Конспект урока Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 »

Южноуральского городского округа

457040, г. Южноуральск, Челябинская область, Российская Федерация

ул. Куйбышева, 33, тел.(35134)438-13, (35134) 434-33, e-mail: [email protected]












«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»:

конспект урока.

Русский язык.

3 класс





Урок разработан:

учителем начальных классов

Созоновой М.В.






Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».


Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка Домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

- Индивидуальная работа (у доски).

Разобрать слова по составу: перелесок, подставка, подружка.

-Фронтальная работа.

*Выпишите из текста слова в 2 группы (Слайд №2 + карточки с текстом на каждой парте): с приставками, с предлогами. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Текст на карточках: (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. Труд и (на)кормит, и (на)учит. (На)говорил столько, что в шапку не (со)берёшь. Хорошее слово (до)сердца дойдёт. (Со)счастьем хорошо и (по)грибы ходить. (С)лодырем (по)ведешься, горя (на)берёшься. (От) копеечной свечки Москва (с)горела.

*Проверка выполненной работы (Слайды №3-4).

- Назовите слова, перед которыми не может быть предлогов.

- Какой частью речи они являются? (глаголы)

*Проверка индивидуальной работы (разбор у доски).

*Замените одним словом и запишите (письмо у доски):

  • Снежная буря (вьюга).

  • Домики для пчёл (ульи).

  • Мать, отец, дети (семья).

- Что общего в правописании этих слов?

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?


  1. Самоопределение к деятельности (грамматическая сказка).

- Послушайте сказку. Жил был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды он писал диктант (Слайд №5).

-Ой, ой, ой! - испугались неправильно написанные слова. - В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? - удивился Незнайкин.

- Ничего-то ты не знаешь! - горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. - В этих словах мы обозначаем по два звука, но делаем это с помощью твёрдого знака, который ставится после приставки, и мягкого знака, который ставится после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- С правописанием, какого знака мы знакомились? - Как думаете, что узнаем сегодня на уроке?


  1. Работа по теме урока.

- Незнайкин потерял помощников и написал диктант с ошибками. Поставим Ь и Ъ на место и запишем без ошибок предложение (Слайд №5). Вспомним, что говорили гласные: Е, Ё, Ю, Я. Когда они обозначают два звука, к ним приходят помощники - разделительные Ъ и Ь.

*Комментированное письмо у доски -Съем кашу, пью воду, веду съёмку,

забить колья.

.

- Выделим приставки, подчеркнём Ъ и Ь.

*Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ.

- Образуйте имена существительные с корнем -езд-, используя приставки

вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Приставки выделите.

- А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-, и запишите их.

-Почему в этих словах вы написали Ъ? Приставки выделите, подчеркните Ъ и впередистоящую букву.

- На какие буквы заканчиваются приставки в первой группе слов? Во второй?

*Упражнения в написании слов с Ъ (Слайд №6)

Комментированное письмо у доски.

- Сделаем вывод, когда пишется Ъ? Проверим по учебнику стр.134.

- Есть ещё другие случаи, когда надо писать Ъ (Слайд №7) - чтение вслух.


  1. Физминутка (Слайд №8).


  1. Продолжение работы по теме урока.

Упр. 264 (с.134)

*Самостоятельное выполнение. Поверка.

- Назовите приставки, после которых написали Ъ.

- Перед какими буквами корня он стоит?

- Прочитайте ещё раз сведения о языке, закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.

*Весёлые стихи (слайд №9 - восприятие на слух и выделение слов с Ъ и Ь)

- Послушайте весёлые стихи. Услышав слово, в котором есть разделительный Ь - поднимем руки вверх; если в слове разделительный Ъ - хлопните в ладоши.

Как-то в блюдечке варенья

Я нашёл стихотворенье.

Я, конечно, сразу съел,

И теперь для продолженья

Этого стихотворенья

Нет ни капельки варенья.

Всё вокруг объято страхом -

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

*Работа по учебнику. Упр. 266

- Вспомните, что общего у букв Ъ и Ь? (Они не обозначают звука)

В словах упр.266 нужно записать слова, обозначая звуки буквами. Где спрятались Ъ и Ь. Письмо у доски (подчёркиваем Ъ и Ь, буквы впередистоящие, приставки).

- Почему в слове съезд нужно писать разделительный Ъ?

- В каких словах Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука? Какую роль он выполняет в слове ружьё?


  1. Рефлексия (Слайд №10).

-Мальчик Коля составил из букв слова, но забыл когда пишется Ъ, а когда Ь. Помогите ему. Спишите, вставляя где нужно Ъ, где нужно Ь.

Самостоятельная работа.

*Взаимопроверка.

- В каком слове нет ни Ъ, ни Ь? (переехал)


  1. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

*Самооценка.

*Домашнее задание упр. 265 (обратить внимание на стихотворение, есть слово, в котором нужно выполнить звукобуквенный разбор).

4


© 2010-2022