Поектные задачи в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектные задачи в начальной школе

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть конструирование и решение проектных задач в начальной школе, являющихся стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

Нужно знать ответы на следующие вопросы.

- Как научить младших школьников решать проектные задачи и использовать их в практической деятельности?

- Как создать учебное сотрудничество учащихся разного возраста начальной школы?

- Как развивать самостоятельность и инициативу у младших школьников?

- Как формировать у детей самоконтроль и самооценку?

Что такое проектные задачи?

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются её реперными точками, задать возможные « стратегии» её решения.

Итак, проектная задача-это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта»

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается.

Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Частные методики призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

(Например: творческие задания, моделирование, олимпиады и т.п.)

Традиционную систему обучения не одобряют за то, что достаточно сильной остаётся идущая из традиционной школы установка на передачу учащимся готовых способов и средств обучения.

Урок остаётся единственной формой организации учебной деятельности учащихся. А отсюда не обеспечивается сбалансированность между поисковой и исполнительской частями учебной работы школьников. В контрольно-оценочной деятельности продолжает преобладать учительская позиция. В большинстве классов продолжает использоваться формальная пятибалльная система оценивания. Не учитывается индивидуальный темп и возможности каждого учащегося. Весь учебный процесс с сентября по май строится как равномерный, поступательный.

Какую пользу несут проектные задачи?


« То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра из них каждый сможет сделать самостоятельно»

Л. Выготский

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя.

Групповая работа позволит детям:

-получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса без принуждения;

-попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

-приобрести опыт выполнения важнейших функций.

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования в групповой работе отмечаются следующие:

1)Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважение к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

-2)Развитие умения учиться:

-познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;

-планирование, контроль, оценка;

3)Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности:

-формирование эмоционально - положительного отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критично относится к своим умениям, адекватно их оценивать

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей

4)Рефлексия. Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться ещё?

Структура проектной задачи


  1. Анализ ситуации. В чём проблема?

  2. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться)

  3. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении)

  4. Выработка и точная постановка цели действия (куда придём)

  5. Поиск средств, путей решения

  6. Выбор средств

  7. Решение проблемы

  8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой

  9. Представление окружающим полученного результата


А что значит задача решена?


Это значит, что создан реальный « продукт», который можно представить публично и оценить.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.

Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых , знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными

В общей сложности на результат проектной задачи по одному предмету в течении года потребуется 20-26 учебных часов, что составит 20-30% УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Администрация школы должна позволить высвободить учебное время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов.

Вывод:

Начальная школа- это пока не место для « настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам - это, используя выражение

Л С. Выготского, их «зона ближайшего развития».

Образовательный эффект от данной инновации будет лишь в том случае, если вокруг этой инновации меняется вся среда школы.

Рассмотрим проектную задачу по литературному чтению

Выступление на МО учителей начальных классов

Приготовила: Матвеева Н.Н.

Февраль. 2011 год.


Проектная задача по литературному чтению


Название проектной задачи

Мир глазами животных

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

  1. Использование предметных знаний в модельной ситуации.

  2. Развитие навыков сотрудничества в малых группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

-Владение понятием «точка зрения».

-Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя

-Умение удерживать и решать авторскую задачу

Общеучебные умения

-работа в малой группе

(коммуникативная компетентность):

Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями учащихся, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

-Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественность.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

-усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

-умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»- набор иллюстративных текстов, объединённых общей темой и позиционностью изложения.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся в ходе работы « продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы ватмана, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.



Вывод:

Результат, который должны получить дети:

Иллюстративный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций мир представлен глазами собак.



Оценочный лист


Критерий


Оценка группы

Оценка учителя

Решение авторской задачи (соблюдение главного условия- в текстах выдержана точка зрения собаки)




Правильный выбор текстов






Разнообразие в подборке материалов (наполнение разных рубрик)






Иллюстрации (соблюдение точки зрения собаки с учётом её особенностей)






© 2010-2022