиняется следующим принципам:
- обеспечить развивающий характер процесса обучения, единство воспитательных и образовательных задач;
- иметь практическую направленность, создавать возможности для организации разнообразной деятельности детей, способствовать формированию умений играть, познавать, общаться, трудиться, творить;
- удовлетворять потребности ребенка данного возрастного этапа развития и учитывать его возможности;
- обеспечивать интеграцию содержания разных образовательных областей в целях решения поставленных задач;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму».
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
- Закон об образовании РФ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора» авторского коллектива: Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина.
- Постановление Правительства РФ (октябрь 2001) «О концепции модернизации российского образования за период до 2010 г.».
- Постановление Правительства РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.».
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Примерное
количество
часов
1
Познаём мир
10
2
Познаём других и себя
7
3
Учимся думать, рассуждать, фантазировать
11
4
Учимся родному языку
6
5
Умелые ручки
2
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ
В области физического развития: Знать: - почему нужно заниматься физическими упражнениями и закаливать свой организм; - правила личной гигиены и последовательность проведения режимных процессов; - дорожные знаки, раскрывающие правила перехода улицы, поведения в опасных дорожных ситуациях (проход запрещен, велосипедное движение, стройка и др.). Уметь: - соблюдать правила гигиены, самостоятельно выполнять режимные процессы; - проявлять интерес к занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, играм спортивного характера; - выполнять основные движения и различные физические упражнения; - выполнять основные правила движения по улицам, на перекрестках; - выполнять правила подвижных игр и взаимодействия в групповых физкультурных занятиях. В области социального развития: Знать: - свое полное имя (и его разновидности), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона; - название родного города, страны, столицы. - правила поведения в природе; правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах. Уметь: - проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым; посочувствовать; - выполнять требования учителя, правила поведения в классе; -выполнять трудовые поручения, владеть элементарными умениями уборки, ухода за растениями и животными уголка природы; - применять правила совместной деятельности (в парах, группах); - оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо); - справедливо оценивать успехи других. В области умственного развития: Знать: - обобщающие слова, характеризующие ряд предметов (мебель, одежда, овощи и др.); - основные геометрические фигуры и их элементы; - числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. Уметь: - принимать и точно выполнять инструкцию к работе; - определять направление своего движения (ходьбы и бега) и движения другого объекта (отвечать на вопрос «куда, в какую сторону…»); - кратко описывать основные свойства и назначение предметов быта, объектов природы; - измерять величину с помощью других предметов - мерки; - ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, вправо-влево и др.), определять нахождение предмета в пространстве (сзади, впереди, сбоку и др.) - объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.); находить основания для объединения предметов в группы; - образовывать из одних и тех же предметов разные группы; - находить предмет по простому плану-описанию; - сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ("столько же (поровну)", "больше-меньше", "больше-меньше на столько-то"); - узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа; - выстраивать ряд предметов по заданному изменяющемуся признаку. В области развития речи и подготовки к обучению грамоте: Уметь: - адекватно отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику (вести диалог); - применять правила ведения культурного диалога (разговора); - составлять небольшие описательные рассказы о предметах (игрушках), объектах природы; - составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности); - различать слово и предложение; составлять предложения; - выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем; - интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; -В области художественного развития: Знать: - названия прослушанных фольклорных и художественных произведений; имена героев сказок, рассказов; авторов известных детских книг; - названия исполняемых песен; - названия цветов спектра (радуга). Уметь: - узнавать и называть прослушанные произведения фольклора (потешка, загадка, сказка); - приводить примеры художественных и фольклорных произведений на определенную тему (о дружбе, о трудолюбии); - читать наизусть небольшие стихотворения; - определять настроение прослушанного музыкального произведения - выполнять разученные танцевальные движения; - сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме; - использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации; - различать цвета и отдельные оттенки цвета; - ориентироваться в пространстве листа.
-
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Автор
Название
Издательство 1
Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. При участии Е.А.Дубровской.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора». М.: Вентана-Граф., 2009
-
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
Автор
Название
Издательство
1
Волина В.
Учимся играя.
М.: Новая школа
2
Гин С. Прокопенко И.
Первые дни в школе: Пособие для учителей.
М.: Вита- Пресс, 2000
3
Н.Узорова О., Нефедова Е.
350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования.
М.: Новая школа, 2001.
-
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С БУДУЩИМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
виды деятельности
сроки
ответственные
коррекция и утверждение плана работы по организации подготовительных занятий с будущими первоклассниками
август
руководитель МО учителей начальных классов
уточнение списочного состава, возраста, уровня подготовки, физического состояния детей-дошкольников, проживающих на микроучастке образовательного учреждения
сентябрь
учителя четвёртых классов
индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников
в течение учебного года
учителя четвёртых классов,
психолог школы, администрация
торжественное открытие «Школы будущего первоклассника» (концерт)
декабрь
учителя четвёртых классов
приём документов в первый класс
сентябрь-август
учителя четвёртых классов,
администрация,
секретарь школы
общее организационное собрание для родителей будущих первоклассников
декабрь
учителя четвёртых классов
занятия в «Школе будущего первоклассника»
декабрь-май
учителя четвёртых классов
занятия психолога школы
декабрь-май
психолог
торжественное закрытие «Школы будущего первоклассника»
май
учителя четвёртых классов
комплектование первых классов
май-август
администрация,
учителя четвёртых классов
Родительское собрание в будущих первых классах «Как готовы к школе выпускники школы будущего первоклассника».
май
учителя четвёртых классов,
психолог школы