Рабочая программа Азбука экономики

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Лаборатория Салахова»




Рассмотрено:

на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от __________2015г. Согласовано: Утверждаю:

Приказ № от _________2015г. Заведующий кафедрой

Ю.В. Гузенко Заместитель директора по УВР

Е.В. Ковалишина Директор

В.Ш. Салахов



Рабочая программа

начального общего образования

по азбуке экономики

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Шамсутдинова Ю.Ф. Класс: 3 В, Г, Д, Количество учебных часов по программе: 34 часа Количество учебных часов в неделю: 1 час












г. Сургут

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

6.Содержание учебного предмета, курса

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. План психолого-педагогической характеристики класса







  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по азбуке экономики для обучающихся в 3 классе составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643); 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. - М.: Просвещение, 2011. С учетом:
  1. Курс «Экономика» рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации включает обязательный минимум, предусмотренной программой;
  2. Программа к завершённой предметной линии учебного пособия Сасовой И.А., Землянской Е.Н, «Экономика» 2-3 класс: тетрадь творческих заданий 2класс, 3класс.
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» на 2015-2016 учебный год.
Цель курса обучения экономике учащихся младших классов является формированиеначальных представлений об окружающих экономических условиях жизни идеятельности людей. Программа курса направлена на развитие экономического мышления, воспитание экономической культуры и проявление её в нравственно обоснованном поведении.



  1. Общая характеристика учебного предмета, курса



Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия. Развивается ценностные ориентации и потребности младшего школьника в экономической сфере. Цель курса обучения экономике учащихся младших классов является формированиеначальных представлений об окружающих экономических условиях жизни идеятельности людей. Программа курса направлена на развитие экономического мышления, воспитание экономической культуры и проявление её в нравственно обоснованном поведении. Содержание, формы и методы экономической подготовки младших школьников максимально доступны: это обусловлено отбором тех основных понятий, которые предлагается усвоить гимназистам. Программа предназначена для учащихся 3класса, занимающихся по программе курса «Азбука экономики».Курс экономики поможет учащимся познать простейшие экономические истины, по которым живут люди, семья, общество, государство.

Задачи курса: 1) Предметные задачи: Создать условия для развития наблюдательности, умения составлять и решать это приобретенные учащимся конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках учебного предмета. Формирование ответственного, рационального, толерантного потребителя; отношения к себе как к гражданам, будущим работникам, участникам экономической жизни региона, получение учащимися представлений об особенностях регионального хозяйства. Развитие позитивного отношения к получению образования, интереса и уважения к труду. Систематизация ранее полученной экономической информации. Обучение социальным умениям: работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, делать выбор и отвечать за последствия этого выбора, обучение проектированию и выполнению проектов.гипотезы для развития информационных и коммуникативных компетенции учащихся;

2) Педагогические задачи:

Воспитание активности при решении социально - экономических проблем региона, гимназии, семьи, бережного отношения к ресурсам, осознание необходимости экономии всех видов ресурсов.

Совершенствовать действия учащихся по публичному представлению результатов своей работы;

Продолжить работу над формированием учебной самостоятельности учащихся (выбор, стратегия, анализ и оценка своей работы, определение готовности к предъявлению результата);



  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» на изучение «Азбуки экономики» в 3 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе образовательной деятельности по учебному предмету лежат следующие ценностные ориентиры: развитие экономического мышления, воспитание экономической культуры и проявление её в нравственно обоснованном поведении, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор проверочных работ, выполняемых учащимися. Формирование начальных представлений об экономике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления экономических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Задания, предлагаемые в курсе, понятны учащимся, так как учитывают их жизненный опыт, отражают проблемы, ситуации и явления с которыми они уже имели дело. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловые игры, метод проектов, обучение в сотрудничестве, межпредметных интегрированных уроков. Методы обучения - ролевые игры, метод проектов, обучение в сотрудничестве предусматривают разнообразные формы проведения уроков: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями, людьми различных профессий, деловые игры, выполнение творческих заданий. Планируются игровые моменты, групповые и индивидуальные задания, коллективные формы работы. Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленное на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи. Доминирующей технологией обучения является технология развивающего обучения, также используются технологии проблемного обучения, технологии группового и коллективного обучения, элементы технологи дебатов. В связи с чем, сетка учебных часов приведена с учетом выделения 35% времени на активные формы проведения занятий.



5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

(конкретного учебного предмета, курса)

Личностные результаты учащихся, формируемые при изучении экономики:

  • формирование поведенческого стереотипа будущего гражданина с правопослушным и кооперативным поведением, самостоятельно отвечающим за свою деятельность и её результаты.
  • формирование ценностных ориентиров и выделение личностных компонентов;
  • осознание возможностей самореализации в экономической деятельности в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина;
  • развитие таких качеств кактрудолюбие, инициативность, дисциплинированность.
Метапредметные результаты изучения экономики в начальной школе:
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты освоения учащимися начальной школы программы Предметные результаты:

обязательный минимум содержания максимальный объем содержания учебного курса ученик научится ... ученик получит возможность ... - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: - получения и оценки экономической информации; - оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. объяснять - взаимно выгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды местной сферы услуг, значение межрегиональной торговли и обмена для экономики края; - описывать потребности людей и особенности местного хозяйства, способы их удовлетворения, зависимость заработной платы и образования;
- понятие ресурсов, различных видов производства, различие товара и услуг, понятие потребностей и профессий человека, причины различий в уровне оплаты труда, кто такой предприниматель, собственник и собственность, из чего складывается бюджет семьи, доходы и расходы, экономика школы, региона, особенности местного хозяйства; уметь - приводить примеры из личного опыта, видеть и понимать ограниченность различных ресурсов, факторов производства и общественных благ, взаимодействие статьи бюджета и экономности, местной промышленности и сферы услуг, экономических проблем школы;


Способы оценки планируемых результатов

образовательного процесса

Результаты образовательного процесса Формы контроля Личностные Не персонифицированные мониторинговые исследования
Метапредметные Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение и т.п.). Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе). Итоговая контрольная работа (проводится в конце учебного года) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и метапредметных результатов обучения. Предметные Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить реальный уровень знаний у учащихся для продолжения обучения. Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Итоговая контрольная работа (проводится в конце учебного года) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и метапредметных результатов обучения.

6.Содержание учебного предмета, курса



Содержание обучения азбуке экономики предусматривает:

  • ознакомление детей ограниченностью ресурсов и невозможностью выполнение всех потребностей и желаний человека;
  • обучение детей делать выбор и принимать обоснованное решение на основе выгоды;
  • формирование мотивационной основы выбора;
  • формирование понимания детьми роли денег в жизни личности и общества;
  • ознакомление детей с основными источниками доходов и расходов в семье, на предприятии, в государстве;
  • овладение детьми понимания «покупатель» и «продавец».
Основное содержание обучения представлено крупными разделами:
  1. Проблема выбора.
  2. Деньги.
  3. Доходы и расходы.
  4. Покупатель и продавец.
  5. Труд.
Все темы занятий построены по принципу «спирали», т.е., изучая новый материал, учащиеся могут вернуться к ранее изученному в целях более глубокого усвоения, уточнения и повторения. Творческие задания подобраны так, чтобы развивать у ребёнка познавательную активность и логическое мышление. Задания выполняются как индивидуально, с помощью обсуждения, так и коллективно, не исключая споров, способствующих формированию умения отстаивать свое мнение.

Тематический план

№ основные разделы количество часов Количество работ практической части контрольных работ проверочных работ практических работ 1. Проблема выбора. 4
1
2. Деньги. 6
1 1 3. Доходы и расходы. 9 1 1
4. Покупатель и продавец. 7

1 5. Труд. 8 1 1
Итого: 34 2 4 2 I четверть 9
1 1 II четверть 7 1 1
III четверть 10
1
IV четверть 8 1 1 1





7. Календарно - тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки


Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Объекты и

формы текущего контроля


уро

ка

освоение

предметных

знаний

универсальные

учебные

действия

план

факт


1.Проблема выбора (6 часов)


02.09-06.09


1

Возможности удовлетворения потребностей.

Понятие «ресурс», «потребность», ограниченность ресурсов

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Игра: «разрешение ситуации»

07.09.-12.09

2

Ограниченность ресурсов и времени

Ресурсы страны, семьи. Время -одно из важнейших ресурсов экономики. Распределение времени, режим дня

Групповая работа.

Работа с карточками

14.09.-

19.09.

3

Выбор. Выгодный вариант.

Понятие «Выбора» как основная задача экономики.

Устная форма проверки,

упражнения.

21.09.-

26.09

4

Без чего человеку не обойтись?

Зависимость потребностей от ситуации

Игра в профессии

28.09.-03.10

5

«Хочу» и «могу».

Особенности желаний и возможностей.

Игра: «Волшебство»

05.10-

10.10



6

«Ивановы строят дом»

Закрепление понятий Бережливость.

Ролевая игра групповой опрос.


2. Деньги (3часа)

12.10.-17.10




7

Деньги, их происхождение.

Необходимость обмена для потребностей. Функции денег.

Обмен. Бартер. Деньги. Познавательные УУД: умение осознанно строить высказывания; формирование умений сравнивать, анализировать.

Игра: «Натур.

хозяйство»

19.10-24.10.


8

Потребности людей в деньгах

Что такое кредит? Банк, сбережения.

Игра -

аукцион «Знатоки цен»

26.10.-31.10


9

Как и где хранят деньги

09.11-14.11

10

Деньги в разных странах

Валюта, чековая книжка, кредитная карта.

Повторить и обобщить основные понятия темы. Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению темы; Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна;

практическая работа


3.Доходы и расходы. (4часа)

16.11-21.11






11


Доходы семьи

Источники дохода.

Домашнее хозяйство как часть экономики. Составные части домашнего хозяйства.

отбирать необходимые источники информации; Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Устная форма проверки,

групповой опрос

23.11.-28.11



12


Твой вклад в доходы семьи

Труд - главное условие успешного ведения хозяйства

Устная форма проверки,

групповой опрос.

30.11-05.12



13


Доходы предприятий и государства

Источники доходов, налоги, познакомить с миром прфессий. Необходимость управления.

07.12-12.12




14


Расходы семьи, предприятия и государства.

Источники формирования семейного бюджета. Бережное отношение к бюджету . Анализ бытовых экономических проблем семьи, предприятия и государства.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Устная форма проверки,

групповой опрос.

Урок - соревнование

14.12-

19.12


15

Бюджет семьи, предприятия и государства.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Доходы и расходы»

Игра «Как вести учёт доходов и расходов»


4.Покупатель и продавец (6час)

21.12-

26.12


16

Покупатель. Продавец.

Научить делать покупку.

Понятия: покупатель, товар, выбор, торговля, цена.

Права и обязанности. Профессия продавец. Товар.

Устная форма проверки, игра.

11.01-16.01



17

Почему разные цены?

Конкуренция

Понятие механизма ценообразования. Сравнивать и анализировать цены на товары. Понятие «конкуренция», реклама, упаковка, ассортимент, стоимость Необходимость экономии.

Деятельность продавца и покупателя.





Правила поведения в магазине. Профессии работников магазина, их функции. Действия при покупке.

Устная форма проверки,

групповой опрос.

18.01.-23.01



18



Практикум «Мы идём за покупками».

Закрепление знаний по теме. Понятийный словарь. Пользоваться экономическими понятиями

практическая работа

25.01.-30.01.



19


Игра «Магазин»

Пользоваться экономическими понятиями.

Закрепление знаний по теме.

Решение экономически

задач.

5.Труд (5час)

01.02-06.02


20

Почему все должны трудиться

Труд. Виды труда. Домашний труд. Обязанности членов семьи. Рациональная организация труда.

Компьютерный тест-путешествие

08.02-13.02


21

Труд в семье.

Оценка труда людей. Образование и труд. Знания. Зарплата. Понятие «Продукция».Товар. Услуга.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

Устная форма проверки,

индивидуальный опрос.

15.02.-20.02


22

Труд на производстве

Товар. Природные, капитальные, трудовые ресурсы. Виды услуг. Профессия. Правила поведения при посещении предприятий, оказывающих услуги.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Устная форма проверки, индивидуальный опрос.

22.02-27.02



23

Продукция.

Где производят товары?

Повторить и обобщить представления детей о труде, производстве, товарах и услугах Закрепление понятий: труд, трудовые ресурсы, производство.

Игра - путешествие

29.02-

05.03

24

Товар. Услуга.

Где производят товары, услуги?

Понятия «собственность» и «собственник».Различные виды собственности.

Устная форма проверки.


6.Собственность (4часа)

07.03-12.03



25

Что такое собственность?

Различные виды собственности. Личная, семейная собственность. Невозможность существования человека без личной собственности.

Устная форма проверки,

14.03-

18.03



26

Личная, семейная собственность.

Понятие «государственная собственность», «общественная собственность». Бережное отношение к государственной и общественной собственности..

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий.

Викторина-игра

«Да- Нет»

28.03-02.04




27

Государственная собственность,

общественная собственность.

Природные богатства, результаты трудовой деятельности. Закрепление знаний об экономике местного хозяйства.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

04.04-09.04

28

Урок контроля по теме «Собственность».

Понятийный словарь.

Общественно полезный труд.


7.Домашнее и школьное хозяйство (7час)

11.04.-16.04






29




Что такое домашнее хозяйство? Твой вклад в домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство как часть экономики. Составные части домашнего хозяйства. Труд - главное условие успешного ведения хозяйства. Обязанности членов семьи.Актуализация положения о том, что каждый член семьи должен принимать участие в ведении домашнего хозяйства. Желание трудиться и испытывать гордость за результаты своего труда.

. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Ролевая игра

18.04-23.04


30

Школьное хозяйство.

Расходы, бюджет, бережливость.

25.04-30.04



31

Экономика школьной библиотеки. Экскурсия.

Библиотека и её устройство. Профессия библиотекаря. Расходы школы

Школьное имущество. Школьное хозяйство.

Коммуникативные УУД:1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих

Турнир юных знатоков - экономистов.

03.05-07.05


32

Школьная столовая: доходы и расходы.

Затраты, экономия, экономические расчёты.

10.05-14.05



33

Твой вклад в школьную экономику.

Навыки полезного труда. Бережное и рациональное отношение к собственности.

учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты

16.05-

21.05



34

Заключительная игра -

путешествие в страну «Школярия»

Закрепить знания о школьном хозяйстве

и итоги работы за год.

учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая



























8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б. Воронцов. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. Учебник, учебное пособие Учебное пособиеСасовой И.А., Землянской Е.Н, «Экономика» 2-3 класс: .- 10-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Рабочая тетрадь для обучающихся Рабочая тетрадь по экономике в 2-ух частяхСасовой И.А., Землянской Е.Н,.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. Материалы для контроля (тесты и т.п.) «Тесты (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами. - ЗАО «1С», 2009. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Использование ресурсов интернета. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер. Струйный принтер. Демонстрационные пособия Объекты для демонстрации: карточки, плакаты. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор полезных ископаемых. Микроскоп. Игры Настольная развивающая игра



































Психолого-педагогическая характеристика класса



Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Для достижения цели необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого класса. Мальчики 3 «В» класса (25 человек), целеустремлённые, хорошо рассуждают, наблюдательны, поэтому наиболее интересной формой работы является: урок-диспут, урок - конференция. В 3 «Г» классе (26 человек) приемлемы задания творческого характера, наиболее удачной является групповая форма работы. Девочки 3 «Д» класса (25 человек) рассудительны, логичны, поэтому задания в классе могут быть творческого характера.

























































Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту















© 2010-2022