Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню психического здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ №1 с. Князе-Волконское общеобразовательная школа.











Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню психического здоровья










Мероприятие разработано учителем биологии Суровикиной Еленой Валерьевной.
























2014 год Оформление: на доске: название мероприятия, расшифровка понятия суицид, книги по теме.
В начале урока учитель раздает учащимся анкеты (6 вопросов) - 5 мин. Цель: 1.Понять причины суицидальных намерений. 2.Обсудить бессмысленность этих поступков. Анкета. (Анализ анкеты прилагается).

  1. Есть ли кто-нибудь, с кем ты можешь говорить о проблеме? Кто это?

  2. Какая проблема есть, по твоему мнению?

  3. Что ты делал для того, чтобы ее решить и что делали другие?

  4. Какие последствия этой проблемы?

  5. Что бы ты хотел изменить? Что могло бы помочь?

  6. Как ты думаешь, что другие бы могли сделать для помощи?

Мероприятие проходит в форме лекции с элементами беседы. Лекция начинается с определения понятия «суицид». Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. (Один из учеников зачитывает определения с доски.) Тема само деструктивного поведения направленного на физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует серьезных раздумий, о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство. В последнее время в нашей стране значительно возрос процент суицида, как среди взрослых, так и среди детей и подростков. Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. Существуют два вида суицидальной активности: 1. Внешняя: а) суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью. б) завершенный суицид - действия заканчиваются гибелью человека (ребята приводят примеры из жизни).

2.Внутренняя а) суицидальные мысли фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, я бы умер»). б) Суицидальные замыслы; продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени, в) суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действия. В наше время появилась новая категория детей, с саморазрушительным поведением. В эту категория включаются те дети, поведение которых не приносит вред обществу, а наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Самодиструктивное поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью. Суицид у взрослых и детей имеет общее и различное. Так в детском сознании часты не столько истинные завершенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. То есть это - демонстративно-шантажное поведение. (Примеры: если не пустят на дискотеку, то я отравлюсь и др.) Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, и «которые потом пожалеют». Нередко это акт отчаяния, когда человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Примеры: фильм «Чучело». У суицидальных подростков есть отягощенные социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, не значительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения Психологический смысл подросткового суицида крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, а также она видится средством наказать обидчиков. Суицид подростков имеет следующие характерные черты: 1)суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). (Примеры называют сами ученики). 2)конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий. 3)суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение. 4)суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки « игры на публику» 5) суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета. 6)средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка). Учитывая актуальность профилактики суицида, возникает вопрос: можно ли заранее распознать суицидента? Наиболее общие признаки:

  1. разговоры на темы самоубийства, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей, письма или разговоры прощального характера.
  2. наличие опыта самоубийства в прошлом, пример самоубийств в близком окружении.
  3. объективная тяжесть жизненных обстоятельств: неблагополучная семья, плохие отношения с близкими, потеря дорогого человека, потеря работы, тяжелое заболевание.
Многие факторы, приводящие к суициду, лежат в аутодеструктивном поведении: наркомания, алкоголизация, токсикомания. Характерно для детского возраста, не то, что эти неблагополучные жизненные обстоятельства слишком трудны. Проблема в том, что подросток не
располагает умением решать проблемы. Согласно исследованиям главный
источник негативных переживаний семейные конфликты. Важная причина
подростковых переживаний-частые наказания детей. Психологически
наказание у подростков сопровождается страхом и тревогой. У многих к
этому добавляется обида, переходящая в озлобленность. Наказание
провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок.
Досаждает подросткам и неуемное морализаторство родителей. Постоянные нотации, нравоучения, обижают и раздражают детей. Помощь педагога заключается в том, что он должен своевременно обратить внимание специалистов на определенного подростка, провести разъяснительную беседу. Это приносит свои плоды, так как подросток замечает, что он не безразличен окружающим людям и ему хотят помочь. Педагогу важно вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Ученикам предлагается привести примеры, когда казалось бы безвыходная жизненная ситуация и человек находит в себе силы продолжать жить и приносить пользу окружающим. Примеры: Диана Гурская, Алексей Маресьев, один из исполнителей группы «На-На». Все эти люди оказались в очень тяжелых жизненных ситуациях. Но они нашли в себе силы ипродолжали жить и приносить пользу окружающим их людям. (Учитель зачитывает примеры из книги «Плюс-минус жизнь» ребятам тоже предлагается привести примеры из жизни.) Далее учитель обращается к ребятам с пожеланием: Когда в жизни у вас трудности, когда вы не находите достойного выхода из сложного положения, когда вам тоскливо, вы переживаете душевную боль - не замыкайтесь, не углубляйте своего несчастья одиночеством и растерянностью, обратитесь к старшим, педагогам, вас выслушают и вам решить ваши проблемы.
© 2010-2022