Материалы выступления на семинаре «Современные подходы в работе с одарёнными детьми»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы выступления на семинаре

«Современные подходы в работе с одарёнными детьми».

Одаренность - конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность-это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность-пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одарённый-философ и плут,
В общем, трудный еще ребенок. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В обучении одаренных обучающихся применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: Первым из основных подхода к содержанию учебных программ является ускорение.
О доказательстве эффективности данного подхода говорит то, что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Многолетние исследования, проведенные рядом психологов, показали, что ускорение способствует развитию интеллекта. Критерии для использования ускорения:

  • Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение;
  • Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

  • Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Основной целью работы учителя является создание единой системы работы с одаренными детьми как условия развития ключевых компетенций ребенка. Задачи:
  1. Разработка системы выявления и сопровождения одаренности школьников
  2. Формирование образовательной среды, создающей условия для развития и применения способностей школьника.
  3. Применение современных образовательных технологий в организации работы с одаренными детьми.
  4. Организация пространственно - предметного и социального компонентов развивающей образовательной среды.

Ожидаемые результаты - развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;
  • повышение уровня социальной компетенции учащихся;
  • создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;
  • развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.
Критерии оценки результативности работы - динамика состава творческих объединений; - динамика участия в специализированных и интеллектуально-творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п.; - успешность выступления на квалификационных мероприятиях, конкурсах, смотрах; 1 этап работы - выявление способностей интеллектуального развития обучающихся. Для выяснения более полной картины о степени готовности обучающихся 1 а класса в сентябре 2012 года была проведена педагогическая диагностика готовности к овладению грамотой и математикой.

Высокий уровень - 5 человек.

Очень высокий уровень - 5 человек: Бодрова Анна, Бойко Анна, Журавлёва Карина, Миронова Анастасия, Тарабин Сергей. Кроме этого, было проведено изучение школьной мотивации в начале и в конце учебного года. На диаграмме видно, что произошёл рост школьной мотивации у обучающихся класса. 2 этап - создание базы данных об одарённых детях класса. 3 этап - работа с одарёнными детьми на уроках.

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок, построенный по ФГОС, позволяет формировать основные УУД и создаёт условия для более успешного обучения одарённых детей.

Технологии, в которых работает учитель по ФГОС.

Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого на творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Разноуровневое обучение. В каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях . Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач. Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом , осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций «Эрудит» и в форме творческих продуктов разного вида деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку углублять свои знания и выявить ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого
характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. 4 этап - организация внеурочной деятельности. 5 этап - создание портфолио.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

  1. реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  2. использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

  3. психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

  4. развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

  5. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

  6. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

  7. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

  8. индивидуализация обучения;

  9. дифференциация обучения;

  10. совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми можно выделить:

  1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).

  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями - вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.

  3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности.

  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ) для интеллектуальных способностей, Система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.

  5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся.

© 2010-2022