Конспект урока по литературному чтению на тему М. М. Пришвин «Глоток молока»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока». Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных. Задачи:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
  2. Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
  3. Закреплять знание особенностей литературного жанра - рассказ;
  4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Ход урока:

1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.

дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе, Слайд.

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне. 2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Конспект урока по литературному чтению на тему М. М. Пришвин «Глоток молока»

- Какое время года наступает?

- Март - первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.

- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь - глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).

-Звенит капель. Слайд.

дон - динь - день - чтение с усилением голоса;

- Март хоть чуть и плакса, с сожалением

Но хитрец большой: загадочно

Глаз один в слезинках, грустно слайд

А в лучах другой. радостно 3.Актуализация знаний и фиксация затруднения.

  1. С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.М Пришвина « Предмайское утро»)

  2. Что знаете об авторе?

  3. Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа - это целый мир…»

  4. Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?

  5. Откройте учебники на с. 102

  6. Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца. (Так всё идёт правильно: март - свет, апрель - вода, май - цвет.) - Почему так говорят?

  7. Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?

- М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать

отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища

мы должны с вами охранять и почему?

- Выполним на маршрутном листе задание №1.

Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

Слайд природа

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

- Какие сокровища мы должны охранять?

4. Физминутка

«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).


  1. Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Клип «Пропала собака»

  1. Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

- О чём девочка так сильно переживает? (пропала собака)

- Какие отношения связывают девочку и собаку? (дружба)

- О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:

«Мы в ответе за тех, кого приручили». слайд

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

5. Работа с текстом до чтения

-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

« Глоток молока» слайд

Прочитаем хором ключевые слова

Лада

Молоко

Заболела слайд

Ласка

Спасли жизнь

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

Чтение текста.

- Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

(дети делятся своими впечатлениями)

- Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А) - Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) - Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.

- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?

- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».

Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)

7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист

-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

  • Собаку палкой не учат.

  • И собака помнит, кто ее кормит.

-Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд

-Какую мудрость вы выбрали и почему?

- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?

- Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.

8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

- Послушайте, как С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)

-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)

- Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками. (стих)

- Выполните на маршрутном листе задание №4.

Проверка

9. Рефлексия.

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд

( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга - животного, о чём вы должны хорошо подумать?

- Почему же у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и боимся пройти? слайд

А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд

10. Итог урока

Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.

-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».


© 2010-2022