Выявление и развитие способностей обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выявление и развитие способностей обучающихся В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий. Одним из главных направлений моей работы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями. В моей практике приходилось работать со следующими категориями детей:

  1. учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже с первых дней обучения в школе);
  2. учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной предметной области или деятельности (выявляются ко второму классу);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в третьем - четвертом классе).
Учитывая возрастные особенности моих учеников, я строю свою работу поэтапно: В 2009-2010 учебном году у меня был 1 в класс и начала работу по выявлению одаренных детей с диагностики. Способы выявления одаренности на диагностическом этапе :
  • педагогическая диагностика;
  • психологическая диагностика;
  • специальная диагностика (углубленная);
  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).


Работу на данном этапе я осуществляю совместно с психологом и логопедом. Диагностику провожу в начале, в середине и в конце года. В течение года информацию собираю и анализирую. Результатом этого этапа является карта одаренного ребенка.
Карта одаренного ребенка
  • ФИО ребенка.
  • Возраст ребенка (год, месяц)
  • Сведения о родителях. Состав семьи.
  • Статус семьи.
  • Результаты психологической диагностики
  • Результаты педагогической диагностики
  • Результаты социометрического исследования
  • Область одаренности
  • Признаки одаренности
  • Диагностика одаренности
  • Выводы и рекомендации



В 2010-2011 учебном году у меня был 2 в класс, и я продолжила работу с одаренными детьми. Опираясь на карты одаренного ребенка, я выделила группы детей со специальными способностями и в каждой группе провела углубленную диагностику с целью определения зоны их ближайшего развития, организовала индивидуально-групповые занятия (ИГЗ).
Способы выявления и развития одаренности на информационном этапе :
  • подбор литературы по тематике;
  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;
  • подготовка бесед по проблемам одаренности;
  • просветительская работа с родителями.
  • составление планирования ИГЗ.


Родительские собрания, их тематика:
  • «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».
  • «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».
  • «Развитие личности, способной к творческой самореализации».
  • «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников».
  • «Легко ли быть одаренным ребенком»
Для объективности углубленной диагностики я провела по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование проводила коллективно. Обработала результаты в течение короткого времени. Инструкция для родителей
  • Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
  • На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
  • Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
  • 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  • 3) петь, музицировать;
  • 4) заниматься физкультурой;
  • 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  • 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  • 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  • 8) играть с техническим конструктором;
  • 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  • 10) самостоятельно рисовать;
  • 11) играть в спортивные, подвижные игры;
  • 12) руководить играми детей;
  • 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • 14) ходить в магазин за продуктами;
  • 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  • 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  • 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  • 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  • 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  • 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  • 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  • 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  • 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  • 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  • 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  • 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  • 27) ухаживать за домашними растениями;
  • 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  • 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  • 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  • 31) участвовать в постановке спектаклей;
  • 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
  • 33) помогать другим людям;
  • 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  • 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
  • Дата ___________ Фамилия, имя_________________
  • Обработка результатов
  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
  • научная;
  • творческая;
  • спортивная;





В 2011-2012 учебном году у меня был 3 в класс. В этом году продолжена работа индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану); организованы мероприятия по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников; участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах, направленных на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, продолжена активная проектная деятельность.
В 2012 - 2013 учебном году у меня был 4 в класс. Работа с четвероклассниками нацелена на поддержку и стимулирование одаренных детей активно участвующих в олимпиадах; поощрение их активности; развитие стремления к самообучению, путем составления портфолио.
Оформление портфолио - дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика. Мои дети работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя «стимул роста». У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. В своем портфолио мои ученики не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию.

Портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик становится более самостоятельным, что является одной из составляющих модели выпускника начальной школы.



© 2010-2022