Статья по теме Формирование учебной деятельности с ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме Формирование учебной деятельности с ИКТСтатья по теме Формирование учебной деятельности с ИКТСтатья по теме Формирование учебной деятельности с ИКТ











Формирование учебной деятельности учащихся на основе ИКТ

подготовила

учитель начальных классов

Никитина Ирина Владимировна



Кострома

Формирование учебной деятельности учащихся на основе ИКТ


Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников компонентов учебной деятельности. В условиях компьютеризации образования в учебном процессе появляется еще один участник - компьютер. Формирование учебной деятельности соответственно представляет следующие взаимосвязи (рис.1):

Компьютер и его средства


Ученик - субъект деятельности учения


Учитель - субъект деятельности обучения

Рис. 1. Формирование учебной деятельности с использованием компьютера и его средств


Таким образом, можно выделить такие связи как: учитель-компьютер-ученик, ученик-компьютер-учитель, компьютер-ученик-учитель, компьютер-учитель-ученик, учитель-ученик-компьютер, ученик-учитель-компьютер. Данная связь очень хорошо прослеживается и на уроках «Окружающего мира», т.к. обучение на данных уроках можно построить с использованием компьютерных технологий. При использовании компьютера учитель может быть только координатором действий ученика, что говорит об эффективности учебного процесса. Ученик при этом является активным субъектом учебной деятельности. Специфика уроков с использованием информационных технологий влияет на развитие умений, позволяющих эффективно осуществлять учебную деятельность. К таким умениям можно отнести умения осуществлять целеполагание, планировать свои действия, умения, связанные с поиском решения учебной задачи, действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого учащегося. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается [6]. Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Таким образом, компьютер рассматривается нами как средство активизации интеллектуального и творческого развития личности. Специальный подбор заданий научит школьников делать выводы, анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять, обобщать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности, причинно-следственные связи, абстрагировать, поможет овладеть логическими связками и, или, не, если... то... Приведем примеры заданий, выполняемых во II классе. На уроке школьники загружают файл-задание, а при необходимости получают дидактический материал. Файлы-задания, проиллюстрированные яркими образами и картинками, вызывают у учащихся дополнительный интерес и создают положительную мотивацию. Данный подход предполагает большую подготовку к уроку, но и достигнутые результаты могут быть значительными [3;32]. С помощью информационных технологий можно развить формирующийся интеллект младшего школьника - базу, лежащую в основе способности к обучению. Потому так важен учет особенностей интеллектуального и психического развития учеников начальной школы. В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребенок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то при переходе в начальную школу будущий первоклассник обладает уже словесно-логическим мышлением. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три основные группы, к которым могут относиться дети: а) теоретики или мыслители - они легко решают учебные задачи в словесном плане; б) практики - им нужна опора на наглядность и практические действия; в) художники - дети с ярким образным мышлением. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителю трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Соответствие выбранных учителем методов и приемов обучения возрастным и личностным особенностям учеников начальных классов дает хорошие результаты. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6-7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе[2;32]. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования уточняются составляющие организации деятельности: «Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности». В соответствии с данными составляющими рассмотрим особенности каждого компонента учебной деятельности с учетом использования информационных и коммуникационных технологий. Первой составляющей учебной деятельности является потребностно-мотивационный блок. Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний. Мотив является источником для побуждения совершения деятельности. В учебной деятельности мотивы побуждают к усвоению способов их воспроизводства посредством учебных действий, направленных на решение учебных задач (единство цели действия и условий ее достижения). Совокупность мотивов ученые (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, А.К. Маркова и др) называют мотивацией. Когда речь идет об источнике активности человеческой деятельности можно говорить о познавательной мотивации деятельности [6]. Одним из достоинств, применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. [2;31] Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Опыт школ, в которых на уроках применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций, а именно: уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительную динамику мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников[2;32]. Использование новых информационных технологий (НИТ) позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Роль компьютера в оптимизации процесса обучения такова: - повышается интенсивность обучения; - формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения; - достигается индивидуализация обучения; - обеспечивается объективность оценивания результатов; - увеличивается доля самостоятельной работы. Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения [1;37]. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучать глубоко, формирует собственные познавательные интересы. В любом случае (и особенно при самостоятельной работе в Интернете) ценны советы учителя. Ведущая роль педагога в условиях компьютеризации обучения, видоизменение и преобразование (в частности, обогащение) выполняемых педагогом функций сегодня особенно актуальны. [4;23] Мы считаем, что познавательная мотивация как одна из составляющих учебной деятельности будет обеспечена, если учебный процесс построить с использованием компьютерной техники, а точнее специальных информационных технологий направленных на формирование познавательного интереса за счет своей внешней занимательности. Второй составляющей учебной деятельности является программно-целевой блок. Умения осуществлять целеполагание, ставить перед собой учебную задачу, планировать свои действия относительно поставленной цели являются основными умения, составляющими программно-целевой компонент учебной деятельности. С использованием информационных технологий возможность постановки учебной задачи становиться намного проще. Например, исследования любого исполнителя приводит к тому, что появляется возможность организовать учеников на выделение учебной задачи, которая будет решаться в течение нескольких уроков при изучении исследуемого на данный момент исполнителя, а также появляется возможность поставить цель данного урока, в процессе обсуждения области «знания» и области «не знания» по предъявленной на уроке темы. Третьей составляющей учебной деятельности является действенно-операционный блок. В данный компонент учебной деятельности входят умения, связанные с поиском решения учебной задачи. По мнению психологов, к ним относятся умения выполнять действия и операции, в соответствии с осознанной целью. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации [6]. Следовательно, возникает необходимость научить использовать современную информационную среду. Информационная среда обширна и богата. В качестве современных источников и носителей информации можно выделить: - ресурсы Интернета - библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, прототипах героев, об исторических событиях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях и др.; - электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео - и DVD-фильмы; - книги (литературные произведения, биографии, очерки, учебные статьи, энциклопедии, справочники, словари); - произведения музыкального и изобразительного искусства; - устное и письменное общение со сверстниками (друзьями), родителями и педагогами. Перед педагогом стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации. Уже с I класса можно вовлекать учащихся в использование информационных ресурсов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности школьников. Однако делать это нужно обязательно, ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если не учитывать это обстоятельство, рассматривать возраст шесть-десять лет как малозначимый, «непроходной» для информационных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. При организации деятельности по использованию различных источников информации необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Лучше выбирать тему для поиска информации из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для такой работы требуется личностно занимаемая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и близкая им. Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Вся познавательная деятельность строится на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно- следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (при введении в образ, объяснении обстановки той или иной эпохи, времени, места действия), словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод. Информационная среда должна находить свое применение при изучении всех учебных предметов и во внеклассной деятельности. Следовательно, для ее создания следует обязательно использовать материал нравственного, патриотического, краеведческого, экологического характера и т.д. В этом случае на уроках кроме сведений из учебника будет использоваться материал из Интернета, электронных и бумажных источников информации[4;22]. Ученики смогут представить и защитить свои проекты по разным темам, которые объединены источником получения информации- Интернетом. Так, к урокам ознакомления с окружающим миром ученики могут подготовить сообщения на тему «Полезные ископаемые», написать рефераты об известных личностях и значимых в истории событиях; литературного чтения и русского языка - составить сочинения и выпустить стенгазеты; технологии и математики - написать рефераты об изобретателях, ученых и моделях; изобразительного искусства - подготовить выставки, стенгазеты, провести тематические конкурсы; физической культуры - выполнить подборки для организации спортивных игр и соревнований, разработать комплексы общеразвивающих упражнений; к внеклассным мероприятиям - подготовить материалы для классных часов, конкурсов, смотров, утренников и т.д. Основа таких уроков и занятий с использованием дополнительных источников информации - коммуникативное ядро и проблемная ситуация, которая требует разрешения. В ходе работы должны быть своя завязка, развитие действия и развязка. Коммуникативное ядро играет роль кульминации. Смысл его состоит в том, чтобы максимально нейтрализовать речевой контроль. Ученик не должен бояться отвечать, не должен бояться своей ошибки. Одно из важных условий - свобода мысли. У ребенка есть свое мнение, своя точка зрения, которую никто не вправе считать ошибочной, поэтому он должен иметь возможность высказаться, обосновать свою версию, опираясь на разные информационные источники. Работа может проводиться фронтально, в группах, паре, индивидуально. Уместными будут руководство педагога и совместное обсуждение, но необходимо использовать и самостоятельные виды деятельности учащихся [4;23]. Учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью являются компонентом учения. Они прослеживаются на всех этапах решения учебной задачи, могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним учебным действиям (УД) относятся следующие действия: предметные действия (рисование, постановка опытов, письмо и т.п.); перцептивные действия (рассматривание, наблюдение, слушание, осязание и т.п.); символические действия - действия, связанные с использованием речи. К внутренним УД относятся мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения, а также действия мышления (интеллектуальные). Мы считаем, что использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие психические процессы, как мышление, представление, восприятие, память. Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий [6]. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Знакомство с возможностями компьютера и активное вовлечение в исследование этих возможностей легче происходит в игре, через компьютерные игры. Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. В руках умелого наставника он может стать инструментом, интенсифицирующим развитие ребёнка, а так же помочь педагогу дополнить и разнообразить его деятельность [5;12]. Четвертой составляющей учебной деятельности является контрольно- оценочный блок. Он включает в себя контроль и оценку. Пятой составляющей учебной деятельности являются результаты учебной деятельности. Он включает в себя анализ, самоанализ результатов учебной деятельности, а также рефлексию. Четвертый и пятый блоки находятся в тесной взаимосвязи. Мы считаем, что процесс формирования учебной деятельность в условиях компьютеризации образования и использования информационных и коммуникационных технологий, невозможен без привлечения компьютера и его программного обеспечения, которые создают благоприятные условия для эффективного взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки результатов учебной деятельности младших школьников. В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажеры, тесты. При составлении уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ для младших школьников, могут быть использованы следующие составляющие учебной деятельности: - Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы. - Отработка конкретного алгоритма (формулы, свойства) для создания определенного навыка. Для этого используются тренажеры. - Самостоятельная работа на ПК, направленная на усвоения материала, а также на обеспечение контроля усвоения разделов определенной темы. - Контролирующая деятельность. Для этого используются тесты - предлагаемые тесты могут быть как обычные, так и матричные, т.е. их решение состоит в нахождении соответствия между «вопросами», расположенными в строках, и «ответами», расположенными в столбцах. - Исследовательская или творческая деятельность - обобщающие задания на ПК по определенной теме. Все перечисленные составляющие включают в себя контрольно-оценочны компонент, так как при самостоятельной работе, при работе с тестами, обучающими программами на ПК, а также при творческой деятельности организованной с использованием ПК происходит полноценный и качественный процесс контроля и самоконтроля, оценки, так же в некоторых случаях и самооценки. Таким образом, компьютерные средства обучения дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы и того, что получилось. И мы считаем, что за счет наглядности происходящего процесса решения практической задачи, можно делать выводы по поводу правильности выполнения задания самого себя, одноклассника, группы в целом. Это же помогает осуществить рефлексию по поводу того, удалось ли правильно решить поставленную учебную задачу; что было сложно, а что было не сложным и удачным на уроке; в каких случаях может пригодиться полученный способ решения задачи; как действовать, если сразу не получается правильное решение и т.д. Умения и навыки, сформированные за счет использования информационных и коммуникационных технологий, являются общеучебными, и могут быть применены даже тогда, когда учебная задача решается без использования новых информационных и коммуникационных технологий [6]. В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на формирование учебной деятельности учащихся, поэтому педагогу очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя. Построение учебного процесса с использование ИКТ надлежит делать продуманно, методически правильно.



Список использованной литературы


  1. Гуненкова Е.Н. Для чего на уроке компьютер? Начальная школа плюс до и после. - 2007. - №7 - С.37 - 39
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Начальная школа. - 2008. - №1. - С.31-33
  3. Куклина И.Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития [Текст] / Начальная школа. - 2010. - N 12. - С. 32-37.
  4. Марданова Формирование навыков использования информационной среды [Текст] / Е. У. Марданова - Начальная школа. - 2009. - N 4. - С. 21-24.
  5. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе [Текст] / С.И. Павлова - Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.

Электронные ресурсы

  1. Карзакова О. В. Связь информационных и коммуникационных технологий и учебной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [email protected]



© 2010-2022