Исследовательская работа на тему Единицы измерения длины на Руси (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Единицы измерения длины на Руси.

Выполнил: Валиуллин Линар, 2 в класс

Руководитель: Трубянова Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

с. Серафимовский

2015

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………….4

3. Глава II. Экспериментальная и практическая часть………………………..6

4. Заключение……………………………………………………………………7

5. Список используемой литературы…………………………………………..8

6. Приложение









































Введение.

На летние каникулы все ученики моего класса получили список литературы для прочтения. Я люблю читать и даже завёл специальную тетрадь, куда записывал незнакомые мне слова и их значения. Как - то в очередной раз перечитывая слова, я выделил несколько, которые можно объединить в одно - так измеряют длину. Или когда - то измеряли? Ведь сейчас таких слов как аршин, пядь, вершок, сажень и не услышишь. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений да в пословицах и поговорках сталкиваемся с этими понятиями. Какого же роста на самом деле был знаменитый Конёк - горбунок из сказки Ершова? А чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ? Меня заинтересовала эта тема, и я решил побольше узнать о единицах измерения длины на Руси.

Актуальность исследования. В библиотеке я не нашёл единого учебника или пособия, где были бы собраны все старинные меры. А ведь, скорей всего, единицы измерения встречаются на олимпиадах и могут возникнуть трудности при выполнении таких заданий. Кроме этого, актуальность обусловлена развитием математического мышления и способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей.

Объект исследования - старинные единицы измерения длины на Руси.

Предмет исследования - применение единиц измерения Древней Руси в современной жизни человека.

Цель исследования - изучить и исследовать единицы измерения длины на Руси.

Обозначенная цель требует решения следующих задач:

  • собрать материал и изучить литературу по данной теме;

  • изучить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
  • составить словарь старинных мер длины.

Гипотеза: старинные единицы измерения длины практически не используются в наши дни.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- беседы;

- анкетирование.

Глава I. Теоретическая часть.


Единицы измерения длины Древней Руси


Собрав материал и изучив литературу по данной теме, я выяснил, что некоторые древнерусские меры длины носят названия частей тела человека, так как измерялись с их помощью.


  • Кисть руки наши предки называли словом «пядь». Малая пядь - это расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая или великая пядь - расстояние между большим пальцем и мизинцем - около 22 - 23 см. В качестве народной меры пядь употреблялась очень долго, ею измеряли, например, иконы (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см, - «пядницы») или толщину снежного покрова ещё в XVII веке. Большая часть кирпичей XII века имеют ширину также пядь в 19 см. А пословица «Семь пядей во лбу» говорит об очень умном человеке, но понятно, что это явное преувеличение.


  • Для измерения тканей чаще всего использовали длину «локоть». Это расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть примерно равен трём пядям. Торговцы тканями хитрили и специально нанимали невысоких продавцов: их локти были короче, а значит и ткани отрезалось меньше.


  • Ещё одна старинная русская мера длины - вершок. Произошло от слова «верх» ("верх перста", т.е. пальца) и равнялась длине верхней части указательного пальца. В современности примерно 4,4 см. В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершка" и "четвертьвершка". Вспомните Конька - Горбунка ростом только в три вершка. Уже сосчитали?


  • Ах, да! Мы же забыли про его аршинные уши… Аршин пришёл на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. От персидского "арши" --длины Торговцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на свою собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Он равен 71 см. Хоть и была мера очень удобной, но был у неё и большой недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.


  • А если те же самые руки развести в стороны и измерить расстояние от одного кончика среднего пальца до другого, то получится ещё одна старинная мера длины - сажень. А косая сажень - это расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки. В Древней Руси о богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах».

Проведя замеры длин, которыми пользовались в старину, у своих родных и близких (Приложение 1), сделан вывод о том, что эти значения различаются между собой, потому что телосложение у каждого человека разное. Поэтому такие единицы измерения не являются точными. Однако, в старину они использовались очень долго. Меры жили, старились, умирали, а иногда возрождались к новой жизни.





Глава II. Экспериментальная и практическая часть.

Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры длины?»

Интересно, а как осведомлены по этому вопросу современные дети? С этой целью было проведено анкетирование (Приложение 2), в котором участвовали ученики четвёртых, седьмых, девятых и одиннадцатых классов. Всего было опрошено 83 ученика.

  • Отрадно, что 69 человек из 83 знают старинные единицы измерения длины.

  • Но уже следующие показатели совсем не порадовали. На вопрос «С помощью какой части тела определяют длину вершка?» только 3 человека дали верный ответ. Это были ученики седьмых классов.

  • Также затруднились определить длину пяди. Всего 2 ученика, и опять же семиклассника, верно ответили на вопрос.

  • Все участники анкетирования знакомы с героем сказки Ершова - Коньком - Горбунком. Но ни один из них не знает какого же роста был этот сказочный персонаж.

  • А на вопрос «Хотели бы вы больше знать о старинных единицах измерения длины? И почему?» почти все учащиеся четвёртых и седьмых классов ответили, что хотят, потому что это интересно, возможно пригодится в жизни и чтобы быть умнее. А вот будущие выпускники школы не согласны с этим. Только половина считает, что это интересно, познавательно, расширяет кругозор и всё - таки это наша история. Ну а другой половине это не интересно, скучно и никогда в жизни не пригодится.

Анкетирование учащихся показало, что большинство опрошенных знают, слышали о единицах измерения Древней Руси, но затрудняются в переводе этих длин в современные единицы измерения. В помощь всем желающим, я составил памятку по старинным единицам измерения длины.

А что говорят прохожие на улице?


Заключение

В результате проделанной работы были выполнены задачи:

  • Изучена литература по данному вопросу.

  • Экспериментальным путем установлены примерные длины старинных русских мер.

  • Изучены пословицы и поговорки, в которых используются единицы измерения и выявлено, что такие пословицы часто применяются в художественной литературе.

  • Составлена памятка по старинным единицам измерения длины.

На основе опроса и анкетирования выявлено, что современные люди хоть и знают, слышали старинные единицы измерения длины, но затрудняются в переводе и тем более никогда не использовали их в жизни, что и подтверждает гипотезу.

Хочется, чтобы моя работа привлекла внимание многих любознательных школьников, стала хорошим помощником при подготовке к олимпиадам и конкурсам. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

Спасибо за внимание.

Готов ответить на вопросы.

























Список использованной литературы

  • В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2001


  • Краткий энциклопедический справочник по математике. - М., 2003


  • «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» - М.: « Просвещение», 1990


  • Карпушина, Н.М. Рукотворные мерки[Текст]/ Н.М. Карпушина // Математика в школе. - 2008.- №7. -С.49-61.


  • Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. Советская этнография, 1949 г., №1.


  • Интернет - ресурсы






























Приложение 1

Измеряемый

Малая пядь

Большая пядь

Локоть

Вершок

Аршин

Я

13

15

31

3

50

Мама

15

18

44

4

60

Папа

17

22

46

5

70

Бабушка

16

20

40

5

60

Дедушка

19

23

47

5

70

Елена

Валентиновна

16

19

44

4,5

61




Приложение 2

Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры длины?»


  1. Какие единицы измерения длины применялись в Древней Руси?

  2. С помощью какой части тела определяют длину вершка?

  3. Чему равна длина одной пяди?

  4. Вспомните героя сказки Ершова Конька - горбунка.

Ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.

Так какого же роста был Конёк - горбунок?

5. Хотели бы вы больше знать о старинных единицах измерения длины. И почему?




Приложение 3

Применение единиц измерения длины Древней Руси

в современной жизни.

Пядь

  • Не отдать ни пяди земли.

  • Семи пядей во лбу.

  • На аршин голова, да ума на пядь.

Локоть

  • Борода с локоть, а сам с ноготь.

  • Нос с локоть, а ум с ноготь.

  • Близок локоть, да не укусишь.

Вершок

  • Два вершка от горшка и один - от смерти.

  • Сам с вершок, а слов с горшок.

Аршин

  • Мерить на свой аршин.

  • На аршин голова, да ума на пядь.

  • Видит на три аршина под землю.

  • Старичок с кувшин, борода с аршин.

  • Сидит, как аршин проглотил.

Сажень

  • Полено к полену - сажень.

  • Видеть на сажень сквозь землю.

  • Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку.

  • Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает. Загадка. (тень)


© 2010-2022