Тематическое планирование по окр. миру 3 кл

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по окружающему миру


Дата

Тема урока

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Введение (1 ч.)


1

Введение

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обра­тить внимание на новые условные обозначени

Ученик научится :работать с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читать темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращать внимание на строение каждого раздела. Различать понятия «история» и «география».

Земля- наш общий дом (8 ч.)



2

Солнечная система

Где и когда ты живёшь.



НРК «Мой край»

Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

Ученик научится ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимать значение римских цифр. Определять век по записи римскими цифрами. Составлять ленту времени в одном из Интернет- сервис.


3


Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы.

Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

Ученик научится перечислять общие ус­ ловия, необходимые для жизни живых организмов. Различать природные тела и природные явления. Писать небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризовать главную звезду Солнечной системы.


4

Земля - планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать ил­ люстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

Ученик научится характеризовать форму и размер Земли. Называть основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объяснять пословицы.


5

Земля - планета жизни. Солнце -источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника.

Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Прово­ дить опыт, подтверждающий распространение тепла от его ис­ точника. Объяснять значение терминов «эк­ватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках . Работать в группе. Моделировать не­ сложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Ученик научится составлять таблицу «Характеристика Земли». Работать в группе, заполнять «Паспорт Земли». Делать вывод на основе длительных на­ блюдений (по проращиванию семян). Проводит ьи комментировать опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимать что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказы­ вающие возмож­ность/невозможность жизни человека без солнечного света.


6

Условия жизни на Земле



Вода - условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений



НРК «Водоёмы Урала»

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла,света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Срав­ нивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Зем­ ле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал».

Ученик научится перечислять общие ус­ ловия, необходимые для жизни живых организмов. Понимать значение воды для жизни на Земле. Наблюдать за растениями в разных областях земного шара. Делать вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводить примеры источников воды на Земле. Рассказывать о водоеме или вод­ ном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.


7

Воздух -условие жизни на Земле. Опыт. Горение.

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Ус­ танавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения.

Ученик научится понимать что воздух -это смесь газов. Объяснять, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводить и комментировать опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ -нет. Анализировать и сравнивать понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирать инфор­ мацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объяснять, что такое «погода», «прогноз погоды».


8

Изображение Земли.

Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать мас штаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Ученик научится понимать методы по­ знания мира: наблюдать, эксперимент, изу­ чать опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользоваться географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и парал­ лели. Выполнять практическую работу по карте. Готовить небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»


9

Как человек изучает Землю

План и карта. Практическая

работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

НРК «Дорога в школу»

Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и состав­ лению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Ученик научится понимать, что значит «читать» карту. Называть и графически воспроизводить несколько условных обозначения плана и карты. Объяснять устройство компаса. Определять по нескольким признакам правила ори­ ентирования в незнакомой местности.

Царства природы (23 ч.)


10

Бактерии.

Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.

Ученик научится понимать бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризовать особенности жизни бактерий, места их обитания. Объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека.


11

Грибы.

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы на­шей семьи».

Ученик научится понимать, что грибы -это особое царство природы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Называть отли­ чие их от растений. Комментировать правила сбора грибов. Иллюстрировать свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».


12

Растения

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений.

НРК Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий).

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне об­ ложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Рабо­ тать в группах: составлять «паспорт» растения.

Ученик научится называть места обита­ ния растений на планете Земля. Приводить примеры отдельных предста­ вителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составлять«паспорт» растения по мате­ риалам экскурсии.


13

Разнообразие растений на Земле.

Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея»

Ученик научится выделяет группы расте­ ний, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводить примеры ядовитых растений. Классифицировать растения по разным основаниям.


14

Растение -живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гер-барными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе».

Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом м иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле,листе, цветке растения.

Ученик научиться составлять короткое со­ общение по теме «Как живёт растение». Называть отличия растений от животных. Кратко характеризовать органы растения, их значение для роста и развития. Назы­ вать особенности питания и размножения растений. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения.


15

Размножение растений.

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с ил­ люстративным материа--лом. Выполнять задания в рабочей тетради.

Ученик научится сравнивать плоды рас­ тений. Приводить примеры плодов с заданными характеристиками. Приводить примеры вегетативного размножения растения (частями,корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.


16

Распространение плодов и семян.

Работать с текстами и иллюстративным мате-риалом'учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

Ученик научится понимать что распро­ странение семян - способ расселения растений на другие территории. Приводить примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.


17

Проверь себя.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Ученик научится выполнять задания ком­ плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.


18

Человек и растения

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

Ученик научится приводить примеры дикорастущих и культурных растений и объяснять их принадлежность к той или иной группе. Изготавливать книжку-самоделку «Культурные растения».


19

Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова.

НРК «Что выращивают на полях нашего края»

Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб - великое чудо земли».

Ученик научиться анализирует и комментировать рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строить схему «Земледелие» с использованием рисунков символов. Приводить примеры пословиц о хлебе.


20

Красная книга России.

Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Ученик научится кратко характеризовать страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводить правила охраны растительного мира. Называть растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.


21

Животные

Животные -часть природы. Роль животных в природе.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Харак­ теризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания жи­ вотного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника.

Ученик научится перечислять общие ус­ ловия, необходимые для жизни живых организмов. Объяснять высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рассказывать о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Са­ мостоятельно подбирать информацию для книжки-самоделки «Роль живот­ ных в природе».


22

Разнообразие животных.

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа).

Ученик научится распределять животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позво­ ночные животные. Классифицировать животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и спосо­ бам защиты.


23

Животное -живой организм.

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры раных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту.

Ученик научится сравнивать животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицировать животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).


24

Животное - живой организм.

НРК «Животные нашего края»

Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений).

Ученик научится кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводить примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читет» рисунок-схему. Составлять свою схему по аналогии.


25

Животное - живой организм.

Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

Ученик научится рассказывать о способах размножения животных Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размно­жаться?»


26

Поведение животных.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни жи­ вотных. Приводить примеры разнообразного поведения животных.

Ученик научится понимать что всё пове­ дение животного подчинено инстинктам - врождённым формам поведения. Кратко рассказывать о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводить примеры разнообразного поведения животных.


27

Беспозвоночные животные.

Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Рабо­ тать в парах.

Ученик научится делать вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводить примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделять группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимать, что насекомые - самая большая группа беспозвоночных животных.


28

Позвоночные животные.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифици­ ровать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, -работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных.

Ученик научится сравнивать беспозво­ ночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных живот­ ных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


29-30

Позвоночные животные.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифици­ ровать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц.

Ученик научится сравнивать беспозноночных и позвоночных живот­ ных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утвер­ ждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.


31

Природное сообщество.

Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи».

Ученик научится характеризовать животное как организм. Устанавли­ вать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и ус­ ловиями обитания животного. Приводит ьпри­ меры (конструирует) цепи питания.


32

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Ученик научится рассказывать о своем любимом животном. Классифицировать животных. Составлять кластер по теме «Домашние животные»


33

Заповедники.

НРК «Ильменский Государственный заповедник»

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных.

Ученик научится объяснять, что такое «заповедник». Обсуждать информацию, отвечать на проблемные вопросы. Приводить примеры нескольких заповедников России и называть их обитателей.


34

Проверь себя.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Ученик научится выполнять задания ком­ плексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Наша Родина: от Руси до России (8 ч)


35

Древняя Русь. Восточносла­ вянские племена.

Рассматривать форзац «Как мы узнаём о про шлом». Слушать рассказ учителя о восточносла вянских племенах. Под­ держивать учебный диа лог «Выскажем предположения». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую кар-, ту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». На­ ходить в тексте ответ на вопрос.-Различать племена и государства.

Ученик научится понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян - русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств


36

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Ученик научится работать с лентой времени. Рассказывать о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называть нескольких правители. Древнерусского государства.


37

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Ученик научится работать с лентой времени. Рассказывать о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называть нескольких правители. Древнерусского государства.


38

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать во­ просы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».

Ученик научится правильно говорить одно из названий нашей страны - Московская Русь. Кратко рассказывать о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый русский царь. Называть дату венчания на царство первого русского царя.


39

Российская империя

Пётр 1 Великий - император России.

Слушать рассказ учителя «Пётр 1». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт-Петербургу.

Ученик научится правильно говорить одно из названий нашей страны - Российская империя. Получать информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывать об образовании Российской империи. Понимаеть что Пётр 1 - император. Приводить примеры деятельности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, раз­ витие промышленности, образования и др.


40

Екатерина II Великая.

Слушать сообщение учителя - вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Кар­ тинная галерея».

Ученик научится объяснять, почему царицу Екатерину II назвали великой. Кратко ха­рактеризовать деятельность царицы на благо России. Сравнивать ха­ рактеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.


41

Император Николай II.

Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фо­ тографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобрази­ тельном искусстве»

Ученик научится рассказывать кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводить пример характера Николая II, особенностей его правления. Называть дату свержения последнего русского царя. Создавать презентацию - выставку репро дукций русских художни­ ков XIX века. Раскрывать, какие стороны жизни детей привлекали художников.


42

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Советская Россия.

Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.

Ученик научится правильно называть на­ шу страну в XXI веке. Знаеть главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создавать сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, про­ светителей Руси и России.

Как люди жили в старину (9 ч)


43

Из истории имён.

Читать и обсуждать текст учебни­ка. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: о­суждать былины. Слу­шать рассказ учителя «Имя, отчество, фами

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фа­милии. Подбирает ино-странныелмена, похожие на русские.


44

Как выглядели наши предки

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять сло­весный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

Ученик научится описывать особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовить небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Сравнивать изо­браженных персонажей с современными людьми


45

Как в старину трудились наши предки.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (под­готовка пересказа текста учебника).

Ученик научится работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и об­суждать текст учебника


46

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предкты

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и о­суждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки-самоделки «Игры русского народа».

Ученик научится понимать что защита Родины - долг славянина. Рассказывать о том, что забота о ближнем - черта славянского характера. Кратко сооб­щать информацию по теме «Как славяне про­водили свободное время». Объяснять значение пословиц, поговорок, ус­таревших слов.


47

Какие предметы окружали русских людей

Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебни­ка. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста.

Ученик научится описывать устройство и внешний вид русского жилища. Понимать зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального по­ложения жильца. Перечислять особенности крестьянской избы. При­водить примеры первых каменных построек.


48

Какие предметы окружали русских людей

Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.

Ученик научится применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различать животных по классам (без термина).


49

Русская трапеза

Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

Ученик научится называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объяснять значение пословицы «Хлеб да вода - крестьянская еда». Приводить при­меры русских сказок, в которых говорится о каше. Находить репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом -обильная еда.


50

Во что верили наши предки

Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Назы­вать несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники».

Ученик научится понимать, что до появле­ния христианства славяне были язычниками. Называть языческих богов славян. Объяснять значение пословиц. Называть каждый день масленичной недели. Рассказывать о традиционных масленичных играх и забавах. Объяснять значение слова «суеверие».


51

Принятие хри­стианства на Руси

Обсуждать текст «Приня­тие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христо­во Воскресение

Ученик научится объяснять, как происхо­дило принятие хри­стианства на Руси. На­зывать некоторые христианские праздники


52

Проверь себя.

Выполнять задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам

Ученик научится выполнять задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Как трудились в старину (15 ч)


53

Что создавалось трудом крестьянина

Выполняет задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам..

Ученик научится выполнять задания ком­плексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам..


54

Труд крепостных крестьян

Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских де­тей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин - кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Ученик научится понимать особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находить ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называть дату отмены крепостного права


55

Что такое ремесло.

Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремес­ло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ре­месленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России.

Ученик научится понимать что такое ре­месло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России.


56

Игрушечных дел мастера.

Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника.

Ученик научится называть традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивать игрушки по виду, по мате­риалу. Показывать на карте места традиционных народных промыслов. Узнавать игрушку.


57

Маленькие мастера.

Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Малень­кие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы - мастера».

Ученик научится рассказывать об особен­ностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составлять коллективную презентацию «Мы - мастера».


58

0 гончарном ремесле

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий

Ученик научится понимать, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментировать значение труда гончаров. Обобщать знания, полу­ченные во время экскурсии в гончарную мастер­скую. Гжельские изделия -пример таланта гончаров


59

О труде ткачей

Рассматривать изобра­жение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды.

Ученик научится приводить примеры тка­чества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводить виртуальную экскурсию в музей ткачества.


60

Русские оружейники

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах

Ученик научится кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов -древнем ремесле сла­вян. Перечисляет «оружейные» города России


61

Первые российские мануфактуры

Обсуждать проблему: какой труд легче и ре­зультативнее - машинный или ручной? Работать с текстом учебника

Ученик научится делать вывод об эффек­тивности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.


62

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры

Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных

Ученик научится объяснять значение слов: «фабрика», «завод». Показывать на кар­те места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывать о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимать, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.


63

Изобретения, сделанные в XIX-XX веках

Железные дороги в России.

Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Назы­вать «День рождения» железнодорожного транспорта в России.

Ученик научится кратко рассказывать о первой железной дороге в России. Показывать ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.


64

Первые пароходы и пароходство в России.

Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений челове­ка были гончарный круг, колесо, оружие,орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея

Ученик научится кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.


65

Автомобили-строение в России

Работать с текстом и ил­люстрациями учебника. Дидактическая игра «Уз­най автомобиль». Рассказывать о современ­ных автомобилях. Организовать выставку рисун­ков «Автомобили буду­щего».

Ученик научится называть несколько ма­рок автомобилей, выпус­каемых в России. Классифицировать автомобили по назначению перево­зок. Рассказывать о развитии автомобилестроения в России.


66

Самолётостроение в России.

Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка - первый русский летун»).

Ученик научится составлять рассказ о самолетах. Перечислять разные виды самолетов. Кратко рассказывать о роли современной авиации.


67

Время космических полётов

Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника

Ученик научится называть «отца россий­ской космонавтики» -К.Э. Циолковского. Готовить рассказ об одном из российских космонавтов.


68

Проверь себя.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам.

Ученик научится ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принима­ть и удерживать цель задания в процессе его выполнения.




























Рабочая программа оп окружающему миру 3 класс


Пояснительная записка

Преподавание курса «Окружающего мира» в 3 классе осуществляется в соответствии с:

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Программой основного общего образования по окружающему миру.

Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2012г.).

Окружающий мир - взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе. В процессе изучения у детей формируется умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы.

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;

осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции - соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностно­го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле­творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т. п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче­му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Земля - наш общий дом», «Бактерии и грибы», «Животный мир Земли»

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Наша Родина от Руси до России».

История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события про­изошли в его истории, как развивались экономика, культу­ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ­лено разделом «Как жили наши предки (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 3 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения.

Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.

В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.ю, что составляет 68 часов в учебный год.

Данно

Для развития интереса используются электронные образовательные ресурсы.

Требования к уровню подготовки

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

• тела живой и неживой природы;

• планеты Солнечной системы (2-3);

• свойства воздуха, воды, состав почвы;

• древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деяте­лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про­граммой);

• причины исчезновения растений и животных, отдель­ных сообществ; различать (соотносить):

• год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исто­рической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные - многокле­точные, беспозвоночные - позвоночные);

• приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в за­висимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения чело­века к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской

Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одеж­ду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом

(в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра­ботать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 2, тестов 2 ч.;

Административных контрольных срезов 1 ч.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Список литературы

Литература для учителя:

1.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. - сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010.

2.Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. - сост. Г.В. Раицкая. 3 - е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.

Литература для учащихся:

1.Учебник «Окружающий мир» 3 класс: Н.Ф. Виноградовой-М.:Вентана - Граф, 2012

2.Рабочая тетрадь в 2-х частях «Окружающий мир» 3 кл. Н.Ф.Виноградова, Вентана-Граф, 2011г, Москва

Интернет ресурсы.

rusedu.ru/

viki.rdf.ru/

nachalka.info /

4 stupeni.ru/










© 2010-2022