- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс Гармония
Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долженко А.Ш. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в 3 классе составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерной программой начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2009) и авторской программой общеобразовательных учреждений Поглазовой О.Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. - Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2009). Учебным планом МКОУ АШИ на 2014-2015 учебный год. (протокол педсовета № 8 от 20.05. 2011г.), Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ АШИ. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
В классе 17 учащихся коренной национальности. Учащиеся освоили в полном объеме программу второго класса. В соответствии с этим, программа составлена таким образом, что работа над содержанием текстов давала возможность учащимся расширить их кругозор, активизировать запас речи. В реализацию программы включены упражнения по развитию фантазии , речи, творческих наклонностей учащихся. Задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего самостоятельного приобретения учебных знаний и умений. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся и национально -регионального компонента Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении.
Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недель). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта МКОУ АШИ реализуется программа базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются УУД, дано учебно - методическое обеспечение, что представлено в табличной форме.
Описание ценностных ориентаций
Мир многогранен. Интересен и все время изменяется. Необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, практика - равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь ее красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, ее сохранение - важнейшая задача всех народов земли.
В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодиться в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая свое отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном мире, свободно выбирающая собственную позицию, уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно - нравственной консолидации, благополучия российского общества.
Учет возрастных. Психофизиологических возможностей. Особенностей восприятия. Мышления с последующим их развития.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально - организованной деятельности на уроках окружающего мира (могут сотрудничать в парах, в группах, организовывать работу самостоятельно)
Совместная работа ума, сердца и рук - именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир»
Планируемые результаты обучения и система оценивания В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»: -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни; -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме; -сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; -обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); -дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; -осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; -оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Содержание рабочей программы 1.Изменение в природе и в жизни человека (8 ч) Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.). Наблюдения - источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды. 2. До свидания лето, здравствуй, осень!( 4 часа ) Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября - день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму). 3. Путешествие в мир веществ (13 часов) Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.). Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками. Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы». Экскурсия на поле, к водоёму (к водонапорной башне, к колодцу). 4. Идёт волшебница зима ( 6 часов ) Признаки зимы. 22 декабря - день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев. Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок). 5.Развитие живых организмов ( 13 часов ) Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.
Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков. Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения. Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой. 6. Навстречу весне ( 12 часов) Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта - день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул. Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка материалов к празднику прилета птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна». Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес). Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. 7. Как жили наши предки (12 часов) Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта. Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)». Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Количество часов
Количество контрольных работ (проверочная работа)
Другой вид работы (тест)
Другой вид работы (практическая работа)
1.Изменение в природе и в жизни человека
8
2
1
2.До свидания лето, здравствуй, осень!
4
1
3.Путешествие в мир веществ
13
2
1
2
4. Идёт волшебница зима
6
1
1
5.Развитие живых организмов
13
1
1
1
6.Навстречу весне
12
1
2
7.Как жили наши предки
12
1
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные;
- изменения в живой и неживой природе, жизни людей;
- календарь;
- понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», «температура», обозначать их условными знаками;
- природные явления, характеризующие погоду; уметь обозначать их условными знаками;
- устройство и работу жидкостного термометра;
- как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека;
- какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;
- положение Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;
- об осенних заботах человека;
- об обычаях и праздниках наших предков;
- что такое «тело», «вещество»; о трех состояниях вещества;
- об открытии простейших; о клетке; о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними;
- значение воздуха для жизни на Земле; отличие «сухого», «влажного» и «целебного» воздуха;
- понятие «ветер», «воздушный поток», причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком;
- значение воды на Земле; об источниках питьевой воды;
- свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ;
- способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование;
- образование тумана, инея, росы; принцип круговорота воды в природе;
- главное свойство почвы - плодородие; правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве»;
- способы сохранения плодородия почвы; правила экономически грамотного поведения в природе, быту;
- изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы; значение снегового покрова для растений;
- о зимовке разных групп животных; как помочь птицам пережить зиму; обычаи, праздники, заботы зимой наших предков;
- науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека; свойства костей;
- назначение мышц, работа мышц, их тренировка, состояние усталости;
- как предупредить заболевания органов дыхания;
- органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи: белки, жиры, углеводы;
СВЕДЕНИЯ
О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТЫ
Четверть
Формы
контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Количество Проверочная работа
2
2
1
2
7 Контрольная работа
Тест
3
1
1
2
7 Зачет
Практическая работа
2
1
1
4
Литература и средства обучения 1.О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г.;
2.О.Т. Поглазова Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г.;
3.Контрольно-диагностические материалы: О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г 4.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф. Яценко. - 4- изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013 5.Олимпиады по предмету «Окружающий мир». 3 класс / А.О.орг, Н.Г.Белицкая.- М.: Издательство « ЭКЗАМЕН», 2012.
Материально - техническое обеспечение 1.Ддополнительная литература
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя(А.Б.Воронцова - М.: Просвещение,2010
- Формирование универсальных действий: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2011.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
- Образовательный портал. - Режим uroki.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». Режим доступа : nachalka.info\about\193
- Я иду на урок (материалы к уроку). Режим доступа : festival.1september.ru
3.Информационно - коммуникативные средства
-
Большая электронная энциклопедия (СД)
4.Наглядные пособия
-
Иллюстрации (плакаты, альбомы и др)
-
Комплект таблиц «Окружающий мир»
5. Демонстрационный материал
-
Гербарии
-
Глобус
6. Технические средства обучения
-
Телевизор
-
Компьютер
-
Мультимедийная доска
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Повторение пройденного материала
Дата проведения План Факт
Изменение в природе и в жизни человека ( 8 часов)
1 Земля - наш общий дом. Урок- беседа
Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. Ознакомление с учебником
-группы растений, грибов, животных;
- культурные растения 03.09
2 Всё изменяется под солнцем. Урок- беседа
Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей
- изменение в окружающем мире 06.09
3 Времена года. Получение новых знаний
Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями в природе -причина смены времён года 10.09
4 Старинный календарь
Беседа Сам. раб.
Представление о необычных природных явлениях(засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию
из иллюстраций
и художественных произведений
-признаки погоды 13.09
5 Атмосферные явления и погода Тест «При родные явле ния»
Представление о необычных природных явлениях(засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию
из иллюстраций
и художественных произведений
- природные явления 17.09
6 Тепло и холод. Практичес кая работа
Формирование понятия «температура».
Виды термометров. Разъяснение относительного ощущения кожей тепла и холода.
Значение температуры для живых организмов
-что такое тепло; - чем и как измеряют температуру 20.09
7 Прогноз погоды Наблюде ние
Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами
-как организована современная метеослужба 24.09
8 Необычные атмосферные явления. Комбинированный Тест
Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами
-атмосферные явления 27.09
До свидания лето, здравствуй, осень!( 4 часа)
9
Осень в природе.
беседа
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных. Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме - изменения в природе 01.10
10 Осенние явления в жизни животных
Работа в группах
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных. Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме
- осенние явления в жизни животных 04.10
11 Осенняя пора. Занятия людей осенью.
Фронтальный опрос
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных. Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме - занятия людей осенью 08.10
12 Обобщение по теме: «Осенняя пора ». Провероч ная работа
Систематизация и обобщение знаний об осенних изменениях в природе и жизни человека
Обобщение по теме: «Осенняя пора ». 11.10
Путешествие в мир веществ ( 13 часов)
13 Тела и вещества.
Практичес кая работа
Знать:
- что такое «тело», «вещество»;о трех состояниях вещества.
Уметь классифицировать предметы по существенным признакам
Отчет по практической работе 16.10
14 Строение вещества Опрос.
Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества
- чем различаются тела и вещества 19.10
15 Удивительные открытия.
Письмен ный опрос.
Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах - лупе, микроскопе, бинокле
-чем замечательны увеличительные приборы 23.10
16 Обобщение по теме: «Тела и вещества». Провероч ная работа
Систематизация
и обобщение знаний о телах и веществах
Обобщение по теме: «Тела и вещества». 26.10
17 Воздух и его свойства Опрос.
Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом
-что окружает землю; -какие явления происходят в атмосфере 30.10
18 Как используют воздух Комбинированный тест
Выяснение, что воздух - это смесь газов. Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс Названия воздушных транспортов 02.11
19 Замечательное вещество - вода. Свойства воды. Комбинированный
Выяснение значения воды для всего живого на Земле
- названия водоёмов; - правила безопасного поведения на водоёмах
13.11
20 Превращение воды.
Практичес кая работа
Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния -состояние воды в природе 16.11
21 Круговорот воды. Комбинированный
Знать принцип круговорота воды в природе
-круговорот воды в природе 20.11
22 Плодородный слой земли.
Комбинированный
Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами - формы суши 23.11
23 Обитатели почвы. Опрос.
Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве - обитатели почвы 27.11
24 Почва - кормилица.
Фронталь ный опрос. Тест.
Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы
и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы - что может разрушить почву 30.11
25 Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы». Провероч ная работа
Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе.
Систематизация и обобщение знаний о свойствах воздуха, воды, почвы Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы». 04.12
Идёт волшебница зима ( 6 часов)
26
Зима в природе.
Письмен ный опрос.
Сравнение физических свойств снега и льда; зимний сезон; зимние явления -признаки зимы 07.12
27 Растения зимой. Опрос.
Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой
-признаки зимы 11.12
28 Как растут деревья. Опрос.
Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой
- как растут деревья 14.12
29 Зимняя пора в жизни животных Комбинированный
Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей
- как зимуют домашние и дикие животные 18.12
30 Как зимовали наши предки.
Доклады по теме, опрос.
Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей Заботы у наших предков 21.12
31 Какими были новогодние праздники. Провероч ная работа Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица Новогодние праздники 25.12
Развитие живых организмов (13 часов)
32 Организм человека.
Комбинированный
Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы»
- какие науки изучают организм человека
33 Надёжная опора и защита Комбинированный
Ознакомление
со значением
и строением скелета, суставов.
Выяснение значения правильной осанки - для чего нужен скелет
34 Верные помощники - мышцы Тест
Понятие о разно-образии мышц, ихзначении и механизме работы.
Гигиенические навыки по уходу за своим организмом -для чего человеку мышцы
35 Органы дыхания. Комбинированный
Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка - что такое воздух? - из чего он состоит
36 Кровеносная система
Фронталь ный опрос.
Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия
кровяных частиц, их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотече-
ниях. Пульс, его измерение
-какие органы входят в систему кровообраще
ния
37 Удивительная жидкость-кровь Отчет по работе, опрос.
Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия
кровяных частиц, их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотече-
ниях. Пульс, его измерение
-какие функции в организме выполняет кровь
38 Органы пищеварения Комбинированный
-поиск информации в тексте
- работа с моделями
-анализ
- выведение понятия
-построение устных речевых высказываний Для чего нужно питаться
39 Органы очисткиорганизма Практическая работа.
-поиск информации в тексте
-анализ
- выведение понятия
-построение устных речевых высказываний -что относится к выделительной системе
40 Нервная система Опрос.
Ознакомление
с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение
механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека.
Выполнение режима дня и его значение для нервной системы - что входит в нервную систему
41 Органы зрения и слуха Опрос.
Ознакомление
с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение
механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека.
Выполнение режима дня и его значение для нервной системы
- органы чувств
42 Органы обоняния, вкуса, осязания Комбинированный
Ознакомление
с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение
механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека.
Выполнение режима дня и его значение для нервной системы
-органы чувств
43 Как лечились наши предки Комбинированный
Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани
- народные средства лечения
44 Обобщающий урокпо теме: «Организм человека и его здоровье». Провероч ная работа
Проверка усвоения материала
учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья
Обобщающий урокпо теме: «Организм человека и его здоровье».
Навстречу весне ( 12 часов)
45
Весна света
Фронталь ный опрос в ходе беседы
Объяснение, что такое оттепели,
капели, протали-ны, ручьи; как
изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха.
День весеннего равноденствия
(21 марта)
-признаки весны
46 Как на Руси провожали зиму Фронталь ный опрос в ходе беседы
Объяснение, что такое оттепели,
капели, протали-ны, ручьи; как
изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха.
День весеннего равноденствия
(21 марта)
- как на Руси провожали зиму
47 Развитие животных Фронталь ный опрос в ходе беседы
Ознакомление
с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве.
Представление
о жизненных циклах разных групп животных.
Ознакомление
с развитием птиц на примере курицы
- группы животных; - чем они различаются
48 Развитие рыб и земноводных Опрос, тест Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек - развитие рыб и земноводных
49 Стадии развития насекомых Опрос. Знать: -стадии развития насекомых; -способы борьбы с вредителями культурных растений - каких животных называют насекомыми
50 Развитие цветковых растений Фронтальный опрос. Знать: -разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.) - группы растений
51 Корни и стебли растений
тест
Знать: -разнообразие растений (светолюбивые и др.); -органы цветкового растения. Уметь: -выделять существенные признаки; -устанавливать причины и следствия природных явлений корни и стебли растений
52 Листья растений Фронтальный опрос Знать: -функции стебля и листьев; -разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь: -отличать разные виды листьев; -моделировать невидимые природные процессы - строение листа растения
53 Для чего цветет цветок Фронтальный опрос Знать: -строение цветка, значение опыления. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов - названия цветов
54 Способы размножения растений Тест.
Знать:
-цикл цветкового растения от семени до семени;
-роль растений в окружающем мире.
Уметь:
-делать обобщающие выводы;
-моделировать цикл цветкового растения
-способы размножения растений
55 Весна воды, тепла и цвета
Провероч ная работа. Знать: -приметы весны к началу цветения (апрель, май); -о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения -изменения в природе весной
56 Какие заботы были весной у наших предков Фронталь ный опрос в ходе беседы
Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время - заботы были весной у наших предков
Как жили наши предки (12 часов)
57 История вокруг тебя Фронталь ный опрос в ходе беседы Знать: -что и как изучает история, ее значение; -способы познания прошлого; -о быте и культуре своего народа; -понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений - какая наука изучает прошлое людей
58 Природа в жизни наших предков
Опрос. Знать: -чем занимались наши предки, как они осваивали природу; -обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя
- как наши предки осваивали природу
59 Чему поклонялись наши предки Опрос. Знать: -значение семьи, родовой общины, племени; -виды жилищ наших предков
- чему поклонялись наши предки
60 Образ жизни наших предков Опрос. Знать: -как жили в старину на селе; -о старинном быте сельских жителей - какой край называют родным; - что означает слово « Родина»
61
Какими были старинные традиции Фронтальный опрос. Знать: -строение старинных поселений, их виды; -значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -охранять памятники старины старинные традиции
62
Жизнь на селе в старину Опрос. Знать: -чем занимались горожане в старину; -старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); -виды художественной росписи предметов быта. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -приобщиться к старинному ремеслу
- какой была старинная изба и утварь
63 Старинные города Опрос. Знать: -чем занимались купцы в старину; -появление денег; -историю возникновения торговли и денег на Руси; -понятия «меновая торговля», «купец», «монета». - старинные города
64 Город мастеров Опрос. Знать, как одевались наши предки в разные времена
- какими ремёслами занимались в старину
65 Торговое дело на Руси Опрос. Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму -торговое дело на Руси
66 Одежда наших предков Опрос.
Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды. Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных
-одежда наших предков
67 Как учились дети в прошлом Опрос
Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды.
Словарная работа:кириллица - старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь - как учились дети в прошлом
68 Обобщающий урок по теме: «Как жили наши предки». Провероч ная работа
Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков
Обобщающий урок по теме: «Как жили наши предки».
Материально техническое обеспечение
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Четверть
Дата
Тема
Причина
Корректировка