РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восточно-Казахстанская область

КГУ «Школа-гимназия»

















Отчёт по проблемной теме



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


3 класс





Составила:

учитель начальных классов

Холдеева Наталья Викторовна















г. Риддер

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Своё выступление хочу начать словами Леонардо да Винчи: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет».


Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё это формируется на начальных ступенях школьного образования.
Главная цель развития творческих способностей: воспитание подлинно творческой свободной личности.
Для решения этой цели определены следующие задачи:

  • -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • -находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • не допускать переутомления и учебных перегрузок;

  • использовать стимуляцию познавательных интересов;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения;

  • использовать принцип межпредметности.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Работу по проблемной теме построила в три этапа.

На первом (поисководиагностическом) этапе (2011-2012) - изучалась и анализировалась психологопедагогическая литература, разрабатывался понятийный аппарат, были определены последующие задачи, осуществлялся констатирующий эксперимент.

На втором (теоретикоэкспериментальном) этапе (2012-2014) - была разработана система творческих заданий, выявлены ипроверины условия её эффективного функционирования.

На третьем (обобщающем) этапе (2014-2015) - отработать окончательные выводы и предложения, провести обобщение, систематизацию, описание полученных результатов, осуществить издание сборника «Уроки творчества».

Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке.

С первого года обучения на уроках мною используются творческие игры: «Продолжи», «Рассказ на одну букву», «Сочини сказку», «Придумай рифму». Дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.

Сказки - любимый литературный жанр у детей. Я предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, придумать продолжение известных сказок, попробовать самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказок и рассказов о природе я предложила детям самим придумать сказку-загадку о временах года, красочно оформить её. Сказки получились очень интересные: «В гостях у матушки природы»…Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды.

Начиная с 1 класса провожу уроки в нетрадиционной форме. Это урок - творчества, имеющий значение педагогической терапии, урок - утренник, урок - сказка. Задания, которые получают учащиеся на таких уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на них вдохновляющее, развивают речь.

Урок - сказку провожу с использованием технологии проектной деятельности. Класс делится на группы, каждая получает своё задание:

1. представляет сказочные секреты (присказки, зачины, концовки)

2. рассказывает о сказочных чудовищах

3. знакомит с чудесными искусниками

4. подбирает сказочные формулы

Затем все вместе рисуют получившиеся произведение «Поляна сказок». Коллективная работа позволяет каждому ребёнку приобрести опыт самовыражения. Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актёром, режиссёром и даже маленьким писателем.

Литературное чтение - это удивительное чудо рождения детских мыслей, чувств, открытие внутреннего мира ребёнка.

Интересен приём - прогнозирование текста, прогнозирование заголовка до чтения. То есть представить, чем может закончиться произведение или, наоборот, после чтения озаглавить текст. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.

Словесное рисование помогает глубже понять авторский текст, осознать собственное отношение к прочитанному. Это может быть словесный портрет героя литературного произведения: глаза, лицо, мысли, характер или первые шаги в царство природы.

Драматизация - один из распространённых видов детского творчества, самый трудный, но интересный. Практически на каждом уроке учащиеся читают по ролям, ставят «живые» картины, инсценируют прочитанное. Каждый раз мы становимся свидетелями маленького спектакля. После выступления звучат аплодисменты.

В своей работе использую творческий пересказ, цель которого заключается в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение. Например, придумать продолжение сказки. Моя задача - помочь детям не только поразмышлять над тем, какие чувства испытывают герои, но и испытать эти чувства.

Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение.

Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка.

Составление диафильма к сказке, рассказу.

Моделирование сказки. С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки.

На уроках русского языка использую следующие виды работ:

1.Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке ,исправлению предложений

2. Виды работ с творческой основой : составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, сочинение - рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение - миниатюру.

На уроках математики использую следующие виды работ:

1. Математические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю - не верю».

2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) - игра «Внимание» или, например, такие задания:

  • Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

  • Чем отличаются картинки?

  • Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

  • *Продолжи линию.

  • Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:


  • Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

  • Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.

  • Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.

  • Задачи - шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).

3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это задания на выявление закономерностей:

  • Раздели фигуры на группы.

  • Найди «лишний» рисунок.

  • Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

  • Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

  • По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

4. Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: монгольская игра «Танграм» ( составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников)

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Большой интерес вызывает у учеников подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов по познанию мира. Часто на уроках использую групповую форму работы направленную на исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами:

1.Выдвижение проблемы.

2.Постановка предположений.

3.Обсуждение гипотез.

4.Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя.

5.Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций).

6.Совместное составление графического плана-опоры.

При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Становясь старше, задания и методы обучения усложняются. В 3-4 классах я начинаю использовать на уроках следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Написание эссе», «Написание синквейна».

Характеристика каждого приёма

«Мозговой штурм»

Основная цель - развитие творческого типа мышления. Проводится в группах. Можно использовать на любом уроке. Допустим, на окружающем мире ставится проблема «Как сохранить леса?» «Как сохранить чистый воздух, что мы можем для этого сделать?». Затем обсуждаем в группах, выносим предложения для решения проблемы и на третьем этапе коллективно составляем памятку, требования и т.д. Так же дети составляют презентации, проекты.

Приём «Составление кластера»

Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Приём «Написание эссе»

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность. Пишем обычно в классе после обсуждения проблемы не более 5 минут (Например:«Что такое любовь к ближнему?», «Чем должен жить человек?», «Счастливый человек-это…»)

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Приём «Написания синквейна»

В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по пяти правилам.

На первой строчке записывается одно слово - существительное (это тема синквейна).

На второй строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается фраза, предложение, крылатое выражение, состоящее из нескольких строк, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме.

Последняя строчка - слово-резюме, личное отношение к теме, ассоциация.

Задание «Исключение лишнего»

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Задание «Новое применение»

помогает подобрать разные способы применения предмета.

Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения. Однако важно ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать внимание на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

«Старая сказка на новый лад»

Это задание наряду с развитием логического мышления имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, а также стимулирует воображение и фантазию.

«Друдлы»

Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.

Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Возможны три направления использования друдлов:

1) Для приятного времяпрепровождения детей и родителей, как при разгадывании кроссворда.

2) В исследовании познавательных способностей ребенка.

3) Для развития гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон.

- Разберём следующие головоломки - рисунки, на основании которых невозможно точно сказать, что это такое.

Возможно, это человек в костюме с галстуком-бабочкой? Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх. А может, треугольник, целующий свое отражение в зеркале? Или флюгер на крыше дома? А может - песочные часы, стоящие на столе? Или два громкоговорителя на столбе? (это явно неполный список возможных описаний данного друдла)

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. Данный друдл может быть всем, что Вы ему припишите. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным и интересным.

«Поиск аналогов»

представляет собой следующее задание.

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолёт.

Необходимо подобрать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.

Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства); штопор (важные детали

вращаются) и др.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность

классифицировать явления по их признакам.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Результаты данной работы наглядно демонстрируют эффективность использования методов и приёмов развития творческих способностей на уроках и внеурочное время.

Диагностика способностей к обучению



1 класс

2 класс

3 класс

Высокий уровень

13%

17%

22%

Хороший уровень

30%

40%

43%

Средний уровень

47%

37%

31%

Низкий уровень

10%

6 %

4 %




Диагностика интеллектуальных способностей


1 класс

2 класс

3 класс

Высокий уровень

9%

17%

22%

Хороший уровень

22%

35%

39%

Средний уровень

47%

31%

27%

Низкий уровень

22%

17%

12%



Диагностика развития творческих способностей



1 класс

2 класс

3 класс

Высокий уровень

9%

22%

30%

Хороший уровень

26%

30%

35%

Средний уровень

36%

28%

27%

Низкий уровень

29%

20%

12%


Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.


© 2010-2022