Праздник Прощание с Азбукой

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник «Прощание с Азбукой»

Цели и задачи мероприятия:

- в игровой форме провести прощание с азбукой по окончании учебного курса;

- развивать коммуникативные способности первоклассников;

- закрепить основные понятия азбуки.


Ход праздника. Внимание! Внимание! Мы начинаем наш праздник, посвящённой первой учебной книге - Азбуке. Она научила первоклассников читать. Много будет потом книг прочитано, но эта останется первой.

1 первоклассник:
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник, славный праздник,
Праздник чтения.

2 первоклассник:
Хороша сегодня школа,
Класс горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.

3 первоклассник:
Мы сегодня вам расскажем,
И, конечно же, покажем,
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.

4 первоклассник:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!

5 первоклассник:
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!

Песня «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»

Дети садятся на места, надевают буквы.

Ведущий:

33 родных сестрицы
Писаны красавицы
На одной живут странице
И повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться.

Парад букв

Ведущий: - А сейчас перед Вами появятся все 33 буквы русского алфавита. По порядку алфавита стройся!

Ведущий: - Гласные! Дети: - Здесь!

Ведущий: - Согласные! Дети: - Здесь!

Ведущий: - Буквы, которые не обозначают звуков! Дети: - Здесь!

Ведущий:

Буквы- значки
Как бойцы на парад
В четком порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется все - Алфавит.

А -начало алфавита
Тем она и знаменита
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.

Вот буква В
Видна вдали - красивая, витая
Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.

Е - на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась.

Е и Ё - родные сестры
Различить сестер непросто
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенке гвоздочки.

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук.
Издает жужжащий звук:
Ж- ж- ж- ж- ж.

З - не просто завитушка
З - пружинка, крендель, стружка.

Молоток я раздобыл
Из дощечек слово сбил
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И.

Букву Й зовут «И кратким»
Й, как И, в твоей тетрадке
Чтобы И не спутать с Й
Сверху галочку пиши.

Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.

На букве Н

Я, как на лесенке
Сижу и распеваю песенки.

Посмотри на колесо
И увидишь букву О
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.

Дрожу от страха
До сих пор! - воскликнуло полено
Похожа буква на топор
Расколет непременно.

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилось.

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.

Филин, в книжку залетев
Превратился в букву Ф.

Х - забавная игрушка
Деревянная игрушка
Деревянная игрушка
Ветра вольного подружка.

Вот какая буква Ц
С коготочком на конце
Коготок - царапка
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

На расческу Щ похоже
Три зубца всего?
Ну что же.

Из ведра не просто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик- Ъ
Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом
Получилось то, что надо
Получилось буква Ы
Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивиться
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка
Только нету языка.

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотрите, что случилось
Получилось буква Ю.

Я сказала про себя:
- Хоккеист известный я
Шайба прямо в цель летит
Гол! Закончен алфавит!

Ведущий:
- Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишним
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

- В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдешь ты путь
Войдешь в любую сказку.

- Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я. Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали? Сейчас час мы называем в азбуке буквы «а, бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в - «веди». Так и получилось - АЗБУКА. Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Без букв и грамматики не учатся и математике. Аз да буки - начало науки. Трудно поверить что когда - то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале - пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию. Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад. Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников .И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку - кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги.

Конкурс «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребятам.

Найди лишнюю букву
А О Б Я
Ы Е Я Ю
В С Р Д
Ш П М Ф

Из букв составь слова
Р А Ж И Ф (жираф)
Б Е Р З А (зебра)
А К Б Л Е (белка)
Е Д М Е Д В Ь (медведь)

- В какую группу можно объединить эти предметы?

- Как определить, сколько слогов? Поставьте ударение.

В школе есть не только уроки, но и перемены. Устроим себе переменку и поиграем в игру.
- Ребята, мы сейчас будем задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
или, топая ногами, говорите: «НЕТ, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья».
Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья!». Итак, начинаем:
1-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я …)
2-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я…)
1-Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я …)
2-Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я…)
1-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я…)
2-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я…)
1-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я…)
2-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я…)
1-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я…)
2-Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я…)
1-Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я…)

- Сказки вы читаете? Названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. А я специально в названиях сказок все запутаю и перепутаю.
"Снежная принцесса" ("Снежная королева")
"Красная Кепочка" ("Красная Шапочка")
"Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
"Мальчик и Карлсон" ("Малыш и Карлсон")
"Стойкий железный солдатик" ("Стойкий оловянный солдатик")
"Гадкий цыпленок" ("Гадкий утенок")
"Сказка о рыбаке и рыбачке" ("Сказка о рыбаке и рыбке")
"Конь-горбун" ("Конек-Горбунок")
"Луковый мальчик" ("Чипполино").

Конкурс для родителей: «Детский лепет»: дети с экрана рассказывают о своей школе, родители должны догадаться, о чем идет речь.

1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки. (Первоклассник)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя корябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)
7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)
8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).

Задание от Незнайки

- Найти ошибки и поменять букву.
Синеет море перед нами.
Летают майки перед нами.

Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!»

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.

Инсценировка «Сказка о букве Я»

АВТОР:
Всем известно:
Буква «Я» в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

ДЕТИ (хором)
- Hеизвестно!
АВТОР:
- Интересно?
ДЕТИ (хором)
- Интересно!

АВТОР:
Hу, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
БУКВА Я
- Я, -сказала буква «Я», -
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду! -

АВТОР:
Говорят ей:
БУКВЫ:
- Встань на место! -
АВТОР:
Отвечает:
БУКВА Я
- Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Hедоразумение!
Hедоразумение -
Hе более не менее!

АВТОР:
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.

БУКВА Ф:
- Фу-ты ну-ты! -

АВТОР:
Фыркнул Ф,от обиды покраснев.

БУКВА С:
- Срам! -

АВТОР:
Сердито С сказала.

АВТОР:
В кричит:

БУКВА В:
- Воображала!

АВТОР:
Проворчало П:

БУКВА П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

АВТОР:
Я затопала ногами:

БУКВА Я:
- Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -

АВТОР:
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:

БУКВЫ:
- Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

БУКВА Я:
- Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
АВТОР:
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, -
Hаписать она сумела
Только «Я Я Я Я Я !»
АВТОР:
Как зальется буква «X»:
БУКВА Х:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
БУКВА А:
А за голову схватилась.
Буква Б:
Б схватилась за живот…

АВТОР:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревет:
БУКВА Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!
АВТОР:
- Что ж, - решил весь алфавит, -
БУКВА А:
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
ВСЕ БУКВЫ:
Чтобы все от А до Я -
Жили, как одна семья!

Конкурс «Собери пословицы»

Пословица недаром молвится.
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится
Давайте вспомним их, друзья.

Доскажи пословицу

Поспешишь - …(людей насмешишь.)
Семеро - …(одного не ждут.)
Тяжело в ученье - …(легко в бою.)
Делу - время, а …(потехе - час.)
Кончил дело - …(гуляй смело.)

Музыкальная пауза.
Приготовьте свои ушки,
Мы споём сейчас частушки.
Весёлые, задорные,
Плясовые, школьные!


Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
Топни ножка - нога, Топни правенькая. Весь букварь я изучила, Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки.
Елочки-сосеночки Колкие, зеленые. Все ребята - первоклашки В буквари влюбленные!
Буквы гласные мы любим И все больше с каждым днем Мы не просто их читаем - Эти буквы мы поем!
Ах, ты, бабушка моя, Снова не согласна! Ты запомни навсегда Есть лишь 10 гласных.
Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом «проглочу».
Почему у малышей Мокрые реснички? Потому что в букваре Кончились странички.
С букварем кто не в ладу, С тем я дружбу не веду! У меня характер крут - Уважаю с детства труд!

Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание.

Наш учитель в тишине
Объясняет тему…
А соседка шепчет мне:
Вот бы перемену!

Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!

Если кто-нибудь из нас
Будет депутатом,
То дневник наш может стать
Жутким компроматом!

Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше - веселиться,
Бегать, прыгать и кричать!


Мы простимся с букварем, И рукой помашем, И спасибо 10 раз Дружно хором скажем!

На уроках обучения грамоте мы открыли секреты русского языка. Послушайте разговор двух мальчиков.

Почему ребята долго не могли понять друг друга?

Сценка "Овсянка"
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это - про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
- Идем ко мне - мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне - мою овсянку кушать!

Учитель: Как называются слова, у которых несколько значений? Раскройте смысл многозначных слов: коса, ключ, ручка.

Выходят трое детей.
Мы позвали вас не зря.
У нас - Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению - Пятерки!

Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук

Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

- В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов…

- Постой,
Перечислить всех нельзя -

ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!
- Действительно, наши дети хорошо потрудились. Не всем эта наука давалась легко, и, безусловно, каждому есть над чем работать дальше. Но, Букварь пройден, результаты радуют, и каждый получит заслуженную награду. Вручение удостоверений. - Поздравляем вас ребята, с первой победой. Желаем, чтобы она стала началом покорения многих вершин.

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы,
И учительница наша
Начинали с букваря.
И директор наш, ребята,
С букварем ходил когда-то.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Мы смешными малышами
Приходили в первый класс
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
И шарики воздушные
Мы унесли с собой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
7.Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало -
На страницах букваря.
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,

Все вместе:
ПОТОМУ, ЧТО ВСЮДУ БУКВЫ
ТЕ ЖЕ, ЧТО И В БУКВАРЕ.
Кто любит музыку и песни,
Тому живется интересней.
И в день прощанья с Букварем
Ему мы песенку споем.

ПЕСНЯ «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ!»

(Слова и музыка Людмилы Мельниковой)
1. Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
2. Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
3. Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

- На этом наш праздник окончен! Спасибо за внимание! До новых встреч!

© 2010-2022