Программа внеурочной деятельности Умелые ручки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

Пояснительная записка Программа разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, и рассчитана на 1 год обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 1 час в неделю (из расчёта 34 учебных недель) Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Программа «Умелые ручки» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах. Занятия по данной программе заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

В программу «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.


Педагогические принципы: - принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся; - принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог; - принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса; - принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся В результате обучения школьники должны знать:

  • - названия и назначение инструментов;
  • - названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • - правила организации рабочего места;
  • - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
уметь:
  • - правильно организовать рабочее место;
  • - пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
  • - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • - выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
  • - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие

правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов.
  • деятельность должна соответствовать возможностям учащихся
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  • связи теории с практикой
  • систематичности и последовательности;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, выставка, творческий конкурс. Основной вид занятий - практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский. Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий. Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
Оборудование (материалы, инструменты, приспособления) используемое на занятиях: рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, фольга, яичная скорлупа, пуговицы, пластилин. Основные составляющие занятий:
  • воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
  • организация рабочего места
  • повторение пройденного материала
Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:
  • инструктажи:
вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов, анализ, оценка работ
  • приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки» Прогнозируемый результат: Скоординированы движения кистей рук воспитанников; - развито творческое воображение у воспитанников; - сформирован интерес к творческой деятельности; - развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.










РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.


I. «Работа с бумагой и картоном». (13 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги - способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие - развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.


II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

III. «Работа с тканью». (4 часа)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

IV. «Рукоделие из ниток». (5 часов)

Нитки - один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.


V. «Работа с бросовым материалом». (6 часов)

«Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

п/п

Тема занятия

Техника

ч

5.09

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

Работа с природным материалом

4

8.09

2.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1

15.09

3

Поделки из кленовых «парашутиков».

Аппликация.

1

22.09

4

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1

29.09

5

Объемные фигурки зверей из природного материала.

Коллективная композиция.

1

Работа с бумагой и картоном

13

6.10

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Собачка»

Оригами

1

13.10

7.

Беседа « Как появились ножницы». Объемные цветы в технике «Кусудами»

Вырезание.

1

20.10

8.

Рамка для фотографии «Медвежонок»

Аппликация, вырезание.

1

5.11

9.

Рамка для фотографии «Медвежонок» Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1

10.11

10

Тюльпаны из гофрированной бумаги.

Объемная аппликация

1

17.11

11

Тюльпаны из гофрированной бумаги. Продолжение.

Объемная аппликация

1

24.11

12

Букет из роз.

Моделирование.

1

1.12

13

Букет из роз.

Моделирование.

1

8.12

14

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1

15.12

15

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1

22.12

16

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1

12.01

17

Бумажная композиция (мозаика)

Аппликация

19.01

18

Бумажная композиция. Продолжение.

Аппликация.

III. «Работа с тканью»

4

26.01

19

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1

2.02

20

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1

9.02

21

Мягкая игрушка «Клоун» Раскрой и подготовка деталей

Шитье.

1

24.02

22

Мягкая игрушка «Клоун» Продолжение работы.

Шитье.

1

IV. «Рукоделие из ниток».

5

2.03

23

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

10.03

24

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

16.03

25

Рисование нитками

Рисование. Аппликация.

1

6.04

26

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1

13.04

27

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1


V. «Работа с бросовым материалом».

6

20.04

28

«Веселые пуговицы»

Аппликация.

1

29

«Веселые пуговицы»

Аппликация

1

27.04

30

Беседа «Что такое топиарий». Топиарий из салфеток

Моделирование. Торцевание.

1

4.05

31

Топиарий из салфеток. Продолжение.

Моделирование. Торцевание.

1

11.05

32

Деревце из ватных дисков.

Моделирование. Торцевание

1

18.05

33

Деревце из ватных дисков. Продолжение

Моделирование.

1

25.05

34

Итоговое занятие. Выставка работ.

1


























ЛИТЕРАТУРА

  1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

  2. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

  3. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

  4. Сайт Страна Мастеров

  5. stranamasterov.ru

  6. Сайт Всё для детей

  7. allforchildren.ru


© 2010-2022