Конспект урока по окружающему миру Сезонные изменения в лесу. Весна 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Сезонные изменения в лесу. Весна. Цель: познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу. Задачи:
  • закрепить знания учащихся о зимующих, кочующих и перелетных птицах;
  • совершенствовать знания о правилах поведения в лесу;
  • развивать и пополнять знания об изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и животных леса;
  • познакомить с опасными для человека растениями, насекомыми леса;
  • развивать память, внимание, творчество, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта. Познавательные УУД: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Регулятивные УУД: следование инструкции при выполнении задания, - выполнение учебных действий в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я, Казакова А.Н., мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с изображением птиц. Ход урока
  1. I. Эмоциональный настрой на урок с визуальным и звуковым рядом.
    1. Определение темы и целей урока.
- Послушайте музыку, внимательно посмотрите на меня. Ребята, вы догадались кто я? Почему вы так решили? - Верно. На прошлых уроках мы говорили с вами о сезонных изменениях в лесу осенью и зимой. А о чем мы сегодня будем говорить, что должны узнать?
    1. Работа по теме урока.
  • Я - Весна-красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. Всюду - в поле и в лесу - людям радость я несу. Кто друг весне, спеши ко мне! Только с одним уговором: вам надо отгадать загадки. Готовы?
- Отгадайте загадки и определите тему урока. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. (Солнце.) Из-под снега расцветают, Раньше всех весну встречают. (Подснежники.)
Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька.) - Почему загадка о солнце - первая? (Потому что солнце стало подниматься на небе выше и на смену зиме идет весна. «Весна» - тема нашего урока.) - Чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну-ка, кто тут самый смелый? Иди скорее к березке белой! (чтение детьми стихотворений о весне) - Послушайте стихотворения русских поэтов о весне и определите приметы весны (учащиеся читают стихи). - Почему А. С. Пушкин назвал весну «утром года»? (Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.) - Какие вы молодцы. Такие красивые и добрые слова обо мне сказали. В благодарность я предлагаю вам «заглянуть» в лес и понаблюдать за изменениями в лесу весной (просмотр видео) - Расскажите какие признаки весны вы увидели? (ответы детей) - «С марта весна открывается», - говорят в народе. Однако отсчет вешних дней ведется по-разному. Календарная весна начинается в первый день марта. Фенологическая - с первых проталин и подснежников. Метеорологическая - с перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая же весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день - 21 марта, в день весеннего равноденствия. Ребята, а какая же весна уже наступила? (ответы детей) Работа в группах - Как вы считаете, вы все изменения в природе перечислили? На столах у вас лежат конверты, в них карточки с названиями изменений в природе. Прочитайте, все ли слова вам понятны? Ваша задача: работая сообща, разделить слова в две группы: изменения в природе весной и зимой.
(Карточки: таяние снега, капель, оттаивание почвы, оттепель, иней, изморозь, вьюга, позёмка, ручейки, ледоход, половодье). Работаем 1-2 мин.
- Давайте сравним вашу работу (слайд на экране) Зима Весна иней
изморозь
вьюга
позёмка оттепель
ручейки
таяние снега
капель оттаивание почвы
половодье ледоход - С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, он разносится по дереву - в растении началось сокодвижение.) - Оживают весной деревья. Загустели кроны - это набухли на ветвях почки. Ветви у берез стали бронзовыми. Такой цвет называют мартовским загаром. - Кто дает в природе команду зацветать? (Солнце.) Как это происходит? (Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.) - Какие вы знаете цветы, которые, не дожидаясь схода снега, начинают цвести? Как их называют? (Гусиный лук, первоцвет, галантус. Эти цветы расцветают, не дожидаясь схода снега.) - Что вы знаете об этих растениях? (Сообщение ученика о подснежнике, о ядовитом цветке, произрастающем на Северном Кавказе ) - Кого манит аромат распустившихся цветов? Говорят, весенние цветы - праздник для насекомых. Какие насекомых можно увидеть в это время года в лесу? (Шмели, мухи, пчелы, бабочки.) - Какую работу выполняют насекомые? А все ли насекомые безопасны для человека? (беседа о клеще и мерах профилактики КГЛ) Физминутка -А раз появились насекомые, то скоро должны прилететь.... У птиц началось движение. Работа в группах
  • Вы уже знаете перелетных, кочующих и зимующих птиц. Распределите птиц по группам. (Группам даны рисунки птиц. Дети прикрепляют на доску рисунки.1-ая группа определяет зимующих птиц, 2-ая - кочующих, 3-ая - перелетных). Обсуждение выполнения задания группами.
  • Зимние гости - снегири, свиристели - потихоньку улетают на север. А с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Подумайте, в каком порядке птицы возвращаются на родину весной. Вспомните о сроках отлета птиц. Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними - те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов - хищных зверей и птиц.
- Птиц иногда называют «лесными Айболитами». Почему? (ответы детей). Отгадайте одну из этих птиц. В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (дятел). - Расскажите, что вы знаете о дятле. Почему его называют «доктором наших лесов»? (сообщение учащегося о дятле) - Каких птиц-докторов вы знаете? Чем они помогают лесу? Воробей - уничтожает вредных насекомых, спасает травянистые растения и деревья от вредителей. Ворон - лесной санитар, собирает падаль, очищает лес. Дрозд - лечит деревья. Засовывает свой клюв глубоко в землю и вытаскивает из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев. Пищуха - клюв длинный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый вниз. Может легко забраться в любую щель и достать насекомых-вредителей. -Мы с вами в свою очередь тоже помогали птицам зимой. Расскажите как и зачем? (слайд в презентации с фотографиями детей, которые развешивали кормушки в школьном саду) Работа по учебнику - Рассмотрите рисунки с.137. Что вы можете рассказать о гнездах птиц? - Гнездо - это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яички в нем - как горстка сияющих драгоценностей. В гнезде певчего дрозда - похожи на изумруды. Но что изумруды - они мертвы! А в яичках будущие птенцы. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, ненайденный принесет он радость.
  • Каким птицам человек помогает устраивать гнезда?
  • Давайте и весной поможем птицам. Вместе с родителями сделайте скворечник для птиц. Мы повесим их в школьном саду.
- Весенние песни, весенние заботы. Птицы прилетели, гнездо обжили, что же дальше? (Выводят птенцов.) Что вы об этом знаете? - Птичий рабочий день длится 16-19 часов. Надо кормить птенцов. Зато птенцы растут не по дням, а по часам. Но птенцы - не дармоеды. Чем больше они едят, тем больше от них пользы. Какой? (Птенцы очищают от вредных насекомых леса, сады, поля.) Физминутка Животные весной - Весной изменяется и жизнь животных. Расскажите об этом (ответы детей с опорой на фотографии в презентации). - Весной у животных появляется потомство. У лосихи рождается один лосенок, у волчицы, лисы бывает по 5-6 детенышей, в гнезде коршуна - 2-3 птенца, у серой куропатки - по20 птенцов. Почему, как выдумаете, у животных рождается разное количество детенышей? (обсуждение проблемного вопроса детьми) - Сегодня мне хочется поподробнее познакомить вас с одним из животных леса - лосем. В народе его называют «сохатый». Как вы думаете, почему? (рассказ учителя о происхождении данного названия). Кроме меня об этом животном вам приготовил доклад ваш одноклассник (сообщение ученика о лосе) Работа в группе "Экологическая культура" - Отправляясь в лес каждому необходимо знать правила поведения в лесу. А вы, ребята, их знаете? Давайте это проверим. Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. Ситуация 1. "Гнездо".
  • Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?
Ситуация 2. "Букет первоцветов"
  • Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.
Ситуация 3 "Шум в лесу".
  • Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?
Работа в группе. - Я вижу, вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. А можете ли вы составить обо мне - Весне - небольшой стих - синквейн? Попробуйте вместе составить его (составление в группах синквейна о весне, затем представление). IV. Итог урока. V. Рефлексия.
© 2010-2022