Конспект мастер класса по русскому языку Омонимы ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: русский язык (внеклассное мероприятие) Класс: 3 Тип урока: открытие нового знания

Технологическая карта урока
Тема Омонимы, омофоны. Цели

Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термины «омонимы, омофоны»; наблюдать за использованием омонимов, омофонов, развивать орфографическую зоркость.

Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.

Развивать познавательный интерес при работе с языковым материалом.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Планируемые метапредметные результаты: -ориентироваться в системе знаний; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение) на языковом материале (Познавательные УУД); - выделение и формулирование учебной проблемы с помощью учителя; формулировать цель урока с помощью учителя; определять степень успешности выполнения своей работы (Регулятивные УУД); -оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре; формулировать собственное мнение. ( Коммуникативные УУД). Ресурсы -основные -дополнительные
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с иллюстрациями, кроссвордами.
Этапы занятия Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организация начала занятия (Цель: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности

- Послушайте стихотворение А.Шибаева.

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нет...

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

- Для чего нужны слова?
Настраиваются на учебную деятельность



















Для общения, называть предметы, действия, понимать друг друга…. 2.Актуализация опорных знаний 1.Тренировка мыслительных операций





















Разгадать загадки




















Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

Сегодня на занятии мы поговорим о секретах русского языка.

С темой занятия вы познакомитесь, выполнив задание. Разгадайте загадки, а отгадки записывайте, они вам пригодятся.

1) Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет.

2) Он по рельсам едет звонко,

И звенит «Эй, не зевай»
Отдохнет на остановке

И поедет вновь….

3)Железные избушки

Прицеплены друг к дружке

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой.

4)Свет горит, мотор гудит

На колесах шины

По дороге лихо мчит

Нас в себе……

5) Это конь не ест овса

Вместо ног- два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем.

6) Под землею с давних пор понарыто много нор. И по ним туда-сюда быстро ездят поезда -



































Самолет





Трамвай





Поезд





Машина





Велосипед







метро




3.Определение темы занятия Постановка учебной задачи на данный этап урока














Выпишите из первого слова 4 букву, из второго4,из третьего-2, из 4-5, из5-6, из 6-1

О чем мы сегодня будем говорить?

-Что такое омонимы? -

Это слово пришло к нам из Греции

Узнать об этих словах поможет стихотворение

«День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им: Что за чудо?

Предо мною близнецы

Я спросил их:

-Вы откуда появились молодцы?

Отвечали мне слова:

-Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи ты имел наверняка

Мы слова из русской речи, из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат»

.

-Запомнили ли вы что общего у молодцов-близнецов?

- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения.

Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.












омоним













































Одинаково пишут и одинаково слышат.
4.Объяснение нового материала Анализ значений слов по иллюстрациям.

(показ иллюстрации птицы овсянки и крупы овсянки)

-Кто такая овсянка?

-Что такое овсянка?

.

Чем схожи эти слова?

-Можно ли сказать, что эти слова обозначают одно и тоже?

-Что различного?

-Определите части речи у этих слов.

ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся.

Худая ткань. худой человек.)

-Что общего у этих слов?

-Что различного?

-Определите часть речи.

-Какой вывод можно сделать?

Птица желтоватого цвета ростом с воробья. Обитает на опушке леса, вырубке лесов на открытых местах ,где есть кустарники и деревья. Можно ее увидеть у обочины дорог, где они ищут семена.

Крупа из измельченного овса

Одинаково написаны, одинаково произносятся.

Значение, смысл слов

Существительные









Прилагательное

Омонимы всегда принадлежат к одной части речи.
5.Первичное закрепление
Нахождение в тексте омонимов.

-Найдите в следующих строчках слова_- омонимы.

-Встав на цыпочки ,лисица

За плетень двора косится:

_Петушок .петушок.

Дай на время гребешок!

Расчешу я только хвост!-

А петух не так уж прост,

Знает, что возьмёт лисица,

То назад не воротится!

_Назовите значения слов омонимов.

-Что за шутки?

Говорят:

«На быках мосты стоят!)

Вот он мост, под ним река

Ни единого быка

Не пойму я ничего:

Утонули что ли?

Или все до одного убежали в поле

От нелёгкого труда7

Ну а мост на чём тогда?

(Быки- животные. Быки- бетонные опоры на которых держится мост.)










Гребешок



















быки 6.Ознакомление с новым понятием Анализ написания и значения слов по иллюстрации

Посмотрите, чем интересны следующие слова.

(На иллюстрации растение -гриб. болеющий человек_-_грипп)

Что обозначают эти слова?

ГРИБ,ГРИПП

Мы знаем ,что у этих слов различное значение.

Посмотрите на написание этих слов.

Что вы можете сказать?

Произнесём эти слова. Что вы заметили?

Какой вывод можно сделать?

-Такие слова называются

ОМОФОНЫ












Растение и заболевание













Одинаково слышатся, пишут по разному. 7. Постановка учебной задачи. Цель: зафиксировать во внешней речи причину затруднения







Фиксирование во внешней речи причину затруднения





















Нахождение ошибок, исправление при помощи подбора проверочных слов.














Такие слова часто становятся причиной ошибок на письме.

-Давайте прочитаем письмо ученика 3 класса Путанникова Вани маме о том, как он отдыхал летом.

«В деревне очень хорошо. Сразу же у дома начинается лук. Он очень большой. А за ним лиса. В лесу я нашёл грусть и был очень доволен. В первый же день обижал всех товарищей. Один из них мне дал какой-то вкусный плот, и я его съел. Много писать мне трудно .Ведь я же не писец.»

-Как вы думаете почему же письмо получилось таким смешным?

-Найдите и объясните ошибки.

(в процессе разбора слов подбирать проверочные слова)

-Что нужно знать .чтобы не допускать ошибок при письме?

(точное значение слов. подбирать к ним проверочные слова)

-С какими словами мы познакомились?

-Какие слова называют омонимами?

-Какие слова называют омофонами?
































Неправильно писал слова, соответственно смысл слов был другим, не тем что хотел рассказать мальчик.


Физминутка



8.Включение в систему знаний и обощение.






































































Работа в парах






























-1.Разгадайте кроссворд (работа в парах).

С какими словами работали?

2)Вставьте слова

2)Говорили тиграм львы:

-Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может …….(носорог)

Почесать свой ……. (нос о рог).

С какими словами работали?

3)Найдите карточки, которые будет объединять одно слово.

(ручка, коса, гребешок, ключ, конь, язык, журавль, лисички, кран)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО…7. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

1. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

2. На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.









омонимы









омофоны

























9.Итог. Рефлексия



Участие в беседе







Какие слова называют омонимами, омофонами? -Встретились ли вам новые значения слов о которых вы раньше не знали?















© 2010-2022