- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект по развитию детской одарённости в начальной школе Достояние Республики
Проект по развитию детской одарённости в начальной школе Достояние Республики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузьмина М.М. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Достояние Республики»
(программа работы с одаренными детьми в начальной школе МБОУ «СОШ № 90»)
1.Аннотация проекта 2.Пояс записка: актуаль цель, задачи, Сроки реализации 3. Этапы. Содержание и методы реализации проекта, механизмы, план реализации программы Основные формы работы: исследоват работы учащихся Ресурсная база реализации, психолого-педагогич сопровозждение, матер обеспечение Ожидаемые результаты и промежуточные Показатели эффективности реализации пр, методы оценки успешности и эффективности
Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
-
это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
-
в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
-
в школе должны быть свои традиции.
-
школа должна давать современное образование.
-
в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
«Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
2. Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
3. Задачи:
-
Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе.
-
Совместно с родителями поддерживать ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
-
Создать условия для самореализации одарённых детей.
-
Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.
-
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
-
Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными учащимися.
-
Внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме портфолио.
-
Формировать навыки познавательно-исследовательской работы.
-
Организовывать мероприятия, стимулирующие любознательность ребенка и обеспечивающие возможности развития его индивидуальности.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Этапы реализации проекта
-
Проектировочный 2011-2012 учебный год.
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
-
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
-
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
-
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
-
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2012-2013 учебный год - экспериментальный
Цель:
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
-
Диагностика склонностей учащихся.
-
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
-
Адаптация учебных программ, программ факультативов.
-
Повышение квалификации педагогов.
2013-2014 учебный год - переход в режим функционирования и пролонгация опыта работы
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
-
Анализ итогов реализации программы.
-
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
-
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
-
Обобщение результатов работы школы.
-
Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения: проектор, проекционный экран, ноутбук, интерактивная доска).
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных
детей; - мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
5. Содержание деятельности и методы реализации проекта
1) Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
-
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
-
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
-
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
-
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
5) Основные формы работы с одаренными учащимися:
-
факультативы;
-
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
-
научно-практические конференции;
-
участие в олимпиадах;
-
конкурсы;
-
предметные недели (декады);
-
кружки по интересам;
-
работа по индивидуальным планам;
-
развивающая программа педагога-психолога «Сказки планеты Магнолия»;
-
викторины, КВНы,
-
проведение нестандартных форм уроков (урок - КВН, урок-сказка, урок - путешествие, урок - игра, урок - творческая мастерская)
-
клуб любителей живописи (выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»)
-
Проектные уроки
-
Спортивные мероприятия (Веселые старты, Праздник здоровья)
-
Встречи с учеными
Идеи к семинару Украш шк дет работами В папку: диск. На диске теория по одаренн список литер Методики исследован Карта наблюдения Методическая разработка КВНа,