- Преподавателю
- Начальные классы
- Материалы выступления на семинаре «Современные подходы в работе с одарёнными детьми»
Материалы выступления на семинаре «Современные подходы в работе с одарёнными детьми»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устилко В.И. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Материалы выступления на семинаре
«Современные подходы в работе с одарёнными детьми».
Одаренность - конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность-это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность-пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одарённый-философ и плут,
В общем, трудный еще ребенок. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В обучении одаренных обучающихся применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: Первым из основных подхода к содержанию учебных программ является ускорение.
О доказательстве эффективности данного подхода говорит то, что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Многолетние исследования, проведенные рядом психологов, показали, что ускорение способствует развитию интеллекта. Критерии для использования ускорения:
- Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение;
-
Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
-
Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
- Разработка системы выявления и сопровождения одаренности школьников
- Формирование образовательной среды, создающей условия для развития и применения способностей школьника.
- Применение современных образовательных технологий в организации работы с одаренными детьми.
- Организация пространственно - предметного и социального компонентов развивающей образовательной среды.
Ожидаемые результаты - развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;
- повышение уровня социальной компетенции учащихся;
- создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;
- развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.
Высокий уровень - 5 человек.
Очень высокий уровень - 5 человек: Бодрова Анна, Бойко Анна, Журавлёва Карина, Миронова Анастасия, Тарабин Сергей. Кроме этого, было проведено изучение школьной мотивации в начале и в конце учебного года. На диаграмме видно, что произошёл рост школьной мотивации у обучающихся класса. 2 этап - создание базы данных об одарённых детях класса. 3 этап - работа с одарёнными детьми на уроках.
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок, построенный по ФГОС, позволяет формировать основные УУД и создаёт условия для более успешного обучения одарённых детей.
Технологии, в которых работает учитель по ФГОС.
Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого на творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Разноуровневое обучение. В каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях . Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач. Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом , осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций «Эрудит» и в форме творческих продуктов разного вида деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку углублять свои знания и выявить ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого
характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. 4 этап - организация внеурочной деятельности. 5 этап - создание портфолио.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
-
реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
-
использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
-
психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
-
развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
-
целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
-
максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
-
увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
-
индивидуализация обучения;
-
дифференциация обучения;
-
совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми можно выделить:
-
Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
-
Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями - вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
-
Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности.
-
Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ) для интеллектуальных способностей, Система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.
-
Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
-
Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся.