Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лаборатория Архимеда»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальных классов по направлению «Исследовательская деятельность».

Пояснительная записка Программа «Лаборатория Архимеда» по содержанию является научно-педагогической, по функциональному назначению - учебно-познавательной и имеет социальное направление. Данная программа составлена на основе комплекта лабораторного оборудования полученного Лицеем. и составлена на основе ФГОС и соответствует локальному акту Лицей №7, который регламентирует порядок разработки утверждения и реализации рабочей программы. Углубляет предмет окружающий мир, теория составляет 20% от практики Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педпрактика испытывает следующие затруднения: - у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; - низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания. - обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; - обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Данная программа рассчитана на внеклассную работу с детьми в начальной школе. Цели программы: - трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития Задачи программы: - развивать познавательные потребности и способности младших школьников; - обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

3.Общая характеристика курса. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

4.Описание места учебного курса. Программа курса рассчитана на учащихся 3 класса, 2 часа в неделю, 68 часов.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностные универсальные действия У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • интерес к новым способам познания новому содержанию;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
  • познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности:
  • морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные универсальные действия Обучающийся получит возможность научиться:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно принимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные универсальные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать и выделять главное;
  • осуществлять синтез;
  • проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно- следственные связи;
  • обобщать;
  • подводить под понятия;
  • устанавливать аналогии;
  • видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации;
  • фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
  • строить логические рассуждения;
  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные универсальные действия Обучающийся научится:
  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях:
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра;
  • владеть монологической и диалогической речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

6.Содержание тем учебного курса. Основные разделы программы 1.Плавание и погружение. Дети проведут опыты и исследования, которые отвечают на вопрос -Что плавает и что погружается? -Что происходит с водой, когда в неё что-то погружают? Как вода действует на погружённые в неё предметы? 2..Весовые измерения. В данном разделе учащиеся проведут опыты по исследованию условий равновесия, сформировать у детей навык работы с рычажными и пружинными весами, познакомить их с историей развития технологии взвешивания. 3.Фильтрация воды. Позволит познакомить учащихся с проблемой загрязнения природной воды и способами её очистки, влиянием этих загрязнений на окружающую среду. 4.От зародыша до взрослого организма. Организация экспериментальной деятельности учащихся, в ходе которой они понаблюдают процесс выращивания растений и исследуют влияние на него света, тепла и, воздуха и воды. Также будет возможность изучить процессы жизнедеятельности мелких животных- дыхание, питание и поведение. Все эти разделы в ознакомительном плане есть в программе по окружающему миру в начальной школе. 5.Природа звука. Дети получат первые сведения о звуке: что такое звук? Как возникает звук? Распространение звука. Что такое шум и как он вредит человеку?

7. Тематическое планирование.





№ Раздел. Кол-во часов. Основные понятия Вид контроля Планируемые результаты. предметные Метапредмет. Личностн. 1






Плавание и погружение.15ч


Погружение выталкивание грузоподъёмность Создание плота







Наблюдать и анализировать






Высказывать свое мнение






Работать в паре








2.

.Весовые измерения. 12ч

Равновесие Рычажные весы Египетские весы Римские весы


Защита проектов

анализировать и выделять главное;


формулировать собственное мнение и позицию;

положительное отношение к исследовательской деятельности;
3 2.Фильтрация воды. 12ч Просачивание Фильтровка коллекторы Защита проектов устанавливать аналогии; видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
4






3.От зародыша до взрослого организма. 15ч Проращивание Геотропизм


Защита проектов




осуществлять синтез; проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
самостоятельно находить варианты решения задачи.


ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;


5.. Природа звука.10ч Звуковые волны

Изготовление барабана
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;

принимать и сохранять учебную задачу способность к самооценке



8. Информационно- методическое обеспечение. Комплекты лабораторного оборудования. 1.Весовые измерения. (перевод на русский язык. Институт новых технологий (ИНТ) 2.От зародыша до взрослого растения (организма). Практикум по ботанике и зоологии. Перевод на русский язык.(ИНТ). Институт новых технологий (ИНТ)

3.Фильтрация воды. Институт новых технологий (ИНТ) Перевод на русский язык. (ИНТ) 4.Лабараторное оборудование «Плавание и погружение». Институт новых технологий (ИНТ) 5.Лабораторное оборудование «Природа звука». Институт новых технологий (ИНТ)

9.Приложение к программе.

Календарно- тематическое планирование.

дата

тема

Кол-во часов 1. Плавание и погружение.15ч


1.Что плавает- что тонет?



2.Почему один нож плавает , а другой тонет?



3.Строим плот.



4.Вытеснение воды.



5.Опытыпо вытеснению воды.



6.Почему корабль не тонет?



7.Выталкивающая сила.



8.Изготовление пластилиновых лодок.



9.Вода давит и вода выталктвает?



10.Плотность.



11.Почему корабль плавает, а металлический брусок нет?



12.Первый в мире железный пассажирский пароход. (проектное задание)



13.Диагностика по теме.



14.Галилео Галилей.(проект)

15.Архимед - сыщик. (проект)


2.Весовые измерения
1.Вводное .


2.Условие равновесия.(качели)


3.От качели к весам.


4.Взвешивание на рычажных весах.


5.Египетские весы.


6.Римские весы.


7.Градуирование шкалы.


8.Условия равновесия (равноплечие весы)


9Условия равновесия (разноплечие весы)


10.Защита проектов.


11.Защита проектов.


12. Защита проектов.
3.Фильтрация воды.
1.Вводный.


2.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?


3.На чём основана очистка воды?


4.Что может и чего не может отфильтровать почва?


5.Загрязнение мирового океана.(Проекты)


6.Как коллекторы помогают очищать воду?


7.Как загрязненная вода влияет на семена и растения?


8.Как загрязнённая вода влияет на семена и растения?


9.Почему водонапорные башни часто располагают на холме?


10.Модель водонапорной башни.


11.Экскурсия на очистные сооружения.


12.Защита проектов.
4.От зародыша до взрослого растения (организма).
1.Вводный.


2.Проращивание семян.


3.Влияние загрязнённой воды на семена и растения.


4.Геотропизм.


5.Фототропизм растений.


6.Вьющиеся растения.


7.Развитие растений от стадии цветка до плода.


8.Факторы, определяющие рост растений.


9.Фототропизм растений.


10. Защита проектов.


11.Реакция растений на стимулирующие воздействия.


12.Сила набухания семян.


13.Проращивание семян, высаженных на различную глубину.


14.Рост водяных растений в песке и в воде.


15.Испарение воды растениями.


16.Сушка растений.


17.Изучение поведения улиток.


18.Наблюдение за дождевыми червями.


19.Защита проектов.


20.Защита проектов.
5.Природа звука.10ч
1.Введение в тему.


2.Изучаем звуки и шумы.


3.Могут ли колебания распространяться?


4.Нужен ли воздух для распространения звука?


5.Могут ли колебания передаваться другим веществам?


6.Человеческое ухо.


7.Время передвижения звука.


8.Звуковые волны.


9.Почему вреден шум?


10.Защита проектов.


Автор: Братчикова Ольга Анатольевна (учитель начальных классов г.Саяногорск, республика Хакасия) 2013-2014 учебный год.

© 2010-2022