РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куренная Светлана Ивановна


Учитель начальных классов

МАОУ лицей № 110 имени Л. К. Гришиной


Г. Екатеринбург

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Ключевые слова: личность, способности, раскрепощение, разноуровневые задания, рифма, сочинения. Аннотация: образование должно быть направлено на раскрытие творческого потенциала и инициативы личности, на формирование восприимчивости к новизне и готовности изменять мир и себя. В статье описан опыт развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте. Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями и потребностями детей. Образование должно быть направлено на раскрытие творческого потенциала и инициативы личности, на формирование восприимчивости к новизне и готовности изменять мир и себя. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества - явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением "творческий человек", "творческая личность", "творческий подход к делу". Л.С. Выготский утверждал: "…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". Для эффективной организации творческой деятельности я руководствуюсь следующими принципами: Восприятие ребёнка как личности вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям - своих детей. Таким образом, мы изменяем статус ученика, повышаем престиж творческого мышления, что ведёт к осознанию ребёнком ценности творческих черт своей личности. Предоставления ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии самостоятельности. Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений младших школьников важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Создание творчески обогащённой образовательной среды. Научить творчеству нельзя, но создать климат, благоприятный для появления ростков, возможно. (Нельзя сделать из зерна колос, а вот создать условия, при которых вырастает колос, возможно). Творческая позиция педагога. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью - постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов обучения. Обозначенные психолого-педагогические принципы находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, а, следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему. С первых дней обучения пытаюсь создать в классе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика, учу их мыслить. Весь процесс обучения подчинён задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика. Каждый урок - это исследования, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В системе своей работы стремлюсь разбудить мысль каждого ученика. Начинаю работу по развитию творческих способностей в период обучения грамоте. Разнообразные задания развивают и обогащают речь, они формируют способность к анализу, синтезу, сравнению: допиши недостающее слово, составь из слов предложения (можно добавлять другие слова), переставь в слове буквы так, чтобы получилось новое слов, из букв данного слова составь новое слово. Детям очень нравится думать, рассуждать, мыслить. Важную роль в развитии речевого творчества отвожу работе с чистоговорками, скороговорками, считалками. С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма». В ходе интересных игр и заданий учимся подбирать рифму к словам. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это основа стихосложения. И уже без труда справляются с разноуровневыми творческими заданиями. Разноуровневые творческие задания подбираю так, что при познавательной единой цели они отличаются разной степенью трудности. Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Работа со считалками оказалась намного сложнее. Свои собственные считалки сочинили только несколько учеников. Ребята с радостью и гордостью читают одноклассникам свои творения, которые вместе анализируем, отмечая оригинальные находки юных авторов. К концу обучения грамоте мы знакомимся с многообразием жанров литературных произведений (рассказ, сказка, стихотворения, загадка, считалка, скороговорка, чистоговорка). Многие произведения русского фольклора написаны в стихотворной форме. Открывая тайну «живого» русского слова, выполняя творческие задания, дети приобретают первый опыт стихосложения. Во втором полугодии первого класса продолжается наблюдение особенностей стихотворной речи. Постепенно задания усложняются. Мы переходим к сочинению двустиший и четверостиший. Детям нравится выполнять задания разного уровня. 1-й уровень. Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркните подходящее слово. 2-й уровень. Выполнить классификацию, распределив слова на 2 группы рифмующихся слов. 3-й уровень. На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го придумать небольшое стихотворение. Продолжить стихотворение. Придумать свою группу рифмующихся слов и на их основе сочинить небольшое стихотворение. Дети с большим удовольствием записывают свои стихи в творческие тетради, в которых делают иллюстрации по содержанию стихотворения. Я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихосложение - это первый этап в развитии творческих способностей детей, который позволяет им глубже постигать и ценить образы подлинной художественно - поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов. Чтобы научить человека ощущать богатство и величие русского языка, надо развивать его вкус, учить слышать музыку слова. Ребёнок должен получать наслаждение от общения с искусством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования его творческой личности. Уроки чтения провожу так, чтобы через произведения великих мастеров русского слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, С.А.Есенина дети открыли для себя красоту окружающего нас мира. Такие уроки чтения создают условия для развития воображения, фантазии, активизации познавательной деятельности, проявление и реализации творческих способностей детей. Ребята записывают поэтические строки, которые «обожгли их своей красотой», в творческой тетради. Эти словесные «шкатулки» помогают детям при написании сочинений. Сочинение - высшая форма проявления способностей ребёнка, требующая от него высокого, эмоционального напряжения. Детям нравится быть в роли автора. При написании сочинения ученик выражает свои мысли и чувства. Постепенно шаг за шагом растёт мастерство моих учеников. В их работах проявляется настроение, эмоциональное отношение к событиям, подмечают превращения в окружающем мире. Дети используют в своих работах приёмы олицетворения и сравнения, говорят языком образов. Огромное внимание уделяю анализу сочинений: вместе обсуждаем, корректируем, ищем удачные работы. Предлагая тему сочинения, учитываю интерес, важность для ребёнка в данный момент, его внутреннее чувство. Каждая работа - результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть гладким и ровным. Это форма мысли и творчества. Как показал опыт работы, регулярное включение в учебный процесс разноуровневых заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимает творческую активность всех учеников класса. Процесс становления творческой личности - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет. Результат первого этапа - поэтические страницы ребят, с которыми знакомятся родители и ученики. Творчество должно привести к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти своё место в жизни, быть нужным и полезным людям - вот это и будет главным результатом моей работы.





© 2010-2022