- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему М. М. Пришвин «Глоток молока»
Конспект урока по литературному чтению на тему М. М. Пришвин «Глоток молока»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Силютина И.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока». Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных. Задачи:
- Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
- Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
- Закреплять знание особенностей литературного жанра - рассказ;
- Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.
Ход урока:
1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.
дети стоят и говорят слова:
Прекрасно всё на небе, Слайд.
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне. 2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.
- Какое время года наступает?
- Март - первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.
- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь - глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).
-Звенит капель. Слайд.
дон - динь - день - чтение с усилением голоса;
- Март хоть чуть и плакса, с сожалением
Но хитрец большой: загадочно
Глаз один в слезинках, грустно слайд
А в лучах другой. радостно 3.Актуализация знаний и фиксация затруднения.
-
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.М Пришвина « Предмайское утро»)
-
Что знаете об авторе?
-
Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа - это целый мир…»
-
Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?
-
Откройте учебники на с. 102
-
Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца. (Так всё идёт правильно: март - свет, апрель - вода, май - цвет.) - Почему так говорят?
-
Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?
- М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать
отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища
мы должны с вами охранять и почему?
- Выполним на маршрутном листе задание №1.
Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).
Слайд природа
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
- Какие сокровища мы должны охранять?
4. Физминутка
«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).
-
Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.
Клип «Пропала собака»
-
Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
- О чём девочка так сильно переживает? (пропала собака)
- Какие отношения связывают девочку и собаку? (дружба)
- О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?
- Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.
Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:
«Мы в ответе за тех, кого приручили». слайд
- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.
5. Работа с текстом до чтения
-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?
Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.
М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.
И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина
« Глоток молока» слайд
Прочитаем хором ключевые слова
Лада
Молоко
Заболела слайд
Ласка
Спасли жизнь
- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?
Чтение текста.
- Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.
- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?
(дети делятся своими впечатлениями)
- Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?
Совпали ли наши предположения?
Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»
Повторное чтение по абзацам.
Беседа в ходе чтения.
А) - Кто такая Лада?
Что с ней случилось?
Как понимаете слово отвертывалась?
Б) - Кого позвали к Ладе?
- Как Лада отреагировала на появление автора ?
- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)
В)- Что сказал автор Ладе ?
Как Лада отреагировала на слова автора ?
Беседа после чтения.
- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.
- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?
- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».
Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»
- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?
- Так что же помогло Ладе?
- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.
- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).
- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)
7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист
-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.
-
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
-
Собаку палкой не учат.
-
И собака помнит, кто ее кормит.
-Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд
-Какую мудрость вы выбрали и почему?
- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?
- Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.
8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»
- Послушайте, как С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)
-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)
- Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками. (стих)
- Выполните на маршрутном листе задание №4.
Проверка
9. Рефлексия.
-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд
( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)
- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?
- Прежде, чем завести себе друга - животного, о чём вы должны хорошо подумать?
- Почему же у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и боимся пройти? слайд
А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд
10. Итог урока
Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.
-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».