Рабочая программа по игротерапии в 3 классе школа 8 вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по игротерапии в 3 классе школа 8 вида

«ИГРОТЕРАПИЯ»

3 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В российском обществе существует социальный заказ на игровые программы для детей с ограниченными возможностями. Осуществление игровых программ, ориентированных на эту категорию детей, является важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации инвалидов и важной стороной состояния игровой культуры общества, поскольку дети с ограниченными возможностями являются его частью.

Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребенка, в том числе ребенка-инвалида, осуществляется, во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом степени и вида его инвалидности, во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер (к последним следует отнести разные направления игротерапии, включая куклотерапию, театротерапию и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность. Целью уроков игротерапии является - развитие познавательной инициативы ребенка, его познавательных интересов. Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательных интересов являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия. Познавательные интересы имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием игровых технологий. Задачи: - повышение роста познавательной активности; - расширение и углубление познавательных интересов; - формирование желания учиться; Применяемый метод обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. Используется принцип постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционально радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Содержание программы строится на следующих принципах:

- принцип взаимной человечности;
- принцип постоянного поиска обходных (в обход физической
инвалидности, но при строгом учете ее форм) вариантов
решения проблем;
- принцип совместно-раздельной деятельности как основа человеческого

взаимодействия в труде и игре;
- принцип поиска разумной, для каждого индивидуальной меры
сочетания опеки и самостоятельности;
- принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой как

первичная, исходная форма самоутверждения;
- принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей с целью

их приумножения и развития. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. С этой целью используются следующие приемы: различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, конструкторы, настольные игры. Так же используютя дидактические игры. Путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Нравственное воспитание. Продуманность и целенаправленность воспитательного применения игр - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА:

1. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. - М., 1986.

2. Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 2001.

3. Программы для 0 - IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. - М., 1998.

4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.

5.Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.

6.Плешакова Е.П. Коррекционно - развивающие задания и упражнения. - В.,2007.

7.А.В. Белошинская. Математика и конструирование (в специальной коррекционной школе 8 вида)пособие для учителя. -М.,2002.

8.М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения во вспомогательной школе».














































Утверждаю

Директор МКС(К)ОУ С(К)ОШИ

п. Нижний Куранах

Борисова Н.А. ___________________

Календарно - тематическое планирование. Игротерапия 3 класс.34 часа.


тема

срок

1 четверть (9 часов)

1.

Игры на развитие внимания. Воображения. Игра «Дорисуй».

2.

Игры на формирование концентрации и устойчивости внимания Игра «Лабиринт»..

3.

Игры на развитие мелкой моторики. Графический диктант.

4.

Игры, упражнения на развитие внимания

5 -6

Игры на развитие восприятия. Игра «посмотри и узнай» «Составь из частей»

7.

Упражнения на развитие фонематического слуха

8.

Игры, упражнения на развитие памяти, внимания.

9.

Игры, упражнения на развитие логического мышления

2 четверть ( 7 часов)

1.

Игры на развитие воображение «Узнай ,что это и дорисуй»

2.

Игры, упражнения на развитие мышления «Установи сходства и различия»

3.

Игры и упражнения на развитие речи «Скажи наоборот»

4.

Игры на развитие мелкой моторики рук. игры с пластилином.

5.

Игры, упражнения на развитие памяти «Запомни и воспроизведи»

6.

Игры, упражнения на развитие воображения «Кто больше придумает и нарисует».

7.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Графический диктант.

3 четверть (10 часов).

1.

Упражнения на развитие логического мышления «магические квадраты».

2.

Упражнения на развитие координации движения «Тень» «Присоединяйся, если сможешь»

3.

Упражнения на развитие пространственной ориентировки «Менялки»

4.

Упражнения на развитие зрительной памяти «Наборщики»

5.

Упражнения на развитие смысловой памяти «Превращения слов»

6.

Упражнения на развитие слуховой памяти внимания «Дыхательные и голосовые упражнения»

7.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Вот помощники мои»

8.

Упражнения на развитие пространственной ориентировки «Графические диктанты»

9 -10

Упражнения на развитие логического мышления Геометрический конструктор. Повторение.

тема

срок

4 четверть.

1

Развитие мелкой моторики. Графические диктанты.

2

Геометрический конструктор.

3

Игры, упражнения на развитие памяти «Запомни пары слов» «Что изменилось?»

4

Игры, упражнения на развитие словесно - логического мышления «четвёртый лишнй»

5

Выкладывание крупой рисунка

6

Игры на развитие внимания «Путаница»

7

Игры, упражнения на развитие пространственной ориентировки.

8

Повторение.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»

МО «Алданский район»



Рабочая программа


по ИГРОТЕРАПИИ


3 КЛАСС





Составила: учитель начальных классов

Дуброва Наталья Александровна


2013 - 2014уч.год


© 2010-2022