Программа курса Основы смыслового чтения и работа с текстом для 4 класса

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» для 4 класса.

Введение. Ни для кого не секрет, что в век информационных технологий, книга отошла на второй план. А ведь именно чтение играет огромную роль в образовании, развитии и воспитании человека. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, с помощью чего изучают большинство учебных предметов, это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Это сила впечатления, рождаемая как художественными образами, так и глубиной интереса, вызываемого содержанием читаемого материала. Данный курс разработан для формирования у детей читательской деятельности. Чтобы каждый ребенок, открыв книгу, смог взять из неё то главное и интересное, о чём говорит автор, научился понимать и чувствовать слово, высказывать своё собственное мнение о прочитанном.

Пояснительная записка. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план предполагает занятия по литературному чтению четыре часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного учебного курса. Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением. Основная задача курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку. Курс рассчитан на 34 часа, изучается в 4 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению). Содержание курса включает следующее: - знания о значении книги и чтения; - виды литературных произведений; - приёмы работы с разными текстами; - использование интонационных и речевых средств; - умение проводить самоконтроль и самооценку. Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. На уроках используются разнообразные приёмы и формы работы: путешествие, экскурсия, лекция, утренник и другие. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.

Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

1. Вводное занятие. Что такое тема? (2 часа). Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению. Формирование умения определять тему произведения, тему отдельных частей произведения. Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по литературному чтению. Тема произведения. Фамилия автора и заглавие - начало знакомства с литературным произведением. Предположение темы произведения. Практическая работа по определению темы.
2. Значение чтения и книги.(2 часа). Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека. Экскурсия в школьную библиотеку. Рассказ работника библиотеки о значении книги для современного человека. Почему необходимо уметь пользоваться книгой. Ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой. Практическая работа: подбор нужной книги по данной ориентировке. 3. Чтение и учебная деятельность. (2часа). Связь читательской деятельности с процессом усвоения знаний. Умение аргументировать и отстаивать своё мнение. Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения. Чтение познавательного произведения. Получение полезной информации из литературного произведения. Обучая детей чтению, учим их учиться - способам действия с учебным материалом.
4. Умение понимать текст. (2 часа). Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту). Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.
5. Восприятие художественного текста. (3 часа). Целостное восприятие произведения. Восприятие читаемого «чувствами». Язык. Художественные средства выразительности. Жанровые особенности. Воспитание внимания к художественному слову. Знакомство с произведением. Эмоциональный настрой. Осмысление прочитанного. Главная мысль произведения. Функция слова в речи. Описания. Сравнения. Олицетворения. Характеристика героев. Своё отношение к герою. Приведение цитат с целью подтверждения своего ответа. Словесное рисование. Иллюстрирование (карандашный рисунок).
6. Составление плана художественного текста.(2 часа). Выработка устойчивых умений делить текст на смысловые части и составлять план. Умение ориентироваться в структуре текста. Смысловая часть, как её определить. Конкурс на лучшее деление текста на смысловые части. Составление графика рассказа (графическое обозначение части и мест стыков смысловых частей). Побуждение учащихся к аргументированию составленного графика. Постепенное сжатие смысловых частей до формулировки пункта плана. Выработка представления о структуре текста на базе эталонного плана.
7. Воспроизведение художественного текста.(2 часа). Умение анализировать произведение. Обучение выборочному пересказу. Выбор отрывков, которые относятся к героям или событиям. Составление плана. Рассказ о герое или событии по плану. Подготовка к рассказу о герое или событии. Выбор в тексте нужного материала. Нумерация отрывков текста. Подбор заголовков. Определение своего отношения к герою или событию, аргументирование выбора. Рассказ о герое или событии по плану.
8. Приёмы работы с научно-популярным текстом. (2 часа). Определение темы. Ориентирование в общем содержании. Выделение терминов, опорных знаков. Прикидка основных смысловых частей. Вычленение основной мысли. Умозаключение. Краткий пересказ. Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста. Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану. 9. Публицистический текст. (2 часа). Восприятие произведения. Язык. Средства выразительности. Жанровые особенности. Отличие от других видов тексов. Умение работать с публицистическим текстом. Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету.
10. Текст - описание. (2 часа). (Приложение 1). Отличие текста описания от повествования и рассуждения. Особенности текста-описания. Составление и запись текста-описания. Сравнение текстов описания, рассуждения и повествования. Выявление отличительных особенностей текста-описания от других видов текстов. (Нет событий, нет сюжета, изображены картины природы, отдельные предметы, картины, явления. Указание существенных признаков описываемого предмета или явления). Творческая работа: составление своего текста-описания. Представление работы.
11. Работа со стихотворением. (2 часа). (Приложение 2). Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух.. Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Эмоциональный настрой стихотворения. Использование образца (грамзаписи) с последующим его анализом, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста. Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения. 12. Формирование выразительного чтения. (2 часа). (Приложение 3). Умение анализировать произведение, использовать интонационные средства выразительности, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения. Определение скрытых чувств, подтекста. Если в произведении несколько героев, то выявляется эмоциональное восприятие поступка, состояние одного из героев. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия. Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения.
13. Поэтическая пауза и логическое ударение. (2 часа). Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении. Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения. Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями. Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли. (Наиболее трудный случай - это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний).
14. Составление памятки работы с текстом. (2 часа). (Приложение 4). Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения. Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах). 15. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. (2 часа). Использование следующих форм контроля и самоконтроля: внешний, или взаимоконтроль, и внутренний, или самоконтроль. I этап: работа направлена на выработку умения анализировать содержание в процессе и итоге чтения. II этап: внедрение системы проверочно-обучающих заданий к текстам. Использование приобретённых навыков работы с учебными текстами из книги при самостоятельном чтении. III этап: введение простейших форм моделирования содержания прочитанного, а именно: составление плана прочитанного текста и оценка результатов этой работы путём сопоставления планов, составленных учащимися, с эталонными планами. (Стимулирование многообразия вариантов, предлагаемых детьми, и их аргументирование).
16. Проверь себя. Практикум. (2 часа). (Приложение 5). Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением. Составление последовательности выполнения работы (проект). Защита своего проекта.
17. Литературный праздник. (1 час). (Приложение 6). Утренник. «По страницам книг любимых писателей». Встреча с профессором Читайкиным. Выступления учащихся: музыкальные номера песня и танец, чтение стихотворения и рассказ об авторе, сценка по произведению, инсценирование сказки. Выступления гостей, библиотекаря. Знакомство с новинками детской литературы. Коллективные игры на литературную тему.
В результате занятий курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» учащиеся должны:
Знать:

  • что такое тема произведения;
  • значение книги и чтения в жизни человека;
  • о неразрывности чтения и учебной деятельности;
  • различные виды текстов (художественный, научно-популярный, публицистический, текст-описание, стихотворение);
  • приёмы работы с различными видами текстов.

Уметь:
  • понимать текст;
  • воспринимать и воспроизводить текст;
  • делить текст на смысловые части;
  • составлять план текста;
  • выразительно читать текст;
  • использовать интонационные и речевые средства;
  • осмысленно пользоваться литературным языком;
  • составлять памятки работы с текстом;

Применять полученные знания в жизненных ситуациях:
  • для самостоятельного выбора книг;
  • для самостоятельного чтения книг;
  • для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;
  • для самоконтроля и самооценки понимания прочитанного.

Тематическое планирование.

Примерное планирование занятий

курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

по полугодиям.


№ п/п

Тема занятия.

Количество часов.


I полугодие.

8

1

Вводное занятие. Что такое тема?

1

2

Значение чтения и книги.

1

3

Чтение и учебная деятельность.

1

4

Умение понимать текст.

1

5

Восприятие художественного текста.

1

6

Составление плана художественного текста.

1

7

Воспроизведение художественного текста.

1

8

Приёмы работы с научно-популярным текстом.

1


II полугодие.

9

9

Публицистический текст.

1

10

Текст - описание.

1

11

Работа со стихотворением.

1

12

Формирование выразительного чтения.

1

13

Поэтическая пауза и логическое ударение.

1

14

Составление памятки работы с текстом.

1

15

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.

1

16

Проверь себя. Практикум.

1

17

Литературный праздник.

1


Итого:

17

Примерное планирование занятий

курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»


№ п/п

Тема занятия.

Количество часов.

1

Вводное занятие. Что такое тема?

2

2

Значение чтения и книги.

2

3

Чтение и учебная деятельность.

2

4

Умение понимать текст.

2

5

Восприятие художественного текста.

3

6

Составление плана художественного текста.

2

7

Воспроизведение художественного текста.

2

8

Приёмы работы с научно-популярным текстом.

2

9

Публицистический текст.

2

10

Текст - описание.

2

11

Работа со стихотворением.

2

12

Формирование выразительного чтения.

2

13

Поэтическая пауза и логическое ударение.

2

14

Составление памятки работы с текстом.

2

15

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.

2

16

Проверь себя. Практикум.

2

17

Литературный праздник.

2


Итого:

35

Литература для учителя.

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. - Москва: Педагогика, 1997.
  2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. - Москва: Просвещение, 1978.
  3. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. - Москва: Лайда 1994.
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - Москва: Просвещение, 1969.
  5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - Москва: Книга, 1972.
  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва: АРКТИ, 2001.
  7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - Москва: Педагогика, 1982.
  8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - Москва: Педагогика, 1980.
  9. Черемисинова Л.И. Изучение поэзии Даниила Хармса В начальной школе. - Издательство Саратовского педагогического института, 1994.

Литература для учащихся.

  1. В.Астафьев «Стрижонок Скрип».

  2. И.Бунин «Листопад».

  3. Л.Воронкова «Бедовая курица».

  4. М.Горький «Воробьишко».

  5. С.Есенин «Поёт зима аукает…»

  6. М.Исаковский «Ветер».

  7. Л.Квитко «Ветер».

  8. П.Лидов «Таня».

  9. Д.Мамин-Сибиряк « Приёмыш».

  10. С.Маршак «Ледоход».

  11. К.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом».

  12. М.Пришвин «Деревья в лесу», «Ребята и утята».

  13. Русская народная сказка «Снегурочка».

  14. Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).

  15. И.Соколов-Микитов «Всё ярче и ярче светит солнце».

  16. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».

  17. Отрывки произведений Л.Толстого, Е.Чарушина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, В.Осеевой.









Приложения.







































Приложение 1.

Текст-описание.


Рассказ-описание М.Пришвина «Деревья в лесу». Цель: помочь учащимся разобраться в специфике построения текста типа художественного описания, чтобы обеспечить его осознание; создать в воображении детей образные микрокартины и целостную картину зимнего леса, обращая их внимание на изобразительные средства, которые использует писатель; закрепить (стабилизировать) создавшиеся образы сначала в графических схемах, а затем в словесных и живописных рисунках детей.


Ход занятия. Вначале осуществляется подготовка к чтению текста и первичное ориентирование в нём. Прочитав заголовок и фамилию писателя, дети высказывают своё предположение о том, что рассказ о деревьях в зимнем лесу. Учитель активизирует опыт детей, выясняя, видели ли они зимний лес. Красив ли он? Что они там заметили интересного? Надо обратить внимание на то, что писатель тоже по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина. Рассказ читает учитель, учащиеся слушают с закрытыми глазами. После первичного чтения предлагается обменяться впечатлениями: что же поразило писателя в лесу? На что он обратил внимание? Учащиеся отметили: - В лесу его поразило, что было тепло и тихо. - Ёлки все в снегу, лапы повисли. - А берёзы согнулись, им тяжело от снега. - Он ещё много фигур увидал. Это разные кустики в снегу, пеньки. Я тоже видел такие. Мы видим, что ребята в основном сориентировались в тексте. Нам остаётся детализировать их представление путём вторичного чтения, зафиксировать внимание детей на художественных средствах. Перед повторным чтением и работой с текстом на доске появляются слова, которые облегчат учащимся их чтение и понимание: пороша, арка, кружевные арки; ель царствует, фигуры выразительны. - Сейчас мы будем читать рассказ целиком о зимнем лесе. В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте, мы входим в зимний лес. Читаем первые три предложения (вызываю ученика по желанию). - Что мы заметили в лесу? (Немножко снег метёт. Тихо и совсем тепло). - Идём дальше. Читаем до конца абзац (самостоятельное чтение). - Среди каких деревьев мы оказались вместе с писателем? (Мы оказались среди елей и берёз). - Ребята, а ели какие? Посмотрите, как их описывает автор. (Они «повесили громадные тяжёлые лапы»). - Посмотрите в тексте, как они стоят? (Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, тёмно-зелёные, а лапы повисли вниз от тяжести снега). - Давайте остановимся у берёзок, какие они? (Берёзы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки). - Прочитайте, что пишет автор о берёзках и елях, и обратите внимание, что ведут они себя по-разному. (Ель, как царица, стоит, такая гордая, а берёзка вся согнулась и как будто плачет). - Очень хорошо, молодцы! Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. А теперь немножко пройдём дальше и оглядимся внимательно. (Читает вслух ученик). - Чего же мы сразу не заметили? Ведь ели и берёзы отвлекли нас. (Там фигуры из снега разные). - Что про них сказал автор? (Они, как живые, хотят говорить, но стесняются). - И вот в тишине леса вдруг чуть-чуть зашептало. Что же это? (Это снежинки полетели, снег пошёл. Кажется, что фигурки зашептали). - Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво. Всё, что мы увидели, ребята, надо себе ясно представить и запомнить, поэтому мы будем рисовать сначала словесные картины, а дома вы нарисуете карандашами или красками. Но мы сначала ещё раз просмотрим текст. Каждый читает самостоятельно, тихо, «про себя», и набрасывает себе схему, те предметы, которые изобразит. - Прочитайте первую часть рассказа. Скажите, что будете изображать. На доске вместе с ответами учеников постепенно появляется схема к первой части, которую дети рисуют вместе с учителем и у себя в тетрадях: ели с опущенными лапами, согнутые берёзы с макушками в снегу. Обсуждается, как дети будут дома рисовать ёлки: как расположен ствол, ветки (уточняется ещё раз по тексту), в каком положении нарисуют берёзы (по тексту); обсуждается, какие будут использованы краски (карандаши): белые, зелёные, черные (лапы елей и стволы у берёз). После чтения второй части, решается, что будут нарисованы разные белые фигурки и падающие снежинки. После того, как объекты установлены, сверено их изображение, отобраны краски, учащиеся приступают к словесному рисованию. Учитель вначале предлагает ещё раз перечитать текст рассказа, закрыть глаза и мысленно представить себе картину леса. После этого, глядя на схему, дети изображают своими словами зимний лес. Перед этим учитель напоминает: - Нам надо не забыть в своих рисунках отразить «настроение» наших новых знакомых. Автор так их описал, что они, как живые, у них есть чувства, характер, они даже могут разговаривать. И своё отношение к ним надо выразить. - Вспомните, какие ели. (Гордые, прямые, стоят и смотрят сверху на весь лес, им снег не страшен, они не гнутся и не ломаются). - Как говорит писатель? (Царствуют). - А берёзы? (Они, бедные, согнулись, плачут, им грустно). - Про фигурки что скажем? (Они как будто разговаривают). - Автор говорит - выразительные. Наверное, у каждой фигурки своя поза, они похожи бывают на зверей, предметы. Далее следует коллективное словесное рисование. Дети дополняют детали, о которых забыл выступающий ученик, а чтобы они были достоверными, возвращаются к тексту. После, учитель рисует свою словесную картину. «Вхожу в лес и поражаюсь: кругом тишина, тепло. А деревья стоят как завороженные, заколдованные в этом белом безмолвии. Гордо смотрят на всех прямые, царственные ели. Их лапы повисли под тяжестью снега. Лапы крупные, снег красиво улёгся на них шапками, рукавицами. А вот рядом берёзки. Они согнулись, и верхушки касаются снега. Образовались кружевные ворота-арки. Красивы берёзы, но им грустно и хочется плакать: тяжело под снегом. Но что это за существа? Дальше на небольшой полянке я увидела странные снежные фигурки, похожие на разных зверей. Они такие выразительные, как будто живые. А когда посыпались снежинки, то показалось, что они шепчутся. Так было красиво в лесу, что не хотелось уходить». - Я тоже дома нарисую картину зимнего леса, в котором мы были вместе с писателем, но эта картина авторская и должна соответствовать тексту. Выявление отличительных особенностей текста-описания от других видов текстов. (Нет событий, нет сюжета, изображены картины природы, отдельные предметы, картины, явления.) Заключительным этапом работы является творческая работа в группах. Дети коллективно составляют свой вариант текста-описания; представляют свою работу, доказывая, что это текст-описание. На данном занятии работа над словесным рисованием сочеталась с логической, смысловой работой, умением «видеть» структуру текста, последовательность его содержания. На основе картины осуществлялось выразительное рассказывание и чтение.

Приложение 2.

Работа со стихотворением.


«Привет тебе, моя любовь, Россия!» Цель: развивать умение учащихся читать, воспринимать поэтические произведения, донести до учащихся чувства и мысли человека, всем сердцем любящего свою Родину, воспитывать в детях патриотизм, добрые чувства гражданина своей страны.


Ход занятия.


И все пройдя пути морские,

И все земные царства дней,

Я слова не найду нежней,

Чем имя звучное: Россия.

К. Бальмонт.


Занятие начинается с чтения лирической миниатюры В.Бочарникова «Водополица»: «Вешнее солнце!.. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось. Падает снег, со всех полевых, лесных и луговых высоток ударились в бег ручьи шумные, разгонистые, хмельные. Заволновались, закипели, забушевали речки. Звени, бушуй, зови, водополица, показывай свои первые травы, своих первых птиц и зверей, которых ты подняла на ноги, и своих рыб, которые всплёскивают так, что брызги взлетают и волны ходят кругами. А какие запахи - от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: «Каждый весенний день - праздник». Учитель. - Какие ассоциации возникли вас, когда вы слушали описание такого природного явления, как водополица? Рассуждения детей: пробуждение, цветение, свет, солнце, одухотворённость. Радость, начало первоцвета, любовь. Все слова записать на доске. - Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к поэту, знакомство с которым у нас сегодня состоится? Рассуждения детей. Учитель обобщает их ответы. «Когда слушаешь Бальмонта, - писал А.Блок, - всегда слушаешь весну». Это верно. Бальмонта называли поэтом Солнца, «Паганини русского стиха». (Попутно следует справка о великом скрипаче и композиторе, исполнителе, виртуозе, совершившим переворот в технике игры на скрипке). Свои жизнеутверждающие стихи поэт посвятил родной земле, России, природе. Изучив 16 языков, на особом, 17-м языке, на бальмонтовском, объясняется он в любви к природе, к тем местам, где родился и вырос. Сначала ученики читают отрывок из очерка поэта «Воробьёныш», а затем читают стихотворение «Где б я ни странствовал». «Моя первая любовь - деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь - насыщенное Солнцем весеннее утро, и я сам, лет четырёх, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми большими кустами лиловой и белой сирени, вокруг которых вьются безмолвные бабочки жёлтые, белые и красноватые, и реют и мелькают с непрерывным звоном пчёлы, такие мохнатые и добрые, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели, которые совершенно торжественны, и пёстрые мухи, которые не похожи на тех, что звенят о стёкла окон в доме».
* * * Где б я ни странствовал, везде припоминаю Мои душистые леса. Болота и поля, в полях - от краю и до краю - Родимых кашек полоса. Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу Мои родные васильки. И, в прошлое открыв таинственную дверцу, Схожу я к берегу реки. У старой мельницы привязанная лодка, - Я льну к прохладе серебра. И так чарующе и так узывно-чётко Душа поёт: «Вернись. Пора». Учитель. - О чём это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его? Рассуждения детей.

  • Он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого.
  • Помнит запах леса, поля, болота, родные его сердцу васильки.
  • Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебристую гладь реки.
  • Обо всём, что он вспоминает, поэт пишет моё.
  • Каждая строка стихотворения передаёт любовь поэта к России, душевную память о ней, непреодолимое желание снова оказаться там, в тех местах.
Учитель. - К.Д.Бальмонт много путешествовал, а в январе 1912 года, отчалив из Лондона на английском корабле, он пересёк океан и совершил кругосветное плаванье, посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию. Бальмонт тоскует по родине, тоскует постоянно. Покинув Россию, он помнит «её душистые поля», берег любимой реки, ему постоянно слышится «Вернись, Пора». «Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский». «Как верно, очаровательно сейчас в русском лесу, в русской деревенской глуши. Вот где бы я хотел быть», - признаётся в письмах Бальмонт. Ученики выразительно читают стихотворение поэта «Глушь».
Луг, болото, поле, поле, Над речонкой ивы. Сладко дышится на воле! Все цветы красивы!
Всё здесь нежит глаз и ухо Ласкою весёлой. Прожужжала где-то муха, Шмель гудит тяжёлый. Всюду - божие коровки, Розовые кашки, Жёлто-белые головки Полевой ромашки.
Нежно-тонки очертанья Задремавшей дали… Полно, разве есть страданья? Разве есть печали?


Учитель. - Почему стихотворение называется «Глушь»? - Каким настроением оно проникнуто? - Что пленяет поэта в деревенской глуши? А вас? - Объясни смысл четвёртой строфы. - Так какую же Россию любит поэт? Ответы детей. Учитель. - Сознавая свою горькую разлуку с родиной, свой внутренний долг перед ней, Бальмонт как завещание оставил такие слова: «Да пошлёт Судьба той стране, которая дала мне жизнь и многотравные луга плодородные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчётные стада коров с тяжёлым выменем, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России…» - А что вы пожелаете своей стране? Напишите, можно стихами. Творческая работа. Проверка Это и есть итог занятия.

Приложение 3.

Формирование выразительного чтения.


И Бунин «Листопад». Цель: Научить использовать интонационные средства выразительности, формировать умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.

Ход занятия.


При подготовке к чтению и первичной ориентировке в тексте учитель переносит детей в золотую осень. - Ребята, чем интересна пора золотой осени? Дети делятся впечатлениями из личного опыта. - Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник? А вот на известной вам картине И.Левитана краски богаче. Посмотрите. Далее учитель сообщает, что читать они будут прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени; показывает иллюстрированную книгу «Листопад», предлагает её прочитать дома целиком, поясняет слово «терем». Первичное восприятие текста осуществляется в процессе чтения произведения подготовленным учеником. - Как вы думаете, почему И.Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный пёстрый - лиловый, жёлто-золотой. красный.) - Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает весёлым, и сам радуется золотой осени). Вторичное осмысленное восприятие. Чтение и работа с текстом. - А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает поэт в свой терем, как он «построен» и где стоит. Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения. Дети читают первые десять строк. - Итак, отметим ещё раз краски-слова, которые нам понадобятся для рисования - «постройки терема» (ребята читают первое четверостишие). А теперь посмотрим «строительный материал» (читаются следующие шесть строк). Ребята отмечают, что терем состоит из жёлтых берёзок. - Как они стоят? Прочитайте. (Будто жёлтою резьбою блестят в лазури голубой). - Смотрите внимательно, какая рисуется картина: берёзки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что ещё входит в наш терем? (Ёлочки стоят, как вышки, они тёмно-зелёные.) - Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Есть ещё клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у клёнов? (Они золотые, красные, багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, жёлто-красные, очень красивые). - Ну, вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между клёнами в листве есть просвет в небо, как оконце). - Где стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают). - Так, где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора). - Очень хорошо! Посмотрим, как изображён двор. Найдите этот отрывок. Прочитайте его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И ещё во дворе летает, поэт говорит - « играет», белый последний мотылёк. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине). - Красив наш двор? Давайте вместе «нарисуем» и терем расписной и двор. - Перечитаем всё стихотворение всё до конца вслух. Далее «рисуются» словесные «картины». Учитель неназойливо возвращает детей к тексту, чтобы «уточнить рисунок». Сначала «собираются» ещё раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова: цвет - лиловый, золотой, багряный, жёлтый, зелёный, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый). - Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь ещё раз назовите «объекты» - что будет нарисовано. (Голубое небо. Редкие жёлтые берёзы на фоне неба. Стройные зелёные ёлочки. В лесу между деревьями просветы - оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылёк). - Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить ещё тишину, «мёртвое молчание», как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен, деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шелестят уже сухие листочки). - Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закройте глаза. Представьте себе всю картину целиком. Ну а теперь будем читать так. Чтобы все, кто слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвую тишину». Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Выбирается последнее, но дети говорят, что ещё надо передать и восхищение картиной - ведь им нравится картина леса. Учитель замечает, что при чтении следует выделять те слова, которые уже нашли, - это основные объекты картины: лес, берёзы, ёлочки, клёны, оконца, поляна, паутина, мотылёк. Читается первая часть стихотворения до обобщения: «Сегодня так светло кругом…» Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учётом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть. - Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: «Сегодня так светло кругом, такое мёртвое молчанье». Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). - Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, подчёркивает её исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитайте, подчёркивая эти слова. Учащиеся читают текст насколько раз, пробуя интонацию. Последнее замечание, которое делает учитель по чтению перед выразительным чтением всего стихотворения: - Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки надо произносить с малым ударением, потому что они рифмуются, и это надо показать. И ещё обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз: …на паутине замирает, пригретый солнечным теплом. - После этой фразы делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова «лес» и перед каждым перечислением красок леса (на доске даётся разметка): Лес, / точно терем расписной, / Лиловый, / золотой, / багряный, / Весёлой, / пёстрою стеной / Стоит над светлою поляной. Дальнейшая разметка проводится на карточках. Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения. Выразительное чтение всего стихотворения. Дома дети по желанию заучивают стихотворение наизусть.









Приложение 4.


Памятка

Как подготовиться к выразительному чтению.

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  3. Мысленно представь себе их.

  4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

  5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.

  6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

  7. Прочитай текст выразительно.

Памятка

Как нарисовать словесную картину к рассказу.

  1. Перечитай отрывок из рассказа.

  2. Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них).

  3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

  4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

  5. Представь свою картинку.

  6. Расскажи о каждой картинке.



Приложение 5.

Проверь себя. Практикум.


Цель: Проверить знания учащихся, полученных на занятиях факультативного курса «Живое слово», умение использовать полученные знания для работы с текстами разных жанров на практике.

Ход занятия.
В начале занятия учитель предлагает детям объединиться в группы для работы. Первое задание «Тест».

  1. Что такое текст?
а) Несколько слов по данной теме. б) Несколько предложений по данной теме. в) Несколько предложений, связанных между собой по смыслу. 2. Что такое тема текста? а) Заголовок. б) Главная мысль. в) Главный герой произведения. 3. Что значит понять текст? а) Прочитать и понять главную мысль. б) Прочитать и нарисовать словесную картину. в) Прочитать и составить план.

4. Составить план текста, это: а) Поделить его на части. б) Озаглавить текст. в) Поделить на части и озаглавить каждую часть.

5. Воспроизвести текст, это: а) Пересказать прочитанное. б) Составить план произведения. в) Нарисовать словесную картину.

6. Выразительное чтение это: а) Выразить своё отношение к прочитанному. б) Донести до слушателя смысл с помощью интонации. в) Чтение с использованием мимики и жестов.

7. Поэтическая пауза, это: а) Задуманная автором смысловая остановка. б) Остановка, чтобы перевести дыхание. в) Пауза для просмотра текста.

8. Какой текст чаще всего печатается в газетах? а) Художественный. б) Публицистический. в) Научно-популярный.

9. Как ты понимаешь «САМОКОНТРОЛЬ»? а) Проверить свои знания. б) Контрольная работа по данной теме. в) Проверить правильность выполнения задания.

10. Каково значение чтения и книги для тебя? (Напиши).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверка по образцу (1 - 9 вопросы), самооценка. Ответ на 10-й вопрос дети озвучивают по желанию.
Каждая группа получает задание: коллективно составить проект работы с текстом, озвучить и защитить свой проект (на основе знаний, полученных на занятиях факультативного курса). Дети имеют памятки работы с текстом. В каждой группе есть алгоритм групповой работы.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2. Выслушать мнение каждого. 3. Найти общее решение. 4. Выбрать выступающего.
Текст 1. …У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов…
Текст 2. …В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, а они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно темнело, и цвет его напоминал свинец.
Текст 3. Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает талую влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых листочков. В чистом поле клён бывает одиноким, но чаще он живёт рядом с дубом и липой. Вместе с липой он защищает дуб от знойного или холодного степного ветра. Когда клён цветёт, пчёлы и шмели забывают о других деревьях. Быстро, легко и весело работают они на клёнах, ищут в жёлтых соцветиях дерева капли сладкого сока.
Текст 4. Иду по берегу бухты. Снуют птички на берегу, таскают на гнездо пучки сухих водорослей. Волны лениво выбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налёт соли. И вдруг… что это? Почудилось, что один из пляжных камешков перебежал мне дорогу. Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они лежали неподвижно. В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах. Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в неё. Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нём оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.
Учащиеся выступают со своими проектами, анализируют выступления друг друга.
Творческая работа: написание своего текста по данному началу. 1 группа. Чёрное небо пылало бесчисленными звёздами. Что это было за небо! ...
2 группа. На юге последние лучи солнца малиновыми пятнами горят на стволах деревьев…
3 группа. Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков…
4 группа. Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны…
Смотр творческих работ. (Продолжение текста по данному началу, художественное оформление).
































Приложение 6.


Литературный праздник.


Утренник: «По страницам книг любимых писателей».
Зал оформлен: название праздника, портреты писателей, выставка книг, рисунки учащихся к любимым произведениям, поделки. Приглашены: учащиеся начальной школы, учителя, библиотекарь Бакаева Наталья Петровна, родители учащихся.

Ход занятия: Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный праздник. Давайте все вместе прочитаем его название: «По страницам книг любимых писателей». Входит профессор Читайкин. Профессор Читайкин: Дорогие ребята, я огорчен, я только что встретил нашего библиотекаря Наталью Петровну и узнал, что дети перестали читать книги. Я не поверил и решил убедиться лично. Вы читаете книги? - ДА! Профессор Читайкин: Тогда ответьте на мои вопросы. Откуда эти волшебные слова?

  • «Крекс, фекс, пекс». (А.Толстой «Золотой ключик»).
  • «Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!» (Медведев «Баранкин, будь человеком»).
Какие волшебные средства были у:
  • Оле-Лукойе (Зонтик)
  • Маленького Мука (Туфли и тросточка)
  • Элли (Серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свиток).

Как путешествовали:
  • На крышу Малыш (с Карлсоном)
  • Из норы крота в тёплые края Дюймовочка (На ласточке)
Кто так учился?
  • «По русскому языку я так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было - это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу по арифметике». (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».)
Профессор Читайкин: Ай, ай, ай! Как много вы ещё не знаете! Ведущий: Извините, пожалуйста, профессор Читайкин, но у нас есть ребята, которые ещё только учатся читать, это первоклассники. Они приготовили для нас шуточную песенку: «УРОК». Музыка: Слова: Выступление учащихся первого класса.
Ведущий: Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Книги - это маяки в океане времени». Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? (Свободные высказывания детей). Ведущий: Они вводят нас в мир литературы, в мир сказок, путешествий, приключений. Кому должны читатели сказать слова благодарности? Конечно же авторам этих книг. Подходит к выставке книг и портретам писателей. Ведущий: Ребята, кто может назвать нам знакомых авторов и их произведения? (Свободные высказывания детей). Ведущий: А сейчас ребята 3 «А» класса расскажут нам о Константине Бальмонте, прочитают его стихотворение. Учащиеся рассказывают об авторе и читают его стихотворение «Капля». Коллективная песня на мотив «Бременские музыканты». Ничего на свете лучше нету, Чем читать журналы и газеты, С умной книгой каждый день встречаться, Знаний и умений набираться.
Мы читаем про моря и страны, Про животных, птиц и великанов. В сказки тоже нам открыты двери - Мы пойдём за Машей и Емелей.
Встречу эту все мы долго ждали, И не мало книг мы прочитали. Праздник мы читателя устроим, Лень, тоску и скуку мы прогоним.
Ведущий: И так, ребята, наш праздник продолжается. Я приглашаю вас в гости к сказке. А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Свободные высказывания детей). Ведущий: Сказки - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», - говорил английский философ и писатель Френсис Бэкон. Знакомимся мы со сказками по-разному: в начале их рассказывают нам мамы и папы, бабушки и дедушки, затем мы с удовольствием смотрим фильмы-сказки по телевизору, а позже, научившись читать, зачитываемся ими сами. Ребята из второго класса покажут нам русскую народную сказку «Каша из топора». Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора». Ведущий: Всё, что создано умом, Всё, к чему душа стремится, Как янтарь на дне морском, В книгах бережно хранится. В каждом доме есть книги, и среди них обязательно найдутся любимые. Ведь дом без книги, как день без солнца. А вот ребятам из 3 «Б» класса понравилось стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»
Ведущий: Сказки можно не только рассказывать, но ещё петь и танцевать. Ребята из четвёртого класса подготовили танец «Город сказок». Выступление учащихся четвёртого класса.
Профессор Читайкин: Ребята, я пригласил к вам на праздник библиотекаря Наталью Петровну. Выступление библиотекаря «Зачем нужно читать книги? Что можно из них узнать?»
Общая песня «УЛЫБКА».
Ведущий: Какой вывод для каждого можно сделать в заключение нашего праздника? (Свободные высказывания детей).
Ведущий: Спасибо. До свидания.


© 2010-2022