Конспект урока изобразительного искусства на тему Современный костюм с элементами казахского орнамента

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства.

Тема урока. Современный костюм с элементами казахского орнамента

Цель урока. Развитие творческих способностей и воображения учащихся. Воспитание национальной гордости. Ознакомить с казахским костюмом и его особенностями. Показать богатство декора национальной одежды.

Оборудование урока. Для учителя: силуэты кукол, репродукции современной одежды с элементами казахского декора, образцы зооморфного орнамента, эскизы казахского костюма, силуэты юрт, фигурок, одетых в национальную одежду, животных, птиц и т.п.

Для учащихся: гуашь, ножницы, карандаш, стакан для воды, крупная и тонкая кисти, цветная бумага, скотч, клей.

Оформление классной доски. эскизы казахских костюмов, репродукции современной одежды, образцы зооморфного орнамента, для создания настроения подобраны отрывки из казахского кюя.

Ход урока:

  1. Организационная часть включает в себя подготовку учащимися своих рабочих мест и необходимых материалов для работы. Дежурные наливают воду и раздают силуэты кукол каждому ученику.

2. Вступительное слово учителя: Ребята, представьте себе, что мы путешествуем по степным просторам Казахстана много-много лет назад. Попробуйте создать с помощью деталей и основы (раздаю конверты) картину "увиденного" вами. (Групповая работа.)"

Затем полученное панно вывешивается на доске.

"Я рада, что все "увидели" белеющие юрты, сизоватый дымок, табун лошадей. Цветут тюльпаны, зеленеет нежная трава.

Стройные девушки-казашки одеты в роскошные бархатные и шелковые наряды, украшенные узорами.

Кошма, расстеленная на траве, радует глаз своими замечательными узорами.

Присмотритесь к ним.

Эти узоры состоят из различных мотивов, которые повторяются в определенном ритме. Так появились орнаменты, что в переводе с латинского обозначает "украшение".

Казахский национальный орнамент складывался из различных мотивов. Искусствоведы разделили их на несколько видов. Посмотрите внимательно, и вы увидите их сами".

Дети выделили геометрический мотив, растительный и состоящий из рисунков животных. Учитель сообщает, что последний мотив получил название зооморфный.

"Эти мотивы, соединяясь, создают прекрасный, неповторимый узор. Каждый элемент узора несет в себе символическое значение и служит талисманом. Поговорите со своими бабушками, пойдите в библиотеку и попробуйте найти разгадку этих узоров. Уникальным проявлением культуры казахов является национальный костюм. Он создавался под влиянием условий жизни в степи с его знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой. Он отличается ярким своеобразием и играет большую роль в сохранении самобытности казахского народа".(Обращаю внимание детей на эскизы казахского национального костюма).

"Казахский костюм прост в композиции, удобен для верховой езды, защищает от холода, жары и ветра. Он наряден, потому что отделан мехом, вышивкой, нашивками из люрекса.

Во всех регионах республики костюмы не имеют особой разницы, отличаются лишь головные уборы, украшения. Например, головные уборы айыркалпак, саукеле имеют острый верх. Жаулык складывается из квадрата белой ткани. Детские и девичьи шапки украшались перьями совы, считавшейся священной птицей, оберегающей от дурных глаз, болезней.

Костюм женщины-казашки состоял из легкого с двумя-тремя воланами приталенного платья. Рукава украшались двумя-тремя рядами оборок. Камзол яркого цвета. Он украшался вышивкой из золотой и серебряной нити.

Национальные элементы продолжают свою вторую новую жизнь в виде вышивки, аппликации, украшений из металла в современной одежде, которую создают художники-модельеры.

Модельер-конструктор - это художник, работающий над созданием деловой, рабочей и нарядной одежды.

Представьте, что вы художники-модельеры и каждому из вас нужно придумать свой неповторимый костюм с элементами зооморфного орнамента, образцы которого вы видите на доске. Можете использовать их при украшении своих моделей. Можете создать свой орнамент, основываясь на народных. У каждого на парте лежит силуэт куклы, для нее вы создадите современный костюм".

3. Показ последовательности работы. Последовательность показываю на доске. Чтобы выполнить задание, нужно: по силуэту куклы провести линии одежды.

4. Самостоятельная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

5. Итог: Все работы вывешиваются на доске. Дети рассматривают работы. Отмечают наиболее понравившиеся (чем понравился?)

Учитель: Сегодня вы оказались очень талантливыми модельерами - конструкторами. Модели, созданные вами, очень своеобразны и красивы.

6. Уборка рабочего места.


© 2010-2022