Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками

ГУ «Средняя школа №8 имени А.П.Гайдара»

отдела образования города Степногорска








Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками














Вострикова Елена Степановна

учитель начальных классов




2015г.

Методическая разработка урока литературы в 4 классе

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Тип урока: урок изучения лирического произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», углубленная работа с текстом. Автор разработки урока: Вострикова Елена Степановна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение: ГУ «Средняя школа №8 имени А.П.Гайдара» отдела образования города Степногорска. Задачи:

  • развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке;
  • формировать творческое воображение через умение представлять картины;
  • работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления;
  • развивать речь учащихся, умение работать в группах;
  • воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Цели:
  • обучать анализу лирического произведения;
  • уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах;
  • развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы;
  • совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности;
  • развивать умение вести диалог.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка). Образовательные технологии, использование программно-педагогических средств:
  • прослушивание музыки;
  • использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой,
  • работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления,
  • работа в группах (творческие мастерские),
  • работа в парах,
  • ученики-эксперты.
Планируемые результаты: Личностные - понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения. Метапредметные - познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование, моделирование понятия, умение использовать главу текста, структурировать знания по теме урока . Предметные - умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями. Оборудование : 1) Учебник «Литература», Павленко В. 2) Даль В.И. « Толковый словарь русского языка». 3) Презентация (см. приложение) с музыкальным сопровождением (музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.) 4) Карточки для заполнения. Шаблоны.



Ход урока. 1. Организационный момент. Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец» 2. Актуализация знаний. ( 1 слайд) Эпиграф к уроку:

«Каждый понимает счастье по-своему.

У каждого оно свое…»

К.Г.Паустовский. - Можем ли мы сразу обозначить тему урока, и какую роль в этом играет музыка? Высказывания детей. 3. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами определяют цели урока. « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». - Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. 4. Проверка домашнего задания: сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э.Григе. (2,3 слайды) - портреты, даты. 1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. 2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки. - О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (о композиторе Эдварде Григе) 3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. 4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. - Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. 5. Открытие новых знаний. Самостоятельная работа в группах. (4 группы) - Своим творчеством великие люди побуждают нас… (4 слайд). - Закончите высказывание. ( Работа в группах в технике «Мозговой штурм») Звучит музыка Э. Грига. Правила работы в технике мозгового штурма (5 слайд):

  • Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
  • Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
  • Приветствуются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
  • Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
  • Главная цель - получить как можно больше идей.
Высказывание идей по группам. Общий вывод. - А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4) - О чем говорится в каждой части? (6 слайд) 1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте. - Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки. Заполнение бланков. Работают в группах. (В это время звучит музыка Э.Грига "Хольберг. Сюита"). - Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план (7 слайд) 1. Встреча. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях. 4. На концерте. 6. Словарно-лексическая работа. (Во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры) Каждая группа получает карточки с толкованием слов и словосочетаний из текста. На слайде группы слов и словосочетаний, соответствующие толкованиям. Задача каждой группы - найти слова, соответствующие толкованиям данным на карточках, найти их в тексте, зачитать. Работа с текстом, словарем. Четыре группы слов и словосочетаний соответствуют четырем частям текста. По мере анализа толкования слов ведется краткий пересказ текста и зачитывание отдельных эпизодов. 7. Физкультминутка. «На лесной полянке» (8 слайд) 8. Включение в систему знаний и повторение. - Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро". (прослушивание музыки) - Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.) - Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже. - Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (слезы благодарности) - Какое время года описывает в рассказе Паустовский? (осень, зиму, лето - белые ночи) Задание каждой группе (9 слайд): 1 группа - описание лета, белых ночей. 2 группа - описание музыки. 3 группа - описание зимы. 4 группа - описание осени. Прием «Двойной дневник ». (10 слайд) В таблице учащиеся слева записывают описание из текста, справа своё. (звучит музыка "Концерт для фортепиано с оркестром" (№ 12) 9. Итог урока. - Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны. - Так чему же учит это произведение? Цитаты: (11, 12 слайды) Все хорошее в природе - от солнца; А все лучшее в жизни - от человека. М. Пришвин. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. В.А.Сухомлинский. Высказывания детей. (Надо жить, принося радость другим людям) 10. Рефлексия. (13 слайд) - В произведении Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки (по два шаблона для каждой команды). Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали вам надо закрасить одну из шишек красным цветом. Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым. Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки. Ученики-эксперты оценивают работу на уроке своих одноклассников. Выделяют и аргументируют свой выбор. 11. Домашнее задание. (14 слайд) - пересказ понравившегося отрывка из произведения; - иллюстрации к произведению.



Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками Приложение.



Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками







Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками






Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками





Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками




Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками


Конспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишкамиКонспект урока литературного чтения Корзина с еловыми шишками
© 2010-2022