Конспект урока по музыке по теме: Балет. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по музыке

Учитель начальных классов: Дурнева Татьяна Владиславовна

Тема: Балет. И. Стравинский. Балет «Петрушка»

УМК: Планета знаний «Музыка» Бакланова Т.И.

Класс: 3

Ожидаемые результаты.

Личностные:

  • побуждение детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;

  • развитие слушательской и исполнительской культуры детей.

Метапредметные:

  • развитие внимания, слуховой памяти, воображения;

  • расширение кругозора.

Предметные:

  • знакомство с композитором И. Стравинским и фрагментом его балета "Петрушка",

  • знание детей о структуре и характере музыкального произведения.

Оборудование:

  • ноутбук, колонки музыкальные, проектор;

  • два отрывка музыкальных произведений И. Стравинского из балета «Петрушка»

  • раздаточный материал: карточки с прилагательными, характеризующими музыкальное произведение, карточки для рефлексии,

  • фотографии из балета (под отрывки музыкальных произведений).

Ход урока:



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Формируемые УУД

1. Организационный момент (3 минуты)

- Прозвенел звонок. Все готовы к уроку?

Дети готовятся к уроку.

Личностные: настрой на работу.

2. Актуализация знаний

(5-7 минут)

- На прошлом занятии мы с вами знакомились с балетом. Что такое балет?

- Перед вами 4 названия. Как вы думаете, это названия чего? Балета. Какое из них вам незнакомо?

«Петрушка» - шедевр русского балета. Балет И. Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу. Шедевр русских сезонов.

«Русские сезоны» - ежегодные театральные выступления русской

оперы и балета в начале XX века в Париже

«Сезоны» были организованы Сергеем Павловичем Дягилевым (1872-1929).

Во время масленичного веселья старый фокусник показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих танец среди изумлённой толпы.

Магия Фокусника наделила кукол настоящими человеческими чувствами. Петрушка

чувствует жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Петрушка влюблен в Балерину.

Но злой и глупый Арап нравится Балерине больше и она всячески старается очаровать его.

Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа расходится.

Спектакль, где актеры танцуют.

«Петрушка»

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя).

Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

3. Восприятие музыки (6 минут)

- Послушайте отрывки музыкальных произведений из балета «Петрушка». Попробуйте представить себе сцену из этого отрывка.

В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва. Их соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины - массовые сцены праздничного гулянья. В них широко использованы русские мелодии. Мы с вами прослушаем первые две сцены.

Дети слушают фрагменты из балета.

Личностные: умение удерживать внимание.

4. Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам.

(10 минут)

- Что вы себе представили, слушая первый отрывок?

- Какое настроение у детей?

- Покажите карточку, которая, по вашему мнению, соответствует этому отрывку.

На сцене - толпа, гомонящая, пёстрая, а в ней то и дело мелькают колоритные персонажи.

- Что вы себе представили, слушая второй отрывок?

Какой характер у этого музыкального произведения?

Покажите карточку, которая, по вашему мнению, соответствует этому отрывку.

Появляется Фокусник, и шум сразу прекращается. Звучит таинственная тема Фокусника.

Фокусник подходит то к одной группе зрителей, то к другой, будто завораживая их, а затем распахивает занавес своего театрика. Толпа видит трёх кукол - Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник прикасается к ним своей флейтой, и куклы пляшут «Русскую». Фокусник ловко управляет куклами. Их танец - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни.

- Посмотрите на фотографии из балета. Как вы думаете, какие из них подходят к фрагментам, которые мы с вами прослушали?

- Веселье, ярмарка, гулянье.

- Настроение праздничное, задорное.

Четкий, быстрый, торжественный, радостный.



Таинственная, завораживающая, чуть стихла. Потом резкая, задорная.



Соединяют фотографии с названиями музыкальных произведений, прослушанных

на уроке.






Познавательные: характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах

5. Музыкальная игра

(5-7 минут)

- Музыка в балете исполняется оркестром. Вы знаете, что такое оркестр?

Как вы думаете, тяжело играть в оркестре? Почему? - Я вам предлагаю сейчас «превратиться» в оркестр. Первый ряд будут флейты, второй - ударные, третий - скрипки. Задача каждого услышать звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Я буду вашим дирижером и помогу вам вовремя вступить. Будьте внимательны. А исполнять мы с вами будем уже прослушанный нами 1 акт балета.

Оркестр - группа музыкантов, играющих на струнных, духовых и ударных инструментах, исполняющих музыкальное произведение.

Познавательные: различать звучание отдельных музыкальных инструментов.

6. Подведение итогов

(3 минуты)

Музыка балета отличается исключительным богатством неистощимой изобретательностью, мастерством. Не случайно музыка балета «Петрушка» часто включается в репертуар симфонических оркестров как концертное произведение.



Познавательные: умение делать выводы по пройденному.

7. Рефлексия

(3 минут)

- Перед вами листочки. На них нарисована лесенка с пятью ступеньками. Нарисуйте человечка/ улыбочку на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на конец урока.

- Кто нарисовал человечка/улыбочку на верхней ступеньке? Почему?

- Кто нарисовал человечка на нижних ступеньках? Почему? В чем у вас возникли трудности?

Дети рисуют на раздаточном материале - карточкам свое настроение.

Регулятивные: анализировать результаты собственной работы.



© 2010-2022